САРАТОВСКАЯ ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ

Станцию Герби построили волжане

В апреле 1979 года путеукладчик линии Ургал – Березовый достиг последней отметки, где еще не приступали к возведению станции. Ее название повторило топоним протекающей рядом речки – Герби.

Командовал путеукладчиком Виктор Каждан, на парадном кителе которого светились два ордена. Это его подразделение в феврале 1975 года приступило к сооружению главного пути БАМа на его восточном участке.                                                                  

Выход в окрестности таежной красавицы Герби означал, что позади 150 км хода через Баджальский хребет, а еще станции Солони и Сулук, возводимые соответственно «ТаджикстройБАМом» и «ХабаровскстройБАМом». Впереди последний рывок – 25 км до разъезда Ургальту, к которому двигался путеукладчик из Березового. В июне 1979 года на Ургальту замкнулось так называемое кольцо, связавшее восточный участок БАМа с Хабаровском и Комсомольском и, следовательно, со всей страной.                                                                                  

Среди встречавших «Укрстрой» и другие строительно-монтажные поезда, которые направлялись для возведения станций, неизменно присутствовали военнослужащие железнодорожных войск. Они были первыми на любом километре восточного направления магистрали и как могли помогали гражданским коллегам. В августе 1979-го солдаты и офицеры с черными петлицами встречали «Первостроитель» – головной отряд «СаратовБАМстроя».                                                                               

НА 124-М КИЛОМЕТРЕ ОТ ЧЕГДОМЫНА                                                                                      

Станционный вагончик и срубленные геологами домики спасали от ливней, пока собирали общежития. Но прежде всего «Первостроитель» в круглосуточном режиме занимался разгрузкой вагонов. Отряд из 40 человек готовил жилье и социальную инфраструктуру к прибытию основных сил «СаратовБАМстроя». Возглавлял поезд Евгений Хатьков, зарекомендовавший себя на восстановлении разрушенного землетрясением Ташкента.                                                                        

Скоро численность персонала строительно-монтажного поезда возросла до 500 человек, а в дальнейшем – до 1 тыс. Работали бригады плотников, каменщиков, отделочников. Механизированная колонна приступила к сооружению очистных, которые, наряду с котельной, водозабором и другими объектами жизнеобеспечения, входили в пусковой комплекс линии Ургал – Постышево (Березовый).                                                                          

В полутора километрах от поселка строителей возводился жилмассив железнодорожников. Он состоял из 20 многоквартирных домов и 12 коттеджей, школы, детсада, фельдшерско-акушерского пункта, а также банно-прачечного комбината. Исторический интернет-портал Верхнебуреинского района наряду с Р. Ермолаевым, С. Теряевым и А. Петровым, прибывшими в составе первого отряда, упоминает А. Ширшова и В. Артюшкину, а также отмеченных грамотами Хабаровского краевого комитета КПСС бригадиров А. Грекова, В. Скрынника и Т. Беспаль.                                                                    

Герби отдален от Чегдомына на 124 км. Связывают районный центр и поселок БАМ и грунтовка, появившаяся в пору строительства магистрали. Отдаленность была учтена саратовским филиалом «Желдорпроекта». В план застройки заложили пекарню, и ее хлебом почти полвека потчуют местных и приезжих.                                                                  

ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ                                                                     

Ирина Михайловна Певцова помнит двухкилограммовые буханки, выпекаемые в поселке строителей.                                                                 

– Мягкие, теплые, запашистые. И такие вкусные! – говорит она. Ирина Певцова поменяла Тверскую область на Хабаровский край в 1980 году, после того как получила письмо от сестры. Та с мужем Михаилом Басиным приехала в Герби с первым отрядом «СаратовБАМстроя».                                                                       

Супруга Певцовой Николая направили разгружать вагоны, позже он работал в бригаде плотников. Сама Ирина удивилась, когда ей, выпускнице торгового техникума, предложили должность мастера. Видимо, рассудили: девушка с характером – остальное приложится.                                                                     

– Мы еще застали костры, на которых готовили во дворах, – продолжает Ирина Михайловна. – Трудностей хватало, но они преодолевались с шутками, без обид. У меня здесь дочь родилась. Пошла в детсад в поселке строителей, а в школу – в поселке железнодорожников. Там мы ввели восьмилетку на 192 ученика. Замечательное было время!                                                                       

Из тех, с кем взаимодействовала, работая мастером, называет Евгения Рязанцева, водителя КамАЗа-длинномера, доставлявшего панели, и Михаила Холмова с пилорамы. «СаратовБАМстрой» имел лесозаготовительный участок. Вывозимая с делян древесина отправлялась на распиловку.                                                                       

НОВЫЙ ГОД

Елена Ивановна Коростелева работала маляром. На житье-бытье в бараке с мужем и детьми не жалуется: дровяная печь грела и варила. Благо, военторг с сетью магазинов в бамовских поселках гражданских не обижал. Ассортимент продуктов и одежды был лучше, чем в Хабаровске и других примыкавших к БАМу региональных центрах.                                                                    

– Запомнился Новый год в бараке. Чего только не накупили, не наготовили! – улыбается Елена Ивановна. – В одной комнате был стол накрыт. В другой – проигрыватель с пластинками. В третьей – дети: спать не хотят, просятся на улицу.                                                                          

А там благодать. Густой снег – и ни ветерка! Поздравление Леонида Ильича Брежнева, звон курантов – и все на свежий воздух. Рукопожатия, объятия, поцелуи. Ну и шампанское рекой… Евгения Андреевича Хатькова, начальника «СаратовБАМстроя», подчиненные увидели в праздничной одежде. Он нашел что сказать об итогах прошедшего года и планах на наступивший, вспомнил партию, профсоюзы, комсомол, пожелал счастья в личной жизни.                                                                        

Пока не ввели восьмилетку в поселке железнодорожников, дети строителей учились в школе-интернате в Чегдомыне. Сотовых телефонов тогда не было, да и по стационарному с ребенком не поговоришь. Жизнь в отрыве от дома кого-то сломала, а кого-то закалила. Дочь Коростелевой окончила Хабаровский педагогический институт и вернулась учительствовать в административный центр Верхнебуреинского района.                                                                             

ЛОКОМОТИВ С КУМАЧОМ                                                                   

Александр Николаевич Сыщенко называет себя нулевиком. Другими словами, бригада, в которой он работал, готовила фундаменты многоквартирных домов и коттеджей. Правда, на котельной монтировала не только основание, но и главный корпус до верхней отметки.                                                                   

Вера, жена Сыщенко, была принята бухгалтером. Но в сдаточный период она, как и другие конторские кадры, красила, белила, мыла – в общем, делала все, что было нужно.                                                                     

– Не забыл тех, с кем был связан по работе. Это шоферы Евгений Орлов, Иван Братьев, Евгений Рязанцев. Водитель автокрана МАЗ Сергей Фролов – без преувеличения, виртуоз, – замечает бывший нулевик.                                                                       

Такой факт: до Герби его бригада занималась тем же в Сулуке. Следовательно, Сыщенко может сопоставить «СаратовБАМстрой»» и «ХабаровскстройБАМ».                                                                         

– Возьмем поселки строителей. В Герби большинство жилых построек – это бывшие казармы. В Сулуке полный набор городских удобств, – рассказывает Александр Николаевич.                                                                 

В Сулуке он пожимал руку космонавту Владимиру Иванченкову, который прилетел на вертолете с первым должностным лицом края. Кроме того, «ХабаровскстройБАМ» видел народную артистку РСФСР Ольгу Воронец, первого секретаря ЦК ВЛКСМ Бориса Пастухова, не говоря уже о деятелях культуры и руководителях общественных организаций регионального масштаба. Саратовская область бамовцев вниманием не баловала.                                                                          

Поезд с локомотивом, украшенным кумачом и портретом В.И. Ленина, в 1982 году встречали митингами на каждой станции линии Ургал – Постышево. Торжествами был ознаменован и ввод в эксплуатацию пускового комплекса, который включал в себя не только рельсы и шпалы, но и поселки.                                                                           

– Все понимали, что главное сделано, – признается Александр Николаевич.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 23(8412)  2024 года

г. Хабаровск