СЕРЕБРЯНЫЙ ЗНАК ЛУХТА

Вспоминая морского летчика, создавшего 95 лет назад авиацию на Амуре    

Адмиралтейский якорь. В центре – карта дальневосточных морей. От Владивостока через пролив Лаперуза, с заходом в Петропавловск-Камчатский и далее через Берингов пролив тянется паутинка маршрута экспедиции. Заканчивается она у острова Врангеля, . . .

на котором значится маленький красный флаг. Внизу карты указан год – 1924-й. Этот серебряный знак «За экспедицию на остров Врангеля» уже в наше время был продан на аукционе за 26 тыс. долларов. Оказалось, что принадлежал он прославленному летчику, создателю авиационных отрядов пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю Эдуарду Лухту. 10 (22) августа ему бы исполнилось 130 лет!   

С КРЫМА НА ДАЛЬНИЙ ВОСТОК   

Эдуард Мартынович Лухт долгие годы служил в Хабаровске, ведь именно здесь – в центре Дальневосточного края – и зарождалась авиация, в том числе военная, та, которая сегодня стоит на страже наших рубежей. Краевед Анатолий Жуков рассказывает, что жили летчики – и наш герой тоже – тогда в известном особняке с круглым окном по ул. Истомина, 18 (дом Ф.Г. Круговского). Родом Лухт с Крыма. В его официальной биографии сообщается, что в 1917-м он принимал участие в штурме Зимнего дворца в Петрограде, затем конвоировал царскую семью в Екатеринбург. Хотя научный сотрудник Военно-морской академии им. адмирала флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова пишет: «Ничего подобного не было. В конце сентября 1917 года Лухт попал в плен к немцам на острове Эзель в Балтийском море, откуда бежал 10 ноября. Находился в Ревеле до эвакуации отряда в Гельсингфорсе, затем в Кронштадте (Ледовый поход)». В 1918-м командующий Южном фронтом М.В. Фрунзе отправил Лухта учиться в летное училище. Так его судьба оказалась связанной с авиацией.   

В 1926-м управление ВВС Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) направило летчика Лухта на подготовку к Первой северной воздушной экспедиции Осоавиахима СССР. В следующем году Эдуард Мартынович принял участие в этом перелете по маршруту Владивосток – Тикси – Якутск – Иркутск. Якутия наградила Эдуарда Лухта грамотой и нагрудным знаком «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», шкурами белого медведя и песца. Также «за проявленное мужество» он получил орден Красного Знамени и тот самый серебряный знак «За экспедицию на остров Врангеля. 1924».   

После этого Лухт перебрался на Дальний Восток, в Хабаровск. Здесь он с 1928 года был командиром 68-го отдельного речного гидроавиаотряда Дальневосточной военной флотилии. И это тоже знаменательная дата – 95 лет назад на востоке страны появилась морская авиация.   

Это по инициативе Эдуарда Мартыновича канонерскую лодку – бывший монитор «Вихрь» с поврежденным корпусом – переоборудовали в несамоходную плавбазу гидроавиации «Амур» (ее звали авиаматкой): с палубы сняли надстройку, а на ее месте соорудили мастерскую-ангар (вместимость – четыре армейских самолета-разведчика Р-1 на поплавках). Благодаря переписке с родственниками Лухта, которые живут в Москве, мне удалось узнать, что эту плавбазу использовали не только в военных целях, но и в мирных – в путину выходили на Амур ловить кету, которую солили прямо здесь же, на реке.   

КАКУЮ ЛОДКУ ПОТОПИЛ ЛУХТ   

В октябре 1929 года Эдуард Мартынович участвовал в боях с белокитайцами на реке Сунгари – это были отголоски конфликта на КВЖД. На морском самолете-разведчике МР-1, будучи командиром 68-го гидроотряда, вместе с начштабом Д.И. Боровиковым на втором МР-1 он потопил флагман китайской (маньчжурской) флотилии – канонерскую лодку «Дзян-Хен». До сентября 1943 года она оставалась самым крупным военным кораблем, потопленным советской авиацией. Правда, эксперт А.М. Пастухов считает, что на самом деле они потопили канонерскую лодку «Ли-Ци» («Выгодная победа»), а не «Дзян-Хен», которая еще в сентябре ушла в город Фугдин под предлогом проведения ремонтных работ. Командование китайской флотилией к 10 октября осуществлял оставшийся в Лахасусу командир «Дзян-Хен» Инь Цзоцянь, перенесший свой флаг на канонерку «Ли-Ци».   

Из воспоминаний о событиях на КВЖД: «Летный отряд под командованием Э.М. Лухта обеспечивал боевые действия Особой Дальневосточной армии на участке Хабаровск – Сунгари. В сложных метеоусловиях летчики выполняли воздушную разведку, поддерживали высадку десанта, наносили бомбовые удары по живой силе противника. 30 октября 1929 года летчики потопили самый крупный неприятельский корабль на реке Сунгари – монитор «Дзян-Хен». В боях особо отличились командир отряда Э.М. Лухт, летчики Д.И. Боровиков, Б.Я. Козлов, И.Я. Сегедин, П.В. Соловьев, инженер отряда Н.Т. Сухинин. Потерпев поражение, китайские власти были вынуждены 22 декабря 1929 года в Хабаровске подписать протокол, восстанавливающий положение, которое ранее существовало на КВЖД…»   

«За отличия в боях с белокитайскими милитаристами на КВЖД» Лухт был награжден вторым орденом Красного Знамени. Его вручил командующий Особой Краснознаменной Дальневосточной армией (ОКДВА) В.К. Блюхер.   

В 1929 году Лухт командовал авиацией ОКДВА. Затем возглавил управление пограничной охраны НКВД ДВК (Хабаровск). При нем были сформированы четыре дальневосточные авиачасти: Хабаровская, Владивостокская, Сахалинская и Камчатская.   

ГДЕ ТРЕТИЙ ОРДЕН?   

В 1938 году Эдуард Лухт демобилизовался в звании полковника. Возглавил авиалинии в Тюмени. А 29 мая 1940-го внезапно скончался в возрасте 46 лет. Вот что пишет исследователь В.П. Южаков: «Его уходу предшествовала поездка на совещание в Москву. 16 подчиненных Эдуарда Мартыновича вылетели в столицу на день раньше своего руководителя. Он задержался в Тюмени. На совещание Лухт прибыл один. Все его заместители погибли в авиакатастрофе над Уралом. Самолет задел линию электропередачи, упал и сгорел. Потрясенный случившимся, Эдуард Мартынович вернулся домой, сказал жене, что устал и хочет отдохнуть. Прилег на диван, уснул и… не проснулся. Сотрудники НКВД запретили делать вскрытие…»   

Похоронили Лухта на Текутьевском кладбище в Тюмени. Его семья в 1950-е годы выехала в Москву. Долгое время могила была заброшенной. По свидетельству очевидцев, там стоял деревянный обелиск и пропеллер красного цвета. Потом дерево истлело, исчез пропеллер, осталась только заросшая травой чугунная плита, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, 1893–1940, трижды орденоносец». Могилу восстановили лишь в 2008 году.   

А я все искал: когда же и за что получил Лухт свой третий орден? Как рассказали в семье летчика, памятник изготавливали в спешке. Сослуживцы выбили эти данные, полагая, что у того три награды. Выяснилось, что в 1928 году Лухт действительно был представлен к ордену Красного Знамени повторно – к 10-летию РККА. Но комиссия представление отклонила на основании решения Реввоенсовета СССР «не награждать тех, у кого награда была ранее».

В Хабаровске память об Э.М. Лухте увековечена на мемориальной доске, которая установлена на большом военном аэродроме Центральный, на здании 8-го объединенного авиационного отряда ФСБ России (Хабаровск, ул. Шкотова, 1).

 

Константин ПРОНЯКИН

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 31 (8369) - 2023 года

г. Хабаровск