МОТОР! КАМЕРА!
Кинооператор-документалист Анатолий Игнаков знает, что такое «золотой кадр» Оглядывая места на карте, где был Анатолий Иванович Игнаков, зная его характер и хватку работать, невольно думаешь: таким людям надо бы отпускать две, а то и три человеческих жизни. И все до последнего дня он заполнил бы делом, . . . страстью все видеть, все запечатлеть. Игнаков – блестящий режиссер, кинооператордокументалист, заслуженный работник культуры РФ, почетный кинематографист России. Нельзя перечислить все экспедиции, в которых он побывал: он забирался в такие места, где человеческий след – редкость, объездил БАМ, все ударные стройки прошлого века, путешествовал с зоологами, ловцами зверей, геодезистами, геологами и пограничниками. В самолете, в кузове грузовика, на лошади, на собаках, а то и пешком искал киносюжеты этот неутомимый человек. Если сейчас посчитать, сколько всего накрутил, наснимал Игнаков, то оторопь возьмет. 100 с хвостиком фильмов! СПАСИБО ИВАНУ ЧЕШЕВУ Он влюбился в профессию кинооператора раз и навсегда, когда его мать Галина Ивановна Игнакова, режиссер, привела его мальчишкой на Дальневосточную студию кинохроники в 50-х годах прошлого века. – А учителем для меня был Иван Иванович Чешев – талантливейший кинооператор Дальнего Востока, – говорит Игнаков. Хроникальное кино 60-х было постановочным. Снять быстрый репортаж было трудно: техника громоздкая. Реальным героям говорили, куда встать, что сделать. Чтобы стать оператором, нужно было пройти несколько ступенек, как на флоте: помощником третьей категории, потом второй, первой. Высшую давали в Москве самым-самым. И все же документальное кино – настоящая слава Хабаровска. Это была школа – целая плеяда мастеров. О ней Игнаков вспоминает с ностальгией. – Таланты не могут появиться на пустом месте, поэтому в Хабаровск по распределению приезжали люди из Москвы, из ВГИКа! Нам с примитивной техникой тогда удавалось делать потрясающие кадры, которые сейчас порой недостижимы. Многие оставались в Хабаровске: здесь было больше свободы. Сейчас это просто невозможно. Наоборот: все рвутся в столицу. До сих пор хранит, как реликвию, старенькую кинокамеру. Аппарат при съемке страшно стрекотал. А с аккумулятором, со штативом – побегай-ка, чтобы снять удачный кадр. К тому же пленки хватало на какие-то минуты. Сейчас кажется невероятным: в Хабаровске была единственная на весь регион студия, выпускающая в год 48 киножурналов «Дальний Восток». А операторы умудрялись снимать сюжеты в пяти часовых поясах – от Чукотки до Амурской области! ОДНАЖДЫ СНИМАЛСЯ ФИЛЬМ Когда возникает необходимость выделить, выбрать для примера одну из игнаковских картин, сделать это не просто. Выразительными фрагментами, отменно снятыми и мастерски смонтированными, богаты все его ленты. Но есть среди них особые кадры. Охота удэгейцев на медведей в декабре. Жили в палатке под горой Ко. Зверь выскочил из дупла и пошел прямо на оператора, запутавшегося в «сбруе» кинокамеры и ружейного ремня. Если бы не меткий выстрел одного из охотников, то вряд ли бы острый сюжет закончился благополучно… Однажды в тундре снимался фильм с режиссером Татьяной Васильевой – «Ребенок Севера». Вертолет их высадил, а забрать забыл. Целую неделю в ботиночках при минус 40… Киножурнал «Шантарский архипелаг». Сломался бот, кончились продукты, отказала рация… ВЛАДИМИР КРУГЛОВ, КАК СВЯТОЙ СЕРГИЙ… Однако это легко сказать: отснять сюжет, да еще так, чтобы каждый зритель тоже почувствовал себя его участником. Вот камера надвигается на лицо Владимира Круглова, выпускающего молодую тигрицу на волю из биолого-реабилитационного центра «Утес». Зверь в окружении мельтешащих людей, а Емельяныч смотрит куда-то внутрь себя, лишний в этом шоу. Это ведь не эпизод. Это главная роль. И она останется главной навеки. О том, что в таежной глуши жил человек, который, как святой Сергий, водил дружбу с медведями. – Лес вырубают. Зверье разбегается. Дупла медведю не найти. Кто спасет медвежат-сирот?! – взывал он к людям. Сквозь сито его восприятия процеживались многие судьбы. За каждым именем – уникальной яркости легенда. В каждой легенде – уникальной значимости загадка. Поиному понять Хабарова, Невельского, Муравьева – это ведь по-новому взглянуть на мир! – У нас сказочное богатство в прошлом, – говорит Анатолий Иванович. Хроникер от Бога, великолепный глаз, рабочая лошадь – это только часть эпитетов, которые довелось услышать об Игнакове. Он действительно не то что часами – днями, неделями бьется над одной склейкой, пробуя, перебирая варианты. ГОЛЛИВУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Игнаковым можно увлекаться, радоваться – словом хлебнуть сразу или постепенно огромную волну эмоций, состояний. Но скучать – никогда. Может быть, поэтому он ушел из студии кинохроники на вольные хлеба и основал телекомпанию «Велес». Как говорится, сам себе режиссер и оператор. Здесь его Голливуд. гнаков понял: надо штурмовать новые вершины. Даже самые удачные кадры не могут выразить то, что авторский фильм. Не случайный, а выстраданный. В этом смысле особенно показателен девятиминутный экранный рассказ о солдатах Великой Отечественной «Письма с фронта». Основа, повод – фронтовые треугольники. Удивительной силы картина возникает из пожелтевших фотографий, писем, старой кинохроники. Здесь мастер в своей стихии: его невероятно увлекают остановленные мгновения. В этом эссе нет ничего нейтрального: Анатолий Иванович нащупывает дух времени через его материю. Он автор фильма «Мы здесь живем» – о Хабаровском крае. О том, что здесь живут замечательные люди. О том, что край на подъеме: строятся дома, заводы, комбинаты, ГОКи. Перечесть невозможно, сколько он сделал в кино. Обаятельный, доброжелательный, всегда готовый прийти на помощь любому: одному – делом, другому – советом или просто сочувствием. Его творческий подход – показ простого человека. Простая история – серьезный разговор о людях, живущих в глубинке. В КАЖДОМ ФИЛЬМЕ – ЧАСТИЦА ДУШИ И если бы Анатолий Иванович услышал из моих уст: «Ты герой!» – то сказал бы: «О боже, что за глупости?!» Так или иначе, главным условием при старании и профессионализме Игнакова остается любовь к людям. Иначе мы не увидели бы «Люди-звезды Юлии Шестаковой», «Амур – дорога тысячелетий», «Капитан Зинаида Савченко», «Град на трех холмах». Эти и другие фильмы отмечены губернаторскими премиями и призами на всероссийских фестивалях. Он обладает редкостным свойством – быть благодарным… Ни один человек, давший ему хоть каплю добра, не затерялся в его памяти. Всем им нашлось место в его фильмах. Людей, которые сегодня снимают, много. Меньше тех, кто разбирается в съемке. И всего лишь единицы знают, что такое «золотой кадр». Анатолий Игнаков говорит с кинокамерой на одном языке. Сколько же всего он успел сделать! Всмотритесь в список его трудов. И в каждом его фильме – частица его светлой, щедрой души, радость и тепло его уникального, Богом данного дара.
Александр САВЧЕНКО Фото из архива А. Игнакова
Газета «Приамурские ведомости», № 30 (8419) 2024 года г. Хабаровск |