Подводники – элита флота
К 110 – летию подводного флота В марте , 19 числа ( 6-го - по старому стилю ) 1906 года вышел указ императора Николая II, где было сказано, что государь император высочайше повелеть соизволил: включить в Высочайше установленную в 30-й день декабря 1891 года классификацию судов военного флота, включающую подводные лодки. Так началась официальная история Российского подводного флота , которому 19 марта 2016 года исполняется 110 лет. За этот период Российский подводный флот прошёл трудный, опасный, во многом трагический и героический путь - от дубовой бочки крестьянина Ефима Никонова до ракетного стратегического атомного подводного крейсера проекта 955 « Борей». История создания и становления подводного флота насчитывает много веков. Ещё наши пращуры пытались скрыться под водой с тростинкой во рту. Идея создания подводного флота витала в умах фантастов, морских стратегов и целого ряда выдающихся людей прошлых столетий. И по мере роста научного потенциала и возможностей техники она начала воплощаться в жизнь. Путь к подводному флоту был тернист и трагичен, так как профессия подводника и поныне опасна и связана с неизмеримыми трудностями, поэтому подводники –люди особого склада, беззаветно преданные своему делу. Первая подводная лодка была построена в Англии голландцем Ван Дреббелем в 1620 году. В России плотник Ефим Никонов в 1724-1727 годы при поддержке Петра Великого испытывал первый в мире подводный корабль для военных целей «Потаённое судно», к сожалению, после смерти Петра дело заглохло. В 1776 году Д.Бушнел в США сконструировал одноместную подводную лодку с корпусом из медных листов , вооружённую миной. Однако попытки её боевого применения успеха не имели. В 1801 году американский инженер Р.Фултон во Франции построил подводную лодку «Наутилус» с медным корпусом и железными шпангоутами, имевшую на вооружении 2 мины. В подводном положении она приводилась в движение с помощью винта, вращаемого вручную, в надводном положении использовались паруса или вёсла. В 1834 году по проекту русского инженера К.А.Шильдера была построена подводная лодка , впервые снабжённая перископом , вооружённая шестовой миной , зажигательными и фугасными ракетами. Первое боевое применение во время Гражданской войны в США 1861-1865 годы нашла подводная лодка «Давид», созданная по проекту южанина Анулея. Она потопила шестовой миной деревянный корвет северян «Хусатоник», но при этом погибла сама. В 1866 году в России по проекту И.Ф.Александровского была построена первая в мире подводная лодка с механическим двигателем, работающим на сжатом воздухе. В 1878 году русский инженер С.К.Джевецкий создал подводную лодку с винтом, вращаемым с помощью педального привода , а в 1884 году первую ПЛ с электрическим двигателем (питающимся от аккамуляторной батареи) ,снабжённую усовершенствованным перископом и системой регенерации воздуха . К началу 20-го века все основные морские державы начали строительство подводных лодок. В 1902 году по проекту инженеров И.Г.Бубнова и М.Н.Беклемишева в России была построена подводная лодка «Дельфин», имевшая в качестве двигателей бензиновый мотор и электромотор. Несколько усовершенствованные подводные лодки такого типа участвовали в русско-японской войне 1904-1905 годов. В 1912 году по проекту И.Г.Бубнова началось строительство подводных лодок типа «Барс», которые по тому времени были самыми большими и совершенными в мире. По проекту М.П.Налётова в России в 1915году был построен первый в мире подводный минный заградитель «Краб».К началу 1-й мировой войны мечта о подводном флоте обрела реальные очертания, и во флотах основных морских держав появились десятки подводных лодок. Война показала, что подводные лодки являются новым эффективным средством ведения боевых действий на море, прежде всего на морских коммуникациях. Их важнейшим тактическим свойством является скрытность. Подводные лодки благодаря этому могут решать широкий круг боевых задач: вести борьбу на коммуникациях противника, защищать свои коммуникации, ставить мины, вести разведку, скрытно высаживать разведывательно-диверсионные группы, нести дозор, перевозить людей и грузы, осуществлять навигационно-гидрографическое обеспечение сил флота. За время 1-ой мировой войны подводные лодки воюющих государств потопили 192 боевых корабля ( в том числе 14 линкоров, 20 крейсеров ,36 эсминцев, более 30 подводных лодок) и около 5800 транспортов общим водоизмещением свыше 14 миллионов регистровых тонн. За этот же период воюющими сторонами было потеряно 265 подводных лодок. В период между 1 –ой и 2-ой мировыми войнами все морские державы уделяли большое внимание подводному кораблестроению. В 1927 году были заложены первые подводные лодки типа «Д»(Декабрист) , затем - типа «Л» (Ленинец) , «Щ» (Щука) , «М» (Малютка) , «К» (Крейсерские) и другие. К началу 2-ой мировой войны флоты имели:Великобритании-58 , США-99 , Франции-77 , Германии -57,Италии -105 , Японии -56, в составе ВМФ СССР было 212 подводных лодок. В период Великой Отечественной войны наш подводный флот многократно доказывал свою высокую эффективность. Беззаветно преданные Родине подводники в условиях жесточайшего противодействия со стороны фашистской Германии и её союзников проводили огромную боевую работу по нанесению ущерба врагу. На их счету много громких побед и подвигов, которыми по праву гордится Россия. Чего стоит знаменитая на весь мир «Атака века», которую произвела подводная лодка С-13 во главе со своим героическим командиром капитаном 3-го ранга Александром Ивановичем Маринеско. За один поход подлодка «С-13» 30 января 1945 года потопила трёхторпедным залпом лучший в Германии океанский девятипалубный лайнер «Вильгельм Густов» водоизмещением 25 тысяч регистровых тонн, используемый для подготовки высококлассных подводников германского флота. В результате этой атаки погибло 3700 подводников, в том числе 100 командиров подводных лодок – опытных и дерзких пиратов морских глубин. Кроме того на лайнере погибло около 7000 высокопоставленных чинов СД , СА,СС, штатских чиновников – местных фюреров и гауляйтеров с оккупированных земель. После доклада Гитлеру гросс-адмирала Карла Деница о потоплении лайнера фюрер пришёл в истерическую ярость. В Германии был объявлен трёхдневный траур, командир конвоя был расстрелян.Один из спасшихся высокопоставленных фашистов Шён в своих воспоминаниях с горечью писал: «Это , несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника» ничто». В этом же походе 10 февраля 1945 года подводная лодка «С-13» кормовым двухторпедным залпом уничтожила вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 14660 регистровых тонн, переполненный военной техникой и войсками, погибло около 3700 солдат и офицеров. В начале июля 1942 года, самый крупный и мощный корабль фашистской Германии линейный корабль «Тирпиц», получивший у немцев неофициальное название «гроза морей», во главе эскадры вышел в море на перехват конвоя союзников, следовавшего в СССР. А 5 июля он был обнаружен и атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием капитана 2-го ранга И.А.Лунина. Потеря внезапности заставила «Тирпиц» и эскадру вернуться в пункт базирования, конвой союзников был спасён от гибели. Невозможно рассказать о всех боевых делах подводников и тех неисчислимых жертвах, которые они положили на Алтарь Победы. В ходе Великой Отечественной войны подводники совершили 1239 боевых морских походов и потопили 322 транспорта, 87 боевых кораблей и вспомогательных судов фашистской Германии и её сателлитов общим тоннажём свыше 938 тысяч регистровых тонн. Родина высоко оценила подвиги подводников. Высокого звания героя Советского Союза удостоены 25 подводников. Двенадцать подводных лодок удостоены звания гвардейских , двадцать три награждены орденом Боевого Красного Знамени, четыре подводных лодки стали гвардейскими и Краснознамёнными. Удостоены высоких наград: Краснознамённая ордена Ушакова бригада подводных лодок Северного флота, Краснознамённая бригада подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота,1-я Севастопольская Краснознамённая и 2-я Констанцкая ордена Ушакова бригады подводных лодок Черноморского флота. Так завершили Великую Отечественную войну подводники СССР. После Великой Отечественной войны встал вопрос возрождения и строительства современного флота. Знаменитый и уважаемый моряками Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов инициировал разработку программы строительства атомного ракетного Российского флота. С оснащением подводных лодок атомными энергетическими установками и ядерным ракетным оружием, флот стал играть не только тактическую, но и стратегическую роль в системе обороны государства. Создаются конструкторские бюро, строятся новые судостроительные заводы, научно- исследовательские институты, полигоны для испытания оружия и так далее. Благодаря всему этому советский подводный флот становится ракетным, ядерным, океанским. * * * Тысячи бывших подводников живут на просторах России, по-разному сложились их судьбы после службы на подводном флоте. Они имеют разные профессии, разный социальный статус, разные интересы, но их объединяет одно – бескорыстная любовь к подводному флоту и гордость за него. Поэтому 10 лет назад 17 марта 2006 года подводники, ныне живущие в Хабаровске , по инициативе капитана 1-го ранга Н.М.Кузнецова, бывшего начальника политотдела одной из бригад подводных лодок, решили объединиться в Краевую общественную организацию. Инициативу поддержали капитаны 1-го ранга Н.В.Лапин, В.Е.Хоровенков (кавалер ордена Ленина),В.А.Виноградов, Тригорлов, а также капитаны 1-го ранга М.Л.Центнер, Г.Б.Перов, А.Колосов, В.И.Болдырев и другие подводники. На первом собрании было всего 25 человек. За десятилетний период ветеранская организация значительно выросла и сейчас в ней более 500 человек. В её ряды влились ветеранские организации подводников из Бикина, Переяславки, Хора, Вяземского. Она ведёт большую военно-патриотическую работу среди молодёжи. Ветераны- подводники выступают в школах и ВУЗах, шефствуют над одним из детских домов и военно-морским лицеем им. адмирала Н.Д.Сергеева. Совместно с городским советом ветеранов разработано положение о нагрудном знаке «Лучший лицеист года». Кавалеру этого знака вручается денежная премия в честь Героя Советского Союза, подводника, капитана 1-го ранга А.А.Гусева, выпускника этой школы. Не без помощи подводников на здании лицея установлена мемориальная доска А.А.Гусеву. В 2012 году Всероссийским комитетом ветеранов войны и военной службы за большую работу по патриотическому воспитанию молодёжи подводники были награждены вымпелом «Лучшая ветеранская организация» и занесены в книгу почёта Всероссийского комитета ветеранов войны. Подводниками изданы две книги о членах организации под названием «В глубинах океанов». В этих книгах подводники делятся своими воспоминаниями о службе на подводных лодках. По инициативе ветеранов, при поддержке администрации Хабаровска и Комсомольска двум подводным лодкам присвоены имена «Хабаровск» и «Комсомольск». Члены организации вместе отмечают основные флотские праздники, победные дни России, чествуют своих юбиляров, например, организовали и провели 90-летний юбилей ветерана-подводника старшины 1-й статьи А.И.Назарова -участника Великой Отечественной войны. Они поддерживают связь с жёнами и матерями подводников, ушедших из жизни, помогают в организации траурных мероприятий, оказывают посильную материальную помощь. Провели сбор средств для оказания помощи жителям Донецка. Хабаровская краевая организация ветеранов подводников работает в тесной связи с администрацией Хабаровска и края, взаимодействует со многими ветеранскими организациями по вопросам патриотического воспитания молодёжи, социальной защиты и поддержки ветеранов. Несомненно, в ближайшее время она прирастёт новыми членами. Российский подводный флот за свою более чем столетнюю историю переживал взлёты и падения, особенно в период перестройки, когда практически сошёл на нет, но сейчас он снова поднимается и без сомнения в ближайшие годы займёт достойное место в системе обороны государства .
Ветеран военной службы А.Зубков |