Из Слова в день Сретения Господня

"Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже ecuуготовал пред лицем всех людей, Свет во откровение языков и Славу людей Твоих Израиля (Лк. 2, 29)". Эту удивительную молитву произнес святой старец Симеон Богоприимец, когда Пресвятая Богородица со Своим нареченным мужем во исполнение закона Божиего в сороковой день по рожде­нии принесла Младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Кто же был этот старец, которого евангелист Лука называет праведным и говорит, что Дух Святой почивал на нем? Он был одним из тех еврейских ученых книжников, которые переводили с еврейского на греческий Священ­ное Писание Ветхого Завета для царя Птоломея Египетско­го. На долю старца Симеона выпал перевод пророчества Исайи. И когда он дошел до того места, в котором говорит­ся: Се Дева во чреве приимет и родит Сына Эммануила, что значит «с нами Бог» (Ис. 7,14),— то остановился, при­задумавшись: «Как возможно то, о чем пишет святой про­рок? Разве возможно, чтобы дева, а не замужняя женщина родила сына?» Он думал, что это ошибка, и хотел испра­вить ее, заменив слово «Дева» словами «замужняя женщи­на», но Дух Святой остановил его, и повелел написать то, что мы видим у пророка Исайи, и предрек: «Ты не умрешь, пока своими глазами не увидишь исполнение этого пророчества».

И святой Симеон жил долго, как ни один из его современников. И вот, когда в храм был принесен Младенец Иисус, старец Симеон, движимый Духом Святым, тоже отправился туда. И, взглянув на Мла­денца Иисуса, он Духом Святым узнал, что это Тот, о Котором пророчествовал Исаия. Он узнал в Нем Мессию, Господа Иисуса, он понял, что теперь разрешились узы его земной жизни, которые тяготили его, и, благословив Бога, произнес удивительную молитву.

Но почему эту молитву Церковь признает настолько  важной, что повторяет ее ежедневно на вечернем богослужении?

Святому Симеону Богоприимцу надлежало вознести хвалу и благодарение Богу, благословить Его, когда он увидел в лице принесенного в храм Младенца Самого Спасителя мира.

И если св. Симеон видел спасение Божие, уготованное всем людям, то и мы — не телесными, а духовными оча­ми — видим его, зная, что воскресший Господь оставил намЕвангелие, зная путь, указанный Им, зная Его слова: Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14, б).

Творения свт. Луки

Сретенье. Иосиф Бродский Анне Ахматовой

Когда Она в церковь впервые внесла
Дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял Младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
Младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал Младенцу; но Он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем".- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В Лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть Его будет, Твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

16 февраля 1972

 

По материалам Pravoslavie.ru

На фотографиях:

1. Икона "Сретерие Господне"

2. Святитель Лука.

3. Творение Святого Луки