Пять Героев СССР - выпускники школы №15
В Хабаровске школа №15 – это единственное учебное заведение, которое может гордиться тем, что в годы Великой Отечественной войны пятеро её воспитанников получили наивысшую награду – звание Героя Советского Союза. ПОЛТАВСКИЙ Евгений Николаевич
Родился в 1923 году во Владивостоке. В марте 1942 года добровольно пошел в ряды Красной Армии и стал курсантом Хабаровского пулеметно-минометного училища, после окончания которого был направлен на 1-й Украинский фронт командиром минометного взвода. С жестокими боями прошел Евгений Полтавский всю Правобережную Украину, пересек государственную границу Советского Союза, бесстрашно дрался с врагом в Карпатских горах. Командуя минометным взводом на подступах к Киеву, при форсировании Днепра, младший лейтенант Полтавский проявил решительность и смелость. В трудную минуту боя, когда был тяжело ранен командир роты, он принял командование на себя. Стремительным ударом подразделение заняло важный узел дорог на плацдарме в пригороде Киева - населенном пункте Пуща-Водица. 10 января 1944 года младший лейтенант Полтавский за героизм и мужество, проявленные при форсировании Днепра, был удостоен звания Героя Советского Союза. В послевоенное время в течение многих лет Е. Н. Полтавский проходил военную службу в Краснознаменном Дальневосточном и Киевском военных округах. ТИМОЩУК Владимир Михайлович Родился в 1923 году, окончил 15-ю среднюю железнодорожную школу (ныне МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза). Призванный в армию Хабаровским РВК в 1941 году девятнадцатилетний Владимир Тимощук упорно овладевает военным делом. Попав на фронт, он становится разведчиком в 28-й гвардейской стрелковой дивизии. 3 августа 1943 года, выполняя специальное задание командира дивизии, Тимощук на огневой позиции авангардного батальона 92-го гвардейского стрелкового полка узнал, что фашистский пулемет не дает подняться в атаку пехоте. И тогда по собственной инициативе он скрытно пробрался к вражеской огневой точке и с расстояния 10-15 метров очередями из автомата уничтожил пулеметный расчет. Сержант дал сигнал нашим залегшим бойцам к атаке, а сам стал углубляться в оборону противника. В лощине обнаружил двух неприятельских мотоциклистов с пулеметами. Меткие выстрелы разведчика уложили их наповал. В сумке одного из мотоциклистов Тимощук нашел немецкое обмундирование, надел его и в полный рост пошел по траншеям противника. Вот он сблизился вплотную с группой фашистов, насчитывавшей более 50 человек. Ни на мгновение не теряясь, Тимощук закурил папиросу, обернулся в сторону нашей пехоты, полным голосом скомандовал: "За Родину!" И тут же моментально залег, начал в упор хладнокровно расстреливать вражеских солдат. В этом бою бесстрашный гвардеец уничтожил более 20 гитлеровцев, доставил командованию ценного "языка. Звание Героя Советского Союза хабаровчанину гвардии сержанту В. М. Тимощуку было присвоено 1 ноября 1943 года. НОСОВ Савелий Васильевич Родился 23 октября 1923 года. В 1936 году переехал с родителями в Хабаровск, где окончил 10 классов 15-й средней железнодорожной школы (ныне МБОУ СОШ № 15 имени Пяти Героев Советского Союза). Мечта о небе привела Савелия в аэроклуб, который он окончил в 1940 году. В декабре 1940 года Носов был призван в ряды Красной Армии. Затем прошёл полный курс обучения в Бирской военной авиационной школе лётчиков, которую закончил в 1943 году. В мае 1943 года он был направлен на фронт в 183-й истребительный авиаполк. В составе именно этого полка действовали и лётчики отдельной группы "Меч", в которую он вскоре был зачислен. Излюбленным приёмом Носова стала лобовая атака, когда в сжатые до предела мгновения всё решали расчётливая дерзость и мастерство пилота. В биографии Савелия Васильевича таких атак было 15, и ни разу он не отвернул, не дрогнул. Пик боевой удачи Носова пришёлся на 8 и 9 декабря 1944 года: в каждый из этих дней Савелий сбил по 2 FW-190. За всю войну сам ни разу не был сбит и даже ранен ! О боевом и лётном мастерстве Савелия Носова свидетельствует и такой факт. В начале 1944 года он проводил показательные воздушные бои с Дмитрием Титоренко, который был ведомым у Ивана Кожедуба, и все 3 боя выиграл... Последний фронтовой вылет Носов совершил 8 мая 1945 года. В этот день 4 наших истребителя сопровождали самолёт - разведчик. В полёте по радио получили сообщение об окончании войны. Сделав горку, "Яки" отсалютовали долгожданной Победе. А последнюю воздушную победу С. В. Носов одержал ещё в апреле 1945-го в небе над городом Брно. Всего же за время войны Савелий Носов совершил 149 боевых вылетов, провёл 38 воздушных боёв, лично сбил 16 самолётов противника и 3 в составе группы. ...Для участия в параде Победы 150-й Гвардейский авиаполк делегировал одного из лучших своих лётчиков. Савелий Носов в составе сводного батальона, которым командовал Каманин, прошёл по брусчатке Красной площади столицы Родины, чьё небо он самоотверженно защищал. ШЕЛЕСТ Василий Галактионович Шелест Василий Галактионович – командир пулемётного взвода мотострелкового батальона 53-й танковой бригады (6-й гвардейский танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт), гвардии младший лейтенант. Родился 3 июля 1923 года в селе Орловка Константиновского района Амурской области в семье крестьянина. Русский. В 1930 году вместе с родителями переехал в Хабаровск. Окончил 7 классов 15 средней транспортной школы (сейчас МБОУ СОШ № 15) города Хабаровска и фабрично-заводское училище. Работал слесарем, затем токарем на хабаровском заводе «Дальдизель». В Красной Армии с марта 1942 года. Окончил Хабаровское пулемётно-миномётное училище в 1943 году. В действующей армии с августа 1943 года. Командир пулемётного взвода мотострелкового батальона 53-й танковой бригады (6-й гвардейский танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт), гвардии младший лейтенант Шелест в первом эшелоне бригады со взводом 23 сентября 1943 года форсировал Днепр в районе села Григоровка (Каневский район Черкасской области, Украина). Перебравшись на правый берег, взвод Шелеста принял на себя главный удар атак противника возле сёл Красный Кут и Решетки. Стремясь сбросить в реку немногочисленный отряд десанта, фашисты ежедневно при поддержке авиации, артиллерии и миномётов по 3-4 раза бросали в атаку автоматчиков. Своими успешными действиями взвод обеспечил переправу батальона. 3 октября 1943 года взвод гвардии младшего лейтенанта Шелеста оборонял село Григоровка. Когда в одном из расчетов погиб наводчик пулемёта, Шелест сам занял его место. В этом бою он уничтожил более 30 гитлеровцев, но и сам погиб от осколка мины. Указом Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии младшему лейтенанту Шелесту Василию Галактионовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в братской могиле в селе Григоровка. Именем Героя названы Хабаровское профессионально-техническое училище № 4, улица в Хабаровске. В инструментальном цехе завода «Дальдизель» установлена мемориальная доска. ЯШИН Виктор Николаевич В Хабаровске есть улица, названная именем Виктора Яшина. Этот верный сын Родины - уроженец города на Амуре, родился 29 января 1922 года в семье рабочего. Учился в Хабаровской средней транспортной школе № 15 и фабрично - заводском училище. Работал токарем на машиностроительном заводе в городе Мытищи Московской области. Там же окончил аэроклуб. В 16 лет, в 1938 году, он связал свою жизнь с Красной Армией. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков, служил в ней инструктором. В феврале - сентябре 1942 года Младший лейтенант В. Н. Яшин был командиром звена 163-го ИАП (истребительный авиацмонный полк), летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С сентября 1942 года по октябрь 1944 года был лётчиком, командиром звена, командиром эскадрильи 157-го ИАП, летал на Як-7 и Як-9. С октября 1944 года по январь 1945 года был командиром эскадрильи 133-го ИАП, летал на Як-9. С января по май 1945 года был командиром эскадрильи 233-го ИАП, летал на Як-3. К августу 1944 года командир эскадрильи 133-го истребительного Барановического авиационного полка ( 234-я истребительная Мозырьская авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ) капитан В. Н. Яшин совершил 184 боевых вылета, в 42 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника.
Беспредельная храбрость, умение быстро оценить сложную обстановку воздушного боя в сочетании с высоким лётным мастерством и знанием тактики противника - всё это создало Виктору Яшину заслуженную славу воздушного аса. 26 октября 1944 года он был удостоен звания Героя Советского Союза. Весной 1945 года Виктор Яшин продолжил счёт своих побед. С 5 по 8 марта лётчики 16-й Воздушной армии провели 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. Два из них сбил капитан В. Н. Яшин. Он участвовал в боях на Сталинградском, Калининском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Окончательный итог своей боевой деятельности Виктор Яшин подвёл 1 мая 1945 года в небе Германии. В тот день наши лётчики - истребители продолжали прикрывать свои войска и обеспечивать действия штурмовиков. Они провели 11 воздушных боёв и уничтожили 7 самолётов FW-190. При этом 2 вражеских самолёта сбил один из лучших асов 16-й Воздушной армии командир эскадрильи 133-го ИАП Герой Советского Союза капитан В. Н. Яшин. К концу войны отважный лётчик совершил 246 успешных боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сбил 26 вражеских самолётов лично и 1 - в паре. На его счету 5 разведчиков - корректировщиков FW-189 и это, скорее всего, является рекордом среди советских лётчиков. После окончания войны Виктор Николаевич в 1946 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы в Липецке. Продолжал службу в строевых частях ВВС. С 1949 года майор В. Н. Яшин - в запасе. В 1949 - 1950 годах был лётчиком - испытателем авиазавода № 381 ( Москва ); испытывал серийные МиГ-15. В 1950 году - лётчик - испытатель авиазавода № 30 ( Москва ); испытывал серийные Ил-28. С Октября 1950 года по Июнь 1951 года был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. Участвовал в проведении ряда испытательных работ на самолётах по тематике института. В 1951 году был лётчиком - испытателем авиазавода № 168 ( Ростов - на - Дону ), с 1951 года - авиазавода № 99 ( Улан - Удэ ); испытывал серийные МиГ-15УТИ. Жил в городе Улан - Удэ ( Бурятская АССР ). Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Умер 28 Октября 1952 года. На фотографиях:
1 - Полтавский Е.Н.; 2 - Тимощук В.М.; 3 - Носов С.В.; 4 - Шелест В.Г.: 5 - Яшин В.Н.
|