В КРАСНЫЙ АВТОБУС САЖУСЬ НА ХОДУ

О пассажирском движении начала XX века в Хабаровске – краевед Анатолий Жуков

Первые автобусы в Хабаровске были ведомственными. Министерство путей сообщения в 1911 году получило девять транспортных средств фирмы Mercedes-Benz (Мерседес-Бенц) для обслуживания строительства Амурской железной дороги. На 11 мест, с отоплением . . .

салона газом. Снаружи было три места – для шофера, его помощника и почтальона. Сверху – багажник для вещей пассажиров и почты. Тогда же получили и автобус, приспособленный для движения по рельсам.                                                                         

МЕЖДУ ГОРОДОМ И БАЗОЙ ФЛОТИЛИИ                                                                        

Всерьез к разрешению проблемы автобусного движения по Хабаровску местная дума приступила лишь в 1912 году. Заведующий телефонной сетью города инженер-электрик Владимир Дмитриевич Перепелкин разработал проект маршрутов, таксу, определил доходность и выступил с докладом по этой теме в первом номере журнала «Известия» местного самоуправления.                                                                       

Частные предприниматели Хабаровска дворянин А.А. Родзиевский, Д.К. Заварухин, Д.Я. Альперович и А.М. Бухштаб обращались в местную думу с предложениями об устройстве на их средства пассажирского движения между городом и базой Амурской флотилии. И кое-что уже было сделано.

Образовалось Товарищество автомобильно-вагонного сообщения на Дальнем Востоке. Владелец ломового извоза Г.А. Шошин выписал из Германии шестиместный автомобиль для организации сообщения с базой флотилии. В 1914 году, зимой, Родзиевский с Заварухиным для сообщения все с той же базой приспособили 11-местные кареты на полозьях.                                                                        

ДАЛЬПОГРУЗ                                                                        

Первое транспортное предприятие при Советской власти организовалось в 1923 году и называлось «Дальпогруз». В нем было два иностранных автобуса. Они курсировали между Соборной площадью и вокзалом.                                                                       

В связи с переброской в Хабаровск из Читы областного центра новой организацией ЦУМТ (Центральное управление местного транспорта) было налажено постоянное автобусное сообщение между пристанью и вокзалом. Из Владивостока для этого было получено два 18-местных автобуса с отдельными отсеками для багажа. И 24 июля 1924 года, в 11 часов утра, открылось регулярное их движение.                                                                     

В городских газетах того времени стали появляться заметки о грубых нарушениях транспортников. Были и катастрофы. В декабре 1928 года на железнодорожном переезде к Ветке-пристани шедший задним ходом паровоз буквально смял переезжающий через линию битком набитый пассажирами рейсовый автобус. Было много жертв. Летом 1929 года Хабаровск получил из Владивостока шесть шасси марки Büssing (Бюссинг). Около года они использовались как грузовики. Позднее на владивостокском заводе «Металлист» по немецким чертежам были сделаны пассажирские 30-местные кузова для них.                                                                        

Во дворе магазина фирмы «Кунст и Альберс» (потом Центральный гастроном) осенью 1929 года трестом коммунальных предприятий был оборудован первый в городе автобусный гараж. Но все той же осенью Хабаровский горсовет предоставил тресту участок под строительство капитальных гаражей и конюшен на углу улиц Некрасовской и Никольской (Ким Ю Чена). Под контору там было выделено здание закрытой ватной фабрики частника Грибуля.                                                                   

На территории гаража, названного базой Автогужтреста, до середины 50-х годов располагался автобусный парк. Затем там был таксомоторный парк, расформированный в июне 2000 года. А теперь это ТРЦ «Магазины Радости».                                                                         

ЗНАКИ И ФОРМА                                                                       

Для наведения порядка в автобусах в марте 1931 года было введено обязательное ношение номерных нагрудных знаков как для кондукторов, так и для шоферов, а также форма.                                                                        

С 1934 года в город стали приходить и первые отечественные автобусы, собранные на заводах Москвы и Нижнего Новгорода. Это были транспортные средства марок ГАЗ-03-30 и ЗИС-8.                                                                     

В середине 30-х годов по городу ходили 15–25 автобусов по маршрутам: Комсомольская площадь – вокзал, вокзал – База военной флотилии, вокзал – Дальсельмаш (потом Дальдизель), вокзал – Дальне-Украинская слободка.                                                                     

В мае 1935 года на Комсомольской площади установили диспетчерскую, а на автобусах закрепили съемные таблички с указанием маршрута. На заводе Дальсельмаш и в мастерских Автогужтреста научились ремонтировать кузова транспортных средств, а также собирать новые.                                                                        

Любопытно было и нововведение – правила приоритетной посадки в автобус. Вне очереди и только через заднюю дверь могли входить орденоносцы (с правом бесплатного проезда), дошкольники со взрослыми, беременные с детьми на руках (садились на двухместное сиденье за спиной шофера), инвалиды с явной инвалидностью, милиционеры в форме и депутаты. Летом 1949 года город получил первые три 60-местных автобуса ЗИС-154. Внешне они во многом напоминали наши первые трамваи.                                                                      

С декабря 1956 года началось строительство большого автобусного парка на улице Гаражной (проспект 60-летия Октября). Сейчас там городская типография.

 

Анатолий ЖУКОВ, краевед

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 42 (8431) 2024 года

г. Хабаровск