СОЕДИНЯЯ БЕРЕГА

4 242 путепровода возвели мостостроители БАМа

Главным мостом БайкалоАмурской магистрали считается переход у Комсомольска-на-Амуре. Правда, возведение его началось еще до 1974 года, когда прокладку второго железнодорожного пути . . .

к Тихому океану провозгласили Всесоюзной ударной стройкой.                                                                    

За пять лет до этого из Сибири вместе с персоналом и техникой был перебазирован специализированный подрядчик – мостоотряд №26. Он разместился в селе Новый Мир Комсомольского района. Рядом с полями, на которых местное хозяйство выращивало овощи, новая организация приступила к созданию базы и жилфонда.                                                                   

Напомню, что строительство завершающего участка БАМа в Великую Отечественную претерпело трансформацию. Мост через Амур был заменен паромным сообщением, и оно функционировало более четверти века. В зимний период рельсошпальная решетка укладывалась на лед. Межсезонье, когда движение прекращалось, оборачивалось падением грузооборота Ванинского порта – крупнейшего в Хабаровском крае.                                                               

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА                                                                  

…Снегопад парализовал Комсомольск, и возобновления пригородного сообщения пришлось дожидаться на переполненном автовокзале. Когда же сине-белый ЛАЗ дотащился в Новый Мир, стало понятно, что шагать придется по целине. Вернее, по сугробам.                                                                         

Контора мостоотряда размещалась справа от цеха ЖБИ. Люди заходили в кабинет первого должностного лица, не спрашивая секретаря. Та предупредила меня, что интервью состоится, когда будут приняты меры для устранения последствий непогоды. Николай Дмитриевич Сентюрин выглядел уставшим. Пока он отдавал последние распоряжения, я обратил внимание на свитер под пиджаком и расстегнутый ворот рубашки. Человек-легенда – как охарактеризовал его первый секретарь краевого комитета КПСС, предоставляя слово на пленуме, – продиктовал мне в блокнот особенности метода, который мостоотряд №26 применил первым в стране.                                                                          

Вместо кессонов, представлявших собой пространства для работы под водой, использовались бетонные оболочки. Они монтировались в скальный грунт с помощью бурения. В подводном пространстве главного бамовского моста появилось свыше 300 заполненных бетоном оболочек. На них устанавливались плиты. Одновременно возводилось шпунтовое ограждение, после чего приступали к сооружению тела опоры.                                                                                 

Работы начались в октябре 1970 года. Хроника не обходилась без ЧП: внезапно поднявшийся на Амуре ветер грозил унести технику. Но нежелательное развитие событий предотвратил бригадир Борис Дьяченко.                                                                                 

Мост был открыт одновременно с завершением строительства станции Комсомольск-Сортировочный. С трудовой победой, благодаря которой в полтора с лишним раза возросла провозная способность завершающего участка БАМа, коллектив поздравил генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.                                                                          

На митинге тогдашний глава края А.К. Черный обозначил для организации новые ориентиры – возведение переходов через Амгунь и Бурею. Прокладка главного направления БАМа уже стартовала.                                                                         

В январе 1977 года в той же сборно-щитовой конторе я снова встретился с Сентюриным, к тому времени отмеченным за амурский мост орденом Октябрьской Революции и премией Совета министров СССР. Он рекомендовал отправиться на амгуньский участок, где ожидалась установка первой опоры моста.                                                                            

В ЯСНОМ И РЯДОМ                                                                          

Вокзал станции Комсомольск-2, откуда в начальный период БАМа отправлялись пассажирские поезда, представлял собой барачное строение в районе птицефабрики. После полуночи состав, направлявшийся по пути, уложенном еще во времена Сталина, прибыл в Березовый, где в тупике поджидала вахтовка.                                                                  

– Два часа хода при наружной температуре минус 55 – не шутка, – сказал парень в унтах, передавая спирт в кружке.                                                                          

Следующую ночь я провел в звене Николая Шабанова. Оно завершало бетонирование ригеля – верхней части первой опоры. Когда алая полоска зари появилась у горизонта, монтажники мастерками выравнивали поверхность – наводили шик-блеск.                                                                              

– До паводка мы должны завершить строительство опор правобережной части, – уточнил на следующий день начальник участка мостоотряда Альберт Авакимов. – Первый поезд пустим по переходу в декабре.                                                                          

Чуть позднее, оторвавшись от чертежей на стене кабинета, он резюмировал:                                                                               

– Пора на обед. По дороге поселок покажу…                                                                                      

Поселок мостостроителей, названный Ясным, появился в березовой роще неподалеку от Амгуни в зиму 1975–1976 годов. Мы проехали мимо домов, магазина, клуба. Столовая ошеломила: в общепите краевого центра я не встречал такого разнообразия блюд.                                                                                 

Потом была экскурсия в прошлое. Преодолев подъем по бездорожью, УАЗ остановился на возвышении. Снег разметало ветром, и в глаза бросились останки бревенчатых строений, печка из металла, почти сгнившие тачки. Похоже, здесь жили строители БАМа конца 1940-х – начала 1950-х…                                                                                    

ПРОБЕЖКА ПЕРЕД КАПОТОМ                                                                                    

Возведением средних и малых мостов, а также искусственных сооружений на восточном участке занимались железнодорожные войска. Звания Героя Социалистического труда в 1981 году был удостоен командир мостового полка Степан Николаевич Пальчук.                                                                              

– От штаба в Воспорухане до палаток взводов – 800 километров, – рассказал служивший под его началом Виталий Дмитриевич Чирук. – Мы делали разбивку по пикетам и определяли, где и каких размеров требуется мост. Затем вырубали лес, мехбат снимал верхний слой грунта, путевой батальон готовил насыпь. Мы же по зимникам продвигали бульдозеры, автокраны и другую технику, а также горючее, потому что летом не проехать…                                                                                

Вечная мерзлота не позволяла забивать сваи, поэтому использовались столбчатые фундаменты. Бурили скважины, в них опускали столбы, заливали бетоном. Поэтапная работа требовала четкости в действиях солдат и офицеров – тогда приходил успех, который заключался в монтаже очередного пролетного строения.                                                                            

– Летом до плюс 45, зимой до минус 45, – продолжил подполковник железнодорожных войск в отставке.                                                                        

– С наступлением холодов выдавали бамовки – утепленные комбинезоны, а также валенки и меховые рукавицы. Для доставки личного состава на объекты использовался ЗИЛ-130 с двойными стеклами. Тем не менее через пять километров мы поднимали подчиненных с мест и вместе с ними совершали пробежку перед капотом…                                                                            

Известность Виталия Чирука перешагнула границы полка, когда на пути из Хабаровска в Москву на свет появился его сын. Мальчика назвали в честь Вадима Ковальчука, офицера-врача, принявшего роды в небе.                                                                             

Без малого 100 мостов было возведено на восточном участке БАМа полком, который возглавлял С.Н. Пальчук. После завершения бамовской эпопеи он руководил Ленинградским высшим военным командным училищем железнодорожных войск. А В.Д. Чирук, уволившись в запас, осел на Урале.                                                                                     

Байкало-Амурская магистраль снова в центре внимания. На ней укладываются вторые пути, возводятся мосты и тоннели. На очереди новый переход, который соединит берега Амура-батюшки у Комсомольска.                                                                                          

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива автора                                                                                           

 

ОТ РЕДАКЦИИ                                                                                           

Эта публикация завершает цикл материалов о строительстве восточного участка БАМа, которые выходили с начала года. Корреспонденты «ПВ» стали пассажирами специального поезда, вышедшего из Хабаровска в Тынду 5 июля. Они расскажут о торжествах, проходивших по пути его следования и в столице БАМа, а также о ветеранах прославленной магистрали.

 

Газета «Приамурские ведомости», № 27 (8416)  2024 года

г. Хабаровск