КИНО БЕЗ ПОПКОРНА

Учительница из глубинки нашла, чем увлечь детей и взрослых

На прошедшем в Хабаровске межрегиональном семинаре-совещании выступление Анны Голубевой, классного руководителя из села им. Полины Осипенко,  . . .

привлекло наибольшее внимание.                                                                        

Поднятая ею тема киноуроков получила продолжение в выступлениях профессора кафедры педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования Галины Пигуль и представительницы аналогичного сахалинского учреждения Татьяны Пономаренко.                                                                       

Выяснилось, что и воспитанники школы «СКА-Нефтяник» не только играют в хоккей с мячом, но и знакомятся с новинками кинопроката. Правда, восприятие увиденного скорей озадачивает, о чем посчитал нужным сказать директор спортивной школы Константин Юров.                                                                      

Глава Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев, который вел семинар-совещание, комментировал не столько слова педагога из северного района, сколько изменение зрительских предпочтений – увы, не в лучшую сторону.                                                                      

Прозвучало и выступление с места. Без представления, но однозначно в поддержку киноуроков. Женщина, тоже учитель, ведет их с увлечением и убеждена, что детям это интересно.                                                                      

СМОТРИМ И ОБСУЖДАЕМ                                                                       

В 2019 году Анна Григорьевна Голубева приняла первый в класс в школе села им. Полины Осипенко. И уже знала, что внеурочное время посвятит проекту «Киноуроки в школах России».                                                                       

В селе им. Полины Осипенко проживают менее двух тысяч человек. Понятно, что оно не располагает кинотеатром и, как следствие, ребятишкам незнакомо хорошо известное городским сверстникам чувство коллективного просмотра – увлекающее, расширяющее кругозор.                                                                   

С другой стороны, движение в кадре для поколения наступившего века привлекательней печатной страницы, и не учитывать реалий – значит оставаться в прошлом.                                                                      

Анна Григорьевна не скрывала, что она не намеревалась изобретать велосипед. Программа, выложенная на специальном сайте, привлекла форматом, рассчитанным на урок. За 45 минут ученики успевают не только посмотреть фильм, который продолжается около 20 минут, но и обсудить его.                                                                   

Короткометражка – не сокращенная версия привычного размера, а картина с изначально заданным временным параметром. В ней есть все традиционные составляющие большого кино – сюжет, роли, музыка. Плюс сверхзадача – ориентация на воспитание, к примеру, аккуратности. Или силы воли и духа. Или созидательного труда. Изначальная направленность не вызывает отторжения, потому что на экране не халтура, а подлинное творение. Каждая съемочная группа, приступая к работе, знает, что создает киноурок.                                                                          

На сайте выложены материалы и для обсуждения. Это не заорганизованность: все же учитель – не кинокритик, который за поворотом сюжета, монологом героя видит акценты, связь с жизнью.                                                                         

– Единственное, на что я решилась сама, – пригласить родителей, – уточнила Анна Григорьевна.                                                                        

Осенью 2019 года первый киноурок в единственной в селе им. Полины Осипенко средней школе посетили три мамы. Для них, как и для других родителей, открылся непривычный, но увлекательный путь…                                                                             

Вопрос не в том, что учительница начальных классов вместе со своими учениками перешла в пятый класс, переквалифицировавшись в предметника, взявшись за преподавание русского языка и литературы.                                                                     

– На киноуроках сейчас порой родителей больше, чем детей, – замечает она. – А сколько активности на обсуждениях!..                                                                     

Деликатный момент: не всегда ребенок понимает, почему мама, когда смотрит кино, плачет. Неужели сопереживание – деталь прошлого, как Ан-2, летавший когда-то в село им. Полины Осипенко?                                                                       

ПРО ВОЙНУШКУ – И ТОЛЬКО                                                                        

Профессор кафедры педагогики и психологии Хабаровского краевого института развития образования Галина Пигуль отметила, что киноурок формирует эмоции, и кто полагает, что знания важней, тот заблуждается.                                                                 

– Эмоции трансформируются в чувства, – продолжала она. – Когда пожилой человек сетует, что стакан воды некому подать, хочется его спросить: почему воспитали детей, вероятно, знающими и умеющими много, но бесчувственными?                                                                         

По ее мнению, попкорн, с которым рассаживаются по местам в кинотеатрах, превращает восприятие нравственных ценностей в жевание. По этой причине она считает проект «Киноуроки в школах России» актуальным не только в сельской местности, где фильмы смотрят дома, но и в городах. Там кинотеатры стали носителями западной культуры, приводящей к деградации личности, о чем говорил директор спортивной школы Константин Юров.                                                                     

Просвещать воспитанников клуба «СКА-Нефтяник» средствами кино взялся представитель регионального отделения общества «Знание» Евгений Володькин.                                                                 

– Я убедился, что при обсуждении ребята не могут сказать что-либо по существу. На вопрос, о чем фильм, следует односложный ответ: о войне. Или о спорте, – не скрывал директор детско-юношеской спортивной школы.                                                                 

Был случай, когда ограниченность подопечных его взвинтила настолько, что они сами обратили на это внимание. «Константин Геннадьевич, мы посмотрим фильм второй раз», – услышал он.                                                                    

Неспособность мыслить насторожила и руководителя магаданского отделения Национальной родительской ассоциации кандидата психологических наук Викторию Каранову. После просмотра нового полнометражного отечественного фильма «Хоккейные папы» состоялось его осуждение. Кроме того, что он о популярной спортивной игре, в принципе, ничего не услышали. А ведь картина об отцовской любви и всем, что с ней связано, – радостях и горестях, удовлетворенности собой и ощущении собственной вины!                                                                  

Представители подрастающего поколения не заметили главного – родители их любят. Вот такое кино…                                                                      

У ТЕЛЕВИЗОРА ПО ВЫХОДНЫМ                                                                    

Руководитель Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев обратил внимание, что уроки кино – не столько расширение знаний об этом виде искусства, сколько обретение навыков выступления.                                                                      

Речь не о пересказе параграфа из учебника, а об изложении собственного мнения, развернутом, аргументированном. Неумение, которое выявилось на киноуроках, оказалось шоком не только для педагогов Дальнего Востока. О том же с беспокойством сообщали в Центральном федеральном округе.                                                                     

Гусев предостерег от упреков в адрес тех, кто два слова связать не может. Вряд ли будет иначе, когда смартфон для подростков заменяет общение. Вырвать их из виртуальных лап очередного порождения технического прогресса, отнимающего время, отучающего мыслить, все же можно.

Киноуроки с родителями – тропинка, проложенная в школе села им. Полины Осипенко. Когда мама и папа говорят не о плохой оценке, не о затянувшейся вечерней гулянке, а о другом, вызывающем сопереживание, а порой слезы, их слова без внимания ребенка не останутся.                                                                     

Похоже, Алексей Гусев не поддержал Татьяну Пономаренко, завкафедрой воспитания Института развития образования Сахалинской области. Она говорила о демонстрации советских фильмов по выходным, когда у телеэкрана рассаживается три поколения семьи.                                                                     

– Я не сомневаюсь, что кино замечательное. Но у него другая скорость картинки, смысловая нагрузка, особенности временного характера. Как бы не прозвучало: «Я тебя заставлю смотреть!..» – заметил руководитель Национальной родительской ассоциации.                                                                      

Киноуроки высветили обратную сторону погони за результатом, будь то баллы за ЕГЭ или победы на льду. Устранить перекос одним махом не получится. По словам Алексея Гусева, хорошо уже то, что педагоги и родители пришли к пониманию, что без воспитания чувств в школьные годы человек вырастает чуждым к состраданию, не способным понять, почему его благонамеренные поступки причиняют боль окружающим.

 

Михаил КАРПАЧ

Фото минобрнауки края

 

Газета «Приамурские ведомости», № 37 (8426) 2024 года

г. Хабаровск