Знание родной истории – залог сохранения цивилизации
Совсем недавно Президент Российской Федерации выступил с ежегодным посланием к Федеральному Собранию. Президент изложил планы на ближайшую и среднесрочную перспективу, которые касались всех направлений нашей жизни: экономики, социальной сферы, внутренней политики, международных дел и вопросов безопасности. Было подчёркнуто, что за первые 12 лет нового века пройден огромный по важности этап восстановления и укрепления страны. И на повестку дня вышла новая задача — создать богатую и благополучную Россию. Прошедший 2012-й год был отмечен как Год русской истории. Оглядываясь на пройденный нами 1150-летний исторический путь, мы еще раз с уверенностью говорим о присущей нам особой цивилизационной идентичности, о своей решимости следовать ей и бороться за нее. В том году мы отметили целый ряд ключевых для нашего исторического пути юбилейных дат. Это состоявшееся 1150 лет назад образование Русского государства в Новгороде. Это 400 лет преодоления Смутного времени и изгнания польско-литовских интервентов из Кремля. Это 200 лет отражения Наполеоновского нашествия. И, наконец, 2 февраля 2013 года мы отмечаем 70 лет Сталинградской битвы, ставшей поворотным пунктом Второй Мировой войны. Посмотрим, на примере этих дат, чему учит история и какую опору она может дать в будущем. Каждая из этих дат напоминает о героическом пути, пройденном нашими предками, об отражении нескольких приступов западной экспансии, угрожавшей основам нашей цивилизации. В 1612 году ратники Минина и Пожарского отстояли дух народа, защитив Православную Русь от католического натиска. В 1812 году воины Кутузова защитили душу России, русскую культуру от наступления секуляристской культуры Запада. Наконец, в 1942 году герои Сталинграда спасли Русь от физического уничтожения в нацистском рабстве. Каждое из этих знаменательных событий имеет сакральное значение в национальном самосознании. Мы не можем допустить забвения этих побед, а тем более — их преднамеренной исторической фальсификации. Сегодня Россия испытывает мощное давление сил, заинтересованных в разрушении её гуманитарного суверенитета и в цивилизационной переориентации. Священные даты нашего прошлого становятся объектом информационных атак. Под сомнение ставится духовная ценность определяющих вех русской истории: Крещения Руси, преодоления Смутного времени, сражения на Куликовом поле и победы в Великой Отечественной войне. Историки-ревизионисты стремятся дезавуировать подвиг наших предков в сознании новых поколений, представить пройденный Россией путь сплошной исторической ошибкой. Эпоха, в которую мы живем, становится временем нового противостояния между геополитическими центрами, конкурирующими за влияние, ресурсы и рынки сбыта. В отличие от событий ХХ века, когда явными признаками такого противоборства становились военные конфликты, в современном мире особую роль играет фактор так называемой «мягкой силы» (soft power), когда превосходство над противником достигается преимущественно методами информационного, культурного и мировоззренческого воздействия. Подобные методы уже доказали свою эффективность в период, непосредственно предшествовавший разрушению Советского Союза. Под воздействием «мягкой силы» общество лишается воли к сопротивлению и теряет способность защищать себя и свои ценности, проигрывая войну без единого выстрела. Оно разрушается, атомизируется, теряет сплоченность, превращаясь в хаотическую массу индивидуумов, лишенных чувства национального единства и осознания ценности единения вообще. Вспомним слова, произнесенные в суровые дни 1941 года, когда смертельный враг стоял у ворот столицы: «Отступать некуда, позади Москва!» Но не раз и не два в русской истории возникали моменты, когда полчища противника не бряцали оружием и по карте не пролегала линия фронта, однако нашим предкам приходилось произносить такие же священные слова: «Отступать некуда, за нами — наша страна, православные святыни, сердце нашей цивилизации». Наверное, именно такой ответственностью вдохновлялись в свое время Патриархи Гермоген, Тихон и Сергий, святой праведный Иоанн Кронштадтский, святые новомученики и исповедники нашей Церкви. Сегодня, когда на смену физическим сражениям пришли информационные войны, когда на первое место выдвигается борьба за души людей, мы не должны забывать о существовании священных рубежей, за которые нельзя отступать, тех рубежей Отечества, на защите которых мы должны стоять так же непоколебимо, как стояли наши прадеды на Непрядве, под Бородино или в Сталинграде. История учит нас тому, что солидарность — это сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность. Обращение к этой силе помогло нашим предкам не только в дни Великой Отечественной войны — оно сыграло решающую роль и в победе над Наполеоном, и в преодолении Смуты. В те дни представители элит — будь то кичливый боярин, усвоивший латынь, или дворянин, большую часть времени изъяснявшийся по-французски, или партийный руководитель, проповедующий доктрины марксизма, — осознали, что без обращения к народу, к его традиции и вере, не станет будущего ни у страны, ни у них самих. Этот урок должен быть усвоен и нынешними элитами, которые должны понимать главное: лишь общество, сплоченное идеалом солидарности, способно стать альтернативой хаосу и распаду. Только такое общество способно дать новый импульс к конструктивному социальному взаимодействию людей — не через принуждение, а через развитие новых и совершенствование традиционных общественных механизмов, основывающихся на базе моральных императивов, на основе «платформы морального большинства». События 1612-го, 1812-го и 1942-1943 годов — не просто поводы для исторического самоутверждения и проведения помпезных мероприятий. Дни подвига и славы, о которых мы вспоминаем в нынешнем году, — убедительное свидетельство духовной правоты наших предков. У стен Московского Кремля, под Бородино и Сталинградом мы защищали не только независимость России — мы утверждали духовные ценности, которые имеют вселенское, поистине общечеловеческое значение. И мы, преисполненные величайшим уважением к памяти победителей, можем ответственно заявить: их подвиги действительно изменили ход мировой истории. В последнее время мы являемся свидетелями целенаправленных попыток переписать историю России, вычеркнуть из народной памяти или представить в самом мрачном свете ее ключевые события. Чего только стоят усилия наших недоброжелателей в негативных красках представить Крещение Руси, поставить под сомнение факт Куликовской битвы, уравнять нашу страну с фашистской Германией в ответственности за начало Второй мировой войны! Все эти трактовки прошлого преследуют одну цель: посеять в душах людей, в первую очередь молодых, чувство ущербности, спровоцировать желание отречься от своих предков и их наследия. Мы знаем, в том числе из уроков нашей собственной истории, что народ, утративший исторические ориентиры, отказавшийся от преемственности поколений, легко превращается в объект социальных и идеологических экспериментов. И плата за эти эксперименты слишком высока. Русская история требует защиты со стороны гражданского общества. Мы не имеем права на безразличие перед лицом попыток ее злонамеренного искажения, мы должны уберечь от разрушения ее ключевые вехи. Это те рубежи, которые мы не имеем права сдать. Ведь сами исторические факты, свидетельствующие о духовной силе нашего народа в годы побед и об извлеченных горьких уроках в годы смут, способны остановить экспансию разрушительных социальных энергий. Уже в нашем, XXI веке народ преодолел еще одну смуту, начавшуюся после распада Советского Союза. События тех лет имели много общего с эпизодами русской истории начала XVII века. Празднуя 400-летие победы, одержанной в 1612 году, мы должны раз и навсегда подвести черту, за которой останутся годы национального унижения, паралича народной воли, нравственного одичания и социального хаоса. Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.
епископ Бикинский ЕФРЕМ, викарий Хабаровской епархии,
|