Путешествие к предкам. Русские в Египте

О славный и мудрый Египет,
Загадка во все времена,
Твой блеск фараонами выпит,
Врагами разбита казна.
Культуру, – и ту растащили,
Труды вековые сожгли,
Ведущий народ истребили,
И злобу унять не смогли.

Михаил Галкин «Исчезнувшему народу»

История и люди. Кто у нас не слышал о «Хождении за три моря» Афанасия Никитина – первого землепроходца и путешественника, автора замечательных записок. Но были у нас и другие землепроходцы, которые посещали не Индию и Персию, а Египет, и они тоже написали об этом свои собственные «Хождения…».

История великой египетской цивилизации, которая насчитывает 27 веков – одна из загадок, что всегда интересуют наших читателей. Хотя и нет, наверное, более бессмысленной темы, если мы посмотрим на неё, оценивая с точки зрения здравого смысла. Однако… это интересно.

А раз что-то людям интересно, значит это нужно, это востребовано. Вот и сегодняшний рассказ, мы вновь посвятим Египту, причем сообщим о том, как же жители России в далекие-далекие времена знакомились с его культурой, откуда они о нем узнавали и кто из россиян первым побывал в этой стране. Ну и, конечно, рассказано будет и о том, какие письменные сочинения он оставил нам в наследство…

Посольство Ивана Грозного отправляется на Восток

Первый из русских царей, отправивший на Восток специальное посольство, был царь Иван Грозный. Зачем ему это понадобилось, сказать трудно. Возможно, простое любопытство, а может быть, и какой-то государственный интерес.

Важно то, что в составе посланников ехал купец из Смоленска, которого звали Василий Позняков. В задачу посольства входило и монаршую особу в заморских землях представить, и «обычаи во странах тех писати».

Итогом того путешествия стала книга: «Хождение купца Василия Познякова» – первая в России книга, рассказавшая русским людям о Египте.

Посольство покинуло Москву «в лето 7066» («от сотворения мира», то есть в 1558 году по нашему счету) и кружным путем через Литву двинулось «в Царьград», а уже из него в Александрию, и добралось оно туда лишь год спустя!

Зато в Каире послы находились всего лишь четыре дня. После этого они возвратились в Александрию, а потом отправились на Синайский полуостров.

В Египте Позняков находился совсем немного, но и этого ему хватило, чтобы в «Хождении» он смог рассказать о завоевании Египта турками, его городах и природе:

«А город был каменной да развалился, только одни врата стоят целы...»

«Бестселлер XVI века»

В России книгу Познякова непонятно почему стали приписывать купцу Трифону Коробейникову, который тоже посетил Египет, но уже спустя 25 лет после Познякова. Просто в книгу Позднякова он приписал несколько своих глав.

Дошла она до нас более чем в двухстах (!) рукописных списках, а ещё в сорока книгах печатных. Что лишний раз говорит о большом интересе тогдашних россиян, который они проявляли к Египту и его древностям!

Только 300 лет спустя удалось-таки узнать, что «Путешествия Коробейникова» есть не что иное, как работа Познякова с добавлениями Коробейникова. Причем сохранилось шесть рукописных списков его «Хождений», поэтому можно легко сравнить, кто именно что написал. Был Коробейников и первым, кто описал россиянам африканского страуса, причем нашел для этого весьма забавные сравнения.

Затем в Египет отправился казанский купец Василий Яковлев, по прозвищу «Гагара», и находился там целых 14 недель. Видно, потому и написал он больше, чем его предшественники.

Путешествие Василия Яковлева

В 1634 году он начал свое путешествие, отправившись из Казани в Астрахань, а затем в Тифлис, и потом в Эрзерум, Иерусалим и таким вот непрямым путем добрался наконец до Египта. По дроге все записывал, что видел. Например, он первым описал обелиск из Гелиополя, высотой в «12 сажен» (примерно 25 метров высотой), указав, что на нем имеется «фараоново имя».

Забавно, что не слишком-то уж и образованный купец совершенно точно указал, что знаки на обелиске – письмена. Тогда как немецкий профессор Витте спустя более чем сто лет доказывал, что египетские обелиски являются не более чем «творениями природы», а вот надписи на них якобы «вырезали» особые улитки!

Добрался Гагара и до пирамид в Гизе, и они произвели на него очень сильное впечатление. А ещё он увидел на Ниле крокодила, о котором высказался следующим образом:

«…а голова у него, как у сома, а ноги, как у человека, и естеством такой же, а хвост у того зверя, как у сома, а по виду тот зверь, как змей ехидный… Если он настигает человека, то пожирает до смерти. Кожа на нем, как рыбья чешуя, а величиной крокодил – саженей две».

Интересно, что в нашей литературе это самое первое описание крокодила!

Алексей Михайлович Тишайший посылает своё посольство…

В очередной раз посольство в восточные страны «по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Руси указу» послали 10 июня 1649 года. Был среди посланных некий Арсений Суханов – из бедных мелкопоместных дворян, обнищавший и занятый до того тем, что «волочился меж двор на Туле». Но был зело грамотен и не просто грамоте разумел, а ещё и знал греческий язык, и древний, и живой, разговорный. Польский язык знал и даже немного понимал по-латыни. С разными дипломатическими делами был в разъездах десять лет, побывал в Грузии, в Молдавии, в Малой Азии, а также в Месопотамии и Палестине, в Греции и в Египте.

Интересно, что имел при себе немалые суммы, доверенные ему для покупки всяких книг греческих… листов чертежных разных земель.

Суханов пробыл на берегах Нила полтора месяца и очень подробно описал все им увиденное.

Суханов писал, что «прежде до сего от Москвы никто здесь не бывал, но только-де при царе Иоанне Васильевиче посол был», то есть о посольстве Познякова ему было известно. А вот о путешествии Василия Гагары он, скорее всего, ничего не знал, ведь тот путешествовал на свой страх и риск.

О пирамидах в окрестностях Каира он написал так:

«древних фараонов могилы, достойные великому диву... велики очень, как горы учинены, снизу широки, а сверху заострены».

Правда, пирамид он назвал всего лишь три, в Гизе, ну а того, что пирамид в Египте больше 118, он просто не знал!

Путешествие в Египет Суханова оказалось очень полезным, как для государства, так и для самого путешественника, ведь Суханова после него поставили руководить Московским печатным двором, а должность эта была и престижной, и ответственной.

Автор: Вячеслав Шпаковский

 

На фото:

  1. Польский кинофильм «Фараон»(1965) по праву может считаться одним из лучших кинофильмов о Древнем Египте…
  2. Фаянсовый амулет Ра-Хоракти, высотой всего 2,8 см. 664–630 гг. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  3. Богиня Таурет, являвшаяся покровительницей рожениц. Высота 5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  4. Алебастровая чаша. Эпоха II династии, ок. 2750–2649 до н. э. Саккара, гробница 2322: Служба древностей Египта / раскопки Кибелла, 1910–1911 гг. Материал: травертин (египетский алебастр). Высота 9,4 см; диаметр 23,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  5. Ещё один сосуд из алебастра. Новое царство, XVIII династия, ок. 1550–1458 до н. э. Верхний Египет, Фивы, внутренний двор CC 41, яма 3, захоронение B 4, между изголовьем гроба и стеной, раскопки ММА, 1915–1916 гг. Размеры: высота 13,6 см; диаметр 11,6 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  6. Саркофаг мумии Иинеферти. Новое царство. XIX династия. Эпоха правление Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Саркофаг закрывался деревянной крышкой («доской мумии»), на которой вырезалась фигура усопшего или усопшей, причем и вырезалась, и раскрашивалась она так, чтобы показать умершую в длинном белом платье со складками. Верхний Египет, Фивы, Дейр-эль-Медина, гробница Сеннеджема, Служба древностей Египта / раскопки Масперо, 1885–1886 гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  7. Верхняя часть крышки саркофага мумии Иинеферти. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  8. В гробнице Иинеферти нашли и вот такую фигурку ушебти. Слово ушебти можно перевести, как «Я здесь!» То есть это фигурка-заменитель своего хозяина, которая на том свете оживала и по приказу богов должна была трудиться вместе него. И если у тебя было в наличии 365 ушебти, то можно было ни о чем больше не беспокоиться! Сделана она из нильского ила, после чего просушена на солнце. Но и сегодня современные египтяне точно так же делают из нильского ила такие же ушебти и не без выгоды продают их туристам. Вот только формы у них сделаны из виксинта. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  9. Саркофаг Хонсу. Новое царство. XIX династия. Эпоха правление Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  10. Иероглифическая надпись на саркофаге Хонсу. Новое царство. XIX династия. Эпоха правления Рамсеса II. Ок. 1279–1213 до н. э. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  11. Отъезжая на Восток, Суханов подал челобитную царю Алексею Михайловичу 9 мая 1649 года с просьбой дать ему денег на путешествие. Иллюстрация из книги Н. Петровского и А. Белова. Страна Большого Хапи. Ленинград. Детлит. 1955 г. С. 21.
  12. Внутренние помещения мастабы Раэмкая. Древнее царство. V династия. Ок. 2446–2389 до н. э. Саккара. Сама мастаба находится на севере от пирамиды Джосера, Египетская служба древностей / раскопки Кибелла, 1907–1908 гг. Мастаба Раэмкая была первоначально построена и украшена для чиновника по имени Нефериретнес, чье имя и титулы еще можно разглядеть на фальшивой двери. Либо Нефериретнес оказался в немилости, либо вся его семья умерла, так что позаботиться, чтобы его похоронили, «как положено», оказалось некому. И заметим, что использование этой гробницы для Раэмкая не могло быть самозахватом. Вероятно, оно осуществилось по указу фараона около 2381 г. до н. э. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  13. А это барельефы ее северной стены. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
  14. Раскрашенные фигуры на барельефе из мастабы Раэмкая. Надписи называют Раэмкая (имя означает «солнце – моя жизненная сила») «телесным сыном фараона», так что он мог быть и вправду сыном фараона (бастардом) и принцем. Правда, мы не знаем точно, какой фараон был его отцом. Один титул указывает на его связь с церемониями коронации, то есть Раэмкая иногда был довольно близок к личности фараона. Гробницу украшает множество прекрасных рельефов со сценами ловли птиц, разделки мяса, выпечки хлеба и пивоварения, а ещё охоты в степи с лассо и собаками. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

 

https://topwar.ru/history/