Алые паруса

Это наша молодёжь

«Патриотизм - удовольствие дорогое»

 Андрея Хисматуллина, руководителя клуба юных  моряков «Алые паруса» имени адмирала Невельского, к тому же,  отличника физической культуры и спорта, мастера спорта СССР по морскому многоборью,  именуют не иначе как командиром шлюпочного похода. А он на него даже внешне похож. Обветренный, подвижный, обстоятельный и… непредсказуемый.…

Озадачил уж тем, что,  избавив от встречных вопросов, взял инициативу беседы в свои руки. И, как говорится, слава Богу,  потому что Андрей Владимирович  столь азартно,  со знанием дела и  достаточно образно рассказывал о странствиях по величавому Амуру, что автору этих строк захотелось незамедлительно схватиться за вёсла. Свежий ветер дальних странствий кому угодно голову вскружит.  

По течению, в духе… Карацупы…

Утомившись за день, Комсомольск-на-Амуре, постепенно укрывается лёгким полусизым туманом. Медленно погружаясь в вечерние сумерки, дремлющий город  уже без особого интереса наблюдает за тем, как  пять усталых  шлюпок профессионально  и без особых хлопот  пришвартовываются к знакомому причалу. Юные участники путешествия, их учителя, снимая вёсла, оживлённо делятся впечатлениями после дальнего похода. Но так бывает не всегда. Каждое  прибытие «Алого паруса, начиная с 1957 года, планово чередуется, разделяясь на «день и ночь». Традиция такая.

 На этот раз участникам 57-го шлюпочного похода  довелось пристать к далеко не  тихой гавани, да и  в обстановке несколько иной. Музыка, улыбки, приветственные слова поздравлений… Именно так встречали юных моряков в то  солнечное летнее воскресенье, которое совпало с празднованием Дня военно - морского флота. Участникам шлюпочного похода аплодировали жители города, их приветствовали представители городской администрации и так далее. И ещё речных путешественников в числе других встречающих  торжественно поздравили   представители командования и экипаж подводной лодки «Кашалот», что на тот момент находился на ремонте в «Амурлитмаше». Ребятам подводники подарили часы, огромный торт…

Климатические условия Хабаровского края позволяют  уходить в походы  только летом. Маршрут Комсомольск - посёлок Ленинский ЕАО - Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре им на этот раз особо сложным не показался.

- В этом году мы спускались по реке сверху вниз, и маршрут по течению был щадящим, - поясняет Андрей Владимирович. -  Протяжённость водного пути  -  640 километров. Длительность похода - 24 дня.

По словам, Андрея Владимировича, первый этап - Комсомольск - Ленинск - Хабаровск - стал самой насыщенной частью путешествия. Три дня юные моряки гостили   в посёлке Ленинском у пограничников береговой охраны. Те показали подросткам свои боевые суда, рассказали, как несётся служба. Представители клуба юных моряков «Алые паруса» принимали участие в  подъёме флага, сами «проворачивали» боевое оружие, знакомились с бытом речных пограничников… И о своих подвигах  не забывали с гордостью поведать, ведь они преодолели водную преграду в  240 километров вдоль всей государственной границы. За это время неутомимые покорители Амура  посетили 4 береговые погранзаставы, где встретили неизменное гостеприимство защитников дальневосточных  границ. В одной из войсковых частей  состоялась  своего рода учёба  на контрольно - следовой полосе. Вопрос обычный,  как и во времена героического пограничника Карацупы,  -  какими хитростями могут воспользоваться нарушители? А может,  тут побывали лось,  кабан или отставшая от стада корова? Учёба познавательная для всех, а на тот момент кто-то из ребят уже, может,  сделал свой выбор -  не его ли это судьба, пограничная?

Далее поход оказался не менее познавательным. Его участники посвятили часть путешествия изучению истории родного края.  Недалеко от города Хабаровска в легендарном   посёлке Сикачи-Алян его местные жители -  эвенки показали гостям из города Юности  петроглифы и письменности, что выбиты на древних камнях. Изображения людей, оленей, лошадей вызвало живой неподдельный интерес и педагогов, и детей.  

- Они смотрятся как живые, настоящие,  особенно тогда, когда их поливаешь водой, - поясняет Андрей Хисматуллин.- Будто прошлое в тебя вглядывается.

Дети помнят. А взрослые?

«Стоит на кургане заросший бурьяном»…  Песня-то песней. Только много десятилетий  назад на самом высоком утёсе посёлка Молмыш Нанайского района (?) был установлен памятник Амурским морякам. Ныне, по мнению участников шлюпочного похода,  это - явный укор для местной администрации. Со временем по монументу  пошла закономерная ржавчина. Коррозия медленно съедает его металлический  каркас. Нерадостным кажется  зрелище, особенно в преддверии очередной годовщины Победы. 

Ещё во время своего визита  в 2012 году юные моряки взяли шефство над памятником Амурским морякам.

- Он тогда находился в плачевном состоянии, - вспоминает мой собеседник. - Мы захватили с собой  краску, олифу, наждачку. Всё привели в порядок, в надлежащий вид. Но всё же,  этому легендарному монументу капитальный ремонт нужен, да и просто  нормальное постоянное человеческое внимание. В этом году мы очистили площадку от дикоросов да сорняков. Недолго помолчав,  постояли на утёсе. Дети на полном серьёзе считают - память героев следует чтить.  Мы не знаем, что по этому поводу думают взрослые.

Визит в административный центр Нанайского района села Троицкое ребятам запомнился неслучайно. Они побывали в краеведческом музее. Встретились со старожилами поселения, возложили венки  к памятнику ветеранам Великой Отечественной войны.

Андрей Владимирович пришёл работать  преподавателем в клуб юных моряков в 1993 году.  С 1995 им руководит. Самые длинные и яркие  его походы   связаны с путешествием на остров  Сахалин. Последний  будто точками-тире обозначен - их непростой  маршрут, зафиксирован руководителем клуба в своего рода «вахтенном журнале». «Вышли в Комсомольске. Добрались до Николаевска. Там запаслись продуктами. Дошли до мыса Лазарева, пересекли Татарский пролив. На Сахалине сходили к пограничникам в гости и снова вернулись в Николаевск. Посадили детей на «Метеор»,  а шлюпки отправили на базу в Комсомольск - на - Амуре». Вот вам и наглядный урок на тему военно-патриотического воспитания. Да и нравственного воспитания вообще. Такие «жизненные университеты» в душном классе особо не преподашь.

И ещё был случай. Остров Чкалова, что расположен  ближе к морю, -  особая достопримечательность Хабаровского края. Однажды прославленный покоритель неба   перелетал из Москвы в Америку. В пути случилась небольшая неполадка. Экипаж Чкалова приземлился на неизвестном тогда  острове Худу. Остров потому и назвали его именем. Именно там  сейчас отлавливают ценную породу рыб для необходимых исследований в дальневосточных масштабах. Этот научно-исследовательский институт тогда посетил президент России  Владимир Путин, который  белуг  кормил собственноручно. О том узнала вся страна по телевидению.

А буквально за несколько часов до того исторического момента ценными рыбами любовались юные моряки из города Юности. Их поскорей отправили подальше, намекнув на «особую ситуацию», но когда ребята увидели телевизионный сюжет, они с гордостью сообщили своему руководителю:

- Гляньте, Андрей Владимирович, президент наших белуг кормит…

«Будет и нам счастье»

Всё своё свободное время  юные моряки посвящают изучению флоры и фауны урочищ великой реки. К ней они привыкли относиться бережно. Ребята вспоминают, как два года назад спасли орлана. Эта  птица занесена в Красную книгу. Красивая, но какая  своенравная и откровенно вредная! Молодая хищница неудачно приземлилась на воду. Взлететь не смогла, вот-вот утонет. Её поймали. На всякий случай на голову тряпку накинули - клюв у неё сантиметров пятнадцать. Клюнет - мало не покажется. А когти во всю голову цепкой шапочкой лягут. Один из педагогов чуть по этому поводу не пострадал. Еле оторвали злобную птаху... от ушей добровольного любителя пернатых. Но птицу от погибели спасли, подкормили. Перья у той подсохли, и, недолго  покружив над спасателями, ценный для Красной книги орлан улетел. Может, благодарил по-своему.

- У нас такие ребята в основном и приживаются, - не без гордости сообщает Андрей Владимирович и добавляет. - Неравнодушные, ответственные, одним словом. Курсанты приходят, уходят, а славные традиции остаются.

  «Моряцкое» движение зародилось на заводе Амурлитмаш» в 1957 году по инициативе капитан - лейтенанта в отставке, впоследствии почётного гражданина города Комсомольска-на-Амуре,  Геннадия Путятина. Этого замечательного человека уже  нет, а дело его осталось.

   - Мы детей набираем с первого по одиннадцатый  классы,  - ставит в известность Андрей Владимирович. - Они посещают наш клуб пять раз в неделю, изучая теорию военно-морского дела, флаги - семафор, штурманское дело, теорию…. В поход  берём подростков с 13 по 17 лет, которые успешно сдали экзамены по теории военно-морского дела.  Особо пропагандируем такой вид спорта как морское многоборье и продвижение  на ялах.

Андрей Владимирович вспоминает, как однажды в 1979 году он пришёл в клуб юных моряков, построенный заводом «Амурлитмаш». Он тогда параллельно занимался мотоспортом. Выполнил два норматива на мастера спорта, по мужскому многоборью. Неожиданно увлёкся работой с детьми. Вот теперь этот клуб возглавляет. Привлёк к делу офицеров с войсковой части базы подводников, которые раз в неделю преподают теорию.

С 2005 года военно-исторический шлюпочный поход официально  является профильно-краевым. Его участники  изучают историю Хабаровского края, биографии первопроходцев, в том числе  Невельского,  Пояркова, Хабарова. А военными они считаются потому,  что в походе принимают участие курсанты военно-патриотических клубов с их соответствующей направленностью. Их, курсантов, шестьдесят, педагогов десять. На пяти ялах умещается по 12 человек.

 - У нас есть  небольшой спортзал, тир при заводе, - не без гордости сообщает Андрей Владимирович. -  Бассейн арендуем в Доме молодёжи. Имеется свой яхт-клуб, где хранятся шлюпки. Администрация Хабаровского края нам оказывает материальную помощь, но всё же,  материальную базу уже пора обновлять. Шлюпкам нашим по 20 лет. Дерево есть дерево - гниёт, ломается, разваливается. В 2004 году мы попали в районе Де Кастри в шторм. Все 36 человек удерживали  ялы, каждый из которых 6 метров длиной, 500 килограммов весом. Удержали. Волна подбегала,  всех поднимала, относила метров на 20. Спасая ялы, пообломали им борта. Ремонт дорого стоит. Да и вообще, патриотизм - удовольствие дорогое. И,  тем не менее, я не читаю ребятам сказок на берегу, мало говорю о политике. Сел,  погрёб, набил на руках мозоли... Болит спина? Это хорошо.

На следующий год они планируют пойти в низовья Амура, непосредственно в залив Счастья, где на  Петровской косе останавливался сам Невельской. Именно в этом заливе в 1852 году у него родилась дочь Екатерина. Там Крест стоит, где стояло зимовьё Невельского.  Протяжённость маршрута порядка тысячи километров. 400 из них по морю.

- Андрей Владимирович, а ведётся ли какая-либо статистика по дальнейшему выбору профессии вашими подопечными? - Интересуюсь у своего собеседника. - Ведь и впрямь, подобно выпускникам Суворовского училища, ваши ребята уже способны поступать в военные учебные заведения.

- Мне по этому поводу уже приходилось докладывать на коллегиях, заседаниях городского, краевого масштабов, - в голосе собеседника неожиданно появляются суховатые нотки. - Клуб юных моряков - не завод по производству и поставке деталей или баночек. Мы дело имеем с детьми. Ребята с 1 по 11 классы не выпускаются массово. В этом году  у нас три выпускника. На следующий год будет шесть. Но каждый год один  из наших обязательно поступает в военное учебное заведение. Не так давно трое ушли в морской флот, сейчас набираются знаний в учебном заведении имени адмирала Невельского во Владивостоке. Будут штурманами, механиками дальнего плавания. В общевойсковое военное  училище, что  в Санкт-Петербурге,  двое поступили. Это ли не статистика? Зачем писать сухие отчёты, если каждый из ребят остаётся в моей памяти навсегда.

Ольга ГРЕБЕНЮК

Фотографии из архива клуба юных моряков «Алые паруса» имени адмирала Г.И. Невельского