ЗОЛОТЫЕ ЗВЕЗДЫ НА ЧЕРНЫХ КИТЕЛЯХ

О летчиках 42-го авиаполка Северной Тихоокеанской флотилии. Ко Дню Военно-воздушных сил России – 12 августа

85 лет назад для защиты побережья и морских коммуникаций в Татарском проливе и Охотском море была сформирована Северная Тихоокеанская флотилия. Ее главная база размещалась . . .

в Советской Гавани, вспомогательные – в Де-Кастри и Николаевске-на-Амуре.                                                                       

Южный Сахалин и Курильские острова тогда принадлежали Японии, а ее флот контролировал подходы к Владивостоку. Памятник погибшим морякам торгового флота в этом городе напоминает, что пакт о нейтралитете между СССР и Японией не мешал союзнице нацистской Германии разбойничать на морских коммуникациях.                                                                    

АЭРОДРОМ ЗНАМЕНСКОЕ                                                                         

В январе 1941 года поселок Советская Гавань обрел статус города. Примыкавший к нему район включал жилмассивы флотилии в бухтах Постовой и Бяудэ, а также поселок ДЭСН – дизельной электростанции специального назначения, ориентированной на потребности обороны.                                                                  

Город состоял из прибрежных улиц, главной из которых считалась Советская. На ней размещались горком партии и горисполком. Через лесок, у бухты Курикша, поднялись корпуса судоремзавода. За частным сектором на взгорье выделялся ярко-коричневой глиной аэродром. В документах он фигурировал под названием Знаменское. Местных жителей это не удивляло: с села Знаменского, основанного русскими переселенцами в конце XIX века, начиналась Императорская Гавань, позже переименованная в Советскую.                                                                 

На аэродроме Знаменское располагался 42-й авиаполк военно-воздушных сил Северной Тихоокеанской флотилии. В его состав входило три истребительных эскадрильи и одна бомбардировочная. На вооружении были истребители И-16, И-153, И-15бис, а также скоростные бомбардировщики СБ.                                                                     

В сентябре 1943 года с поступлением Ил-2 была сформирована штурмовая эскадрилья. В том же году полк возглавил Герой Советского Союза Федор Радус. Выпускник военно-морской авиашколы, он начинал службу на Балтфлоте. В финскую кампанию Радус посадил свой самолет среди торосов, чтобы взять на борт экипаж сбитого бомбардировщика, которому удалось спастись. За этот подвиг отважный летчик был удостоен ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».                                                                     

С начала Великой Отечественной капитан Радус командовал эскадрильей бомбардировочного полка Балтфлота. В 1942 году его перевели на Черноморский флот. Там он участвовал в обороне Севастополя и в воздушном бою над городом сбил истребитель Ме-109. Летом 1943-го майор получил назначение в Северную Тихоокеанскую флотилию.                                                                             

В АВГУСТЕ 1945-ГО                                                                           

После завершения войны с Германией полк пополнился истребителями Як-9 и ЛаГГ-3. Часть парка переместилась в Гроссевичи – на аэродром базирования, который обосновался у одноименного села южнее Советской Гавани.                                                                            

С началом боевых действий 42-й авиаполк прикрывал наступление Дальневосточного фронта на южном Сахалине и обеспечивал безопасность полетов самолетов-разведчиков, бомбардировщиков, штурмовиков. Истребители полка поддерживали десантников в Торо и Эсуторо, которые позже переименуют в Шахтерск и Углегорск. Две эскадрильи передислоцировались на захваченный у японцев аэродром, откуда вылетали для нанесения ударов по отступающему противнику.                                                                         

В период боевых действий летчики полка выполнили 243 вылета, не допустив потерь. Приказом Верховного главнокомандующего И.В. Сталина 42-му авиаполку было присвоено почетное наименование «Сахалинский».                                                                              

Последовало возвращение в Советскую Гавань, откуда полк перевели на аэродром Ольховатка на юге Сахалина. Как оказалось, Знаменское военные летчики оставили навсегда. Его ярко-коричневая грунтовка стала принимать и отправлять гражданские суда. Советская Гавань обрела аэропорт в городской черте.                                                                      

А 42-й полк приступил к переоснащению: на смену стальным птицам Второй мировой пришла реактивная авиация. В частности, истребитель МиГ-15. Тот самый, на котором советские и китайские летчики в Корее вели бои с американцами, летавшими на «Сейбрах» – истребителях F-86. Для продолжения службы в полк прибывали участники противостояния на Корейском полуострове. Но даже они смущались, когда парадный китель надевал Герой Советского Союза Федор Фоменко. До перевода в 42-й полк он служил на Балтфлоте. Там и воевал. Уничтожил 20 самолетов противника и удостоился семи орденов.                                                                           

В 1953 году полк был возвращен в Советскую Гавань. Точнее, на аэродром Постовая, с которого до одноименной бухты меньше километра. Взлетавшие истребители проходили над мачтами кораблей.                                                                          

По приказу министра обороны полк из Военно-воздушных сил Тихоокеанского флота передали в Отдельную Дальневосточную армию противовоздушной обороны. Впрочем, ненадолго: в марте 1953 года 42-й полк был расформирован. Последним его командиром был Герой Советского Союза Абрек Баршт. Знамя полка хранится в музее Тихоокеанского флота. В памятные дни вместе с другими стягами прославленных частей оно выносится перед строем войск Владивостокского гарнизона.                                                                         

«…НЕ ДОКУРИВ ПОСЛЕДНЕЙ ПАПИРОСЫ»                                                                           

Случались в полку и потери. Документы сохранили даты, фамилии, места крушений.                                                                                

У самолета Ил-2 при возвращении с бомбометания 19 июля 1944 года загорелся двигатель, когда он проходил над акваторией судоремзавода. Экипаж в составе летчика лейтенанта Василия Талышкина и стрелка-радиста рядового Василия Тимошкина сумел отвести штурмовик от плавучего дока. Ил-2 упал в море и затонул.                                                                                

Самолет, пилотируемый лейтенантом Акимом Касьяновым, 21 июля 1948 года попал в облачность на высоте 1,3 тыс. метров и, предположительно, столкнулся с водной поверхностью.                                                                                  

«…Ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы». Эти строки поэта Николая Майорова и о них, о не вернувшихся из полета соколах 42-го авиаполка.                                                                                

ВЫШЛО ИЗ УПОТРЕБЛЕНИЯ                                                                             

После ухода военных с аэродрома Знаменское и создания аэропорта гражданской авиации гарнизонный поселок остался в целости-сохранности. Его жителям стало проще добираться до центра города: появилась остановка для автобусов, которые следовали от пассажирского пирса и железнодорожной станции Советская Гавань – Сортировочная. Кондуктор объявлял: «42-й полк!..» Звучало это не так, как «3-й район», «5-й квартал» или названия других известных совгаванцам остановок. Помнится, слово «полк» произносилось с гордостью, которая передавалась всем находившимся в автобусе.                                                                       

Сегодня аэропорт Советской Гавани за городской чертой, и на его взлетнопосадочной полосе не глина, а плиты. К 3-му району и 5-му кварталу, детищам послевоенных пятилеток, прибавился 4-й квартал, появившийся в пору перестройки. А с некоторых пор и 42-й микрорайон. Да, слово «полк» вышло из употребления, ведь собственно полка давно нет…                                                                            

Микрорайон прирастает коттеджами: здесь отводятся участки многодетным семьям. Четырем новым улицам даны названия. Но прежде городская администрация обратилась к ветеранам и краеведам – их предложения рассмотрели депутаты.                                                                          

Люди, имена которых увековечены, – бесспорно, достойные. Предложений назвать улицу в честь 42-го полка, не возникло. Да и принято ли таким образом сохранять память о воинских формированиях?..                                                                       

В Туле есть улица рабочего полка, оборонявшего город в Великую Отечественную. В Воронеже – улица 41-го пограничного полка, защищавшего его от гитлеровцев. В Хабаровске – улица 202-й воздушно-десантной бригады, которая была сформирована в краевом центре в 1938 году и отличилась при форсировании Днепра в 1943-м. Правда, название последней нигде не звучит, так как дома там – это ДОСы со своими номерами.                                                               

Пусть больше станет в Советской Гавани новых зданий и улиц. Пусть развивается город, будут счастливы его жители. И пусть появится в нем улица 42-го авиаполка, который доблестно сражался на рубежах Отечества!

 

Михаил КАРПАЧ

Фото из архива семьи Баршт

 

Газета «Приамурские ведомости», № 31 (8420) 2024 года

г. Хабаровск