ЖИВЕТ ТАКОЙ ПАРЕНЬ
Необычные футболки реализует в Хабаровске тинейджер, которому помогли оформить самозанятость Виктор Сбродов родился в гарнизоне, где из окон пятиэтажек наблюдали за взлетом и посадкой МиГов. Но авиаполк ВМФ в пригороде Советской Гавани был расформирован, и Виктор сел за учебники в школе уже Князе-Волконского гарнизона. После 9-го класса поступил в Хабаровский торгово-экономический техникум, но еще раньше, после переезда в краевой центр, родители определили его на фабрику предпринимательства. Тесты, общение с психологом и другая профориентационная работа не оставили сомнений: в семье военнослужащих сформировалась творческая личность. – Наши выпускники в качестве направлений бизнеса выбирают то, что им более-менее знакомо. А это одежда, выпечка, украшения, – говорит Алла Солдатова, открывшая фабрику предприни мательства для детей. ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЕРКА О новой волне популярности одежды, которую носили в конце 1960-х – начале 1970-х годов неформалы Европы и Америки, Виктор узнал из Интернета. Как и о том, что она создается ручным способом: сначала футболку скручивают и сжимают, а затем покрывают красящим средством или обесцвечивают. На материале возникают цветовые пятна. С одной стороны, неповторимые, с другой – хаотичные. Но именно это привлекает – как элемент свободы. По крайней мере, так считали хиппи, выступавшие против традиционных ценностей западного мира. Вероятно, в размытых узорах находят отражение собственных чувств и ровесники XXI века. – Изучив посты в Интернете, я понял, что футболки в технике тай-дай на Дальнем Востоке никто не производит. И решил попробовать, – уточняет Виктор. Завяжи и покрась – дословный перевод названия техники, которая полюбилась ниспровергателям авторитетов, жившим в эпоху The Beatles. Первую вещь воспитанник фабрики предпринимательства изготовил, чтобы самому надеть ее на показе в Биробиджане – центре легкой промышленности Дальнего Востока. – Получилось не очень хорошо, – признается парень. – Футболка была не из натуральной ткани, а с применением синтетики. Я сделал вывод, каким должен быть исходный продукт... Место производства – ванна или раковина в квартире. Технологический процесс занимает два часа. Футболки дарились знакомым, но потом возник спрос. Пришлось формировать ценник: с длинным рукавом – 500 рублей, с коротким – 450. – Получается изготовить до четырех футболок в день. Красящие средства беру в магазинах для творчества, белизну – в отделах бытовой химии супермаркетов, – рассказывает Виктор. Готовые работы размещает на сайте бесплатных объявлений. Определился со следующим шагом в продвижении – оформляется страница в социальной сети. Времени для предпринимательства пока хватает: общеобразовательная программа техникума осваивается без сложностей. Но когда начнутся профильные предметы и практические занятия, бизнес-процессы придется корректировать. В одном Виктор Сбродов уверен твердо: оставлять учебу он не будет. У повара-кондитера не меньше творчества, чем у приверженца техники тай-дай. ОТ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ДО ВЫПУСКНИКОВ Почему он решил зарегистрироваться как самозанятый? Виктор не скрывает, что прислушался к мнению специалистов центра занятости населения и, можно сказать, бизнес-мамы – Аллы Владимировны Солдатовой. – Воспитанники фабрики предпринимательства зарабатывают на ярмарках, в социальных сетях, – замечает она. – С первых занятий прививается понимание: выходишь на стабильный доход – плати налоги. Самозанятость легализует бизнес. Как переводы, так и безнал уместны в отношениях с контрагентами. Требуется чек – пожалуйста. В общем, юридическая основа – очевидный плюс. Созданная в 2020 году фабрика предпринимательства учит детей не столько азам бизнеса, сколько умению взаимодействовать с ровесниками, разрабатывать проекты и защищать их. Она открыта для всех – от первоклассников до выпускников общей и средней школы. В группах до 15 человек, цикл обучения – годичный. Занятия на платной основе, но всякий раз после завершения учебы находятся ребята и родители, желающие ее продолжения. В группах второго и третьего годов обучения преподаются основы финансового учета, подбора кадров, других составляющих бизнеса. Занятия ведут руководители хабаровских компаний. Алла Солдатова полагает, что не все прошедшие фабрику детского предпринимательства откроют свое дело, но каждый познакомится с успешными сверстниками, подающими пример совершенствования и достижения целей. Это не только Виктор Сбродов, шагнувший из гарнизонного житья-бытья в индустрию моды. Есть 11-классница, совмещающая подготовку к ЕГЭ с пошивом одежды. Другая девушка освоила роспись по дереву настолько, что проводит мастер-классы. Парни тяготеют к компьютерной технике и командной работе. Была создана группа промоутеров, которая получала деньги за раздачу листовок с рекламой и продвижение в социальных сетях. В СЕБЯ ПОВЕРИТЬ Заместитель директора центра занятости населения Хабаровска и Хабаровского района Татьяна Рахманина не скрывает, что Виктор Сбродов попал в поле зрения на этапе профориентации. Этим центр занимается в школах, направляя психологов, проводя тестирования, выявляя способности в первую очередь 9и 11-классников. – Мы еще тогда обратили внимание на склонность Виктора к художественному творчеству, – подтверждает Татьяна Александровна. – Фабрика предпринимательства расширила кругозор – и природный потенциал реализовался в бизнес-проекте, неожиданном, но получившем признание. Алла Солдатова подчеркивает важность родительского участия. Да и сам Виктор говорит, что неодобрительных слов от отца и матери не слышал. Хотя старшая сестра работает на железной дороге и ее профессиональный выбор больше соответствует складу семьи военнослужащих. Первые опыты с белизной и красками родные люди не встретили в штыки, что происходит не всегда, если говорить о бизнес-идеях, реализуемых воспитанниками фабрики предпринимателей. Алла Солдатова отмечает, что не каждый из них делится с родителями своими удачами и неудачами и ей приходится брать на себя налаживание взаимопонимания в семьях. Порой оплата учебы не означает желания связать будущее детей с предпринимательством, и они это чувствуют, а потому скрытничают. В центре занятости населения считают Виктора Сбродова примером того, как человек поверил в себя и сделал жизнь лучше, интереснее и обеспеченнее. Как не хватает этого другим, зачастую более старшим!.. Центр выделяет средства безработным для занятия предпринимательством. Один хабаровчанин, проживающий в частном секторе, взялся за птицеводство. Второй, между прочим вернувшийся из мест лишения свободы, оказывает сантехнические услуги. А главное – убедил в реальности бизнес-идеи комиссию, которая принимает решение о финансовой поддержке. Но есть и факты иного порядка. Ни в прошлом году, ни в наступившем ни одной заявки из Хабаровского района не поступило. Выходит, люди предпочитают оставаться без работы, когда есть возможность взяться за дело при содействии государства. БЕЗ РОСКОШИ И ПОЗЕРСТВА Виктор Сбродов напоминает: технология тай-дай возникла с расчетом не на новые вещи, которым придают индивидуальность краски и отбеливатель, а на поношенные. Это позволяет жить экономно, без ненужной роскоши и никчемного позерства.
ПРИАМУРСКИЕ ВЕДОМОСТИ № 14 (8352)-2023 г. Хабаровск
|