ИЗБРАННИК БОЖИЙ

        Они были современниками и прошагали по жизни очень похожею дорогою. Перекликались их судьбы весьма близким соседством. Оба появились на свет Божий в семьях безвестных приходских служителей церкви.. 

         Георгий Иванович Шавельский был сыном бедного дьячка в одном из сельских приходов Витебской губернии.

         Василий Белавин тоже происходил родом из очень небогатой семьи священника Иоанна, настоятеля  Спасо-Преображенского прихода в маленьком селе Клин  неподалеку от городка Торопец Тверской епархии.  (Как видим, даже отчества их одинаковыми  были).

        Но иерею отцу Иоанну по рождению сына  явилась во сне его покойная мать и  предрекла: мой внук будет великим угодником Божиим. А Георгий Шавельский, отличавшийся с младых ногтей примерным поведением, прилежанием в науках, усидчивостью, трудолюбием, удалось выбиться из дьячков в иереи и стать настоятелем одного из сельских храмов на Витебщине. Может, так и  длилась бы его судьба на  малых приходах... Но рано овдовел  отец Георгий. И он решил принять монашеский постриг. Стал иеромонахом.

         В последующие  годы видим  Шавельского студентом Санкт-Петербургской духовной академии, который, будучи во священническом сане,  одновременно служил настоятелем Суворовской домовой церкви Николаевской академии Генерального штаба. В  Маньчжурскую кампанию 1904-го -1905-го годов вызвался волонтером на Дальневосточный ТВД. Участвовал во многих сражениях. Получил тяжелую контузию  в битве  под  Ляоляном. Собственным опытом постигал специфику священнодействия на поле брани. Тогда оружием  полкового священника, по его  глубокому убеждению, оставались не только крест, Евангелие, литургические принадлежности, но  – в исключительных, острых ситуациях – становилась таковым  даже и  трехлинейная винтовка.

        На войну прибыл полковым священником. Подписание Портсмутского мирного  договора, ставшего неожиданным для наших маньчжурских героев, у  которых украли победу,  застало Шавельского на  должности  полевого священника  Первой Маньчжурской армии. Император наградил иерея наперсным крестом для ношения на Георгиевской ленте.  Книга   Шавельского  «Служение священника на  войне», пожалуй,  стала  первым в мире и доселе единственным, а потому – бесценным обобщением иерейского окормления воинов в  условиях боевых  действий.

        На «гражданке» монашествующий протоиерей Шавельский преподает богословские дисциплины в столичных Смольном и Императорском историко –филологическом институтах. В 1911-ом году государь  назначает Шавельского главой военного духовенства Империи  - протопресвитером армии и флота,  с подчинением  военному министру. Одновременно он становится постоянным членом Священного синода. (В сем качестве Георгий Иванович Шавельский участвовал в работе поместного собора РПЦ,  восстановившего Патриаршество на  Руси и даже баллотировался среди претендентов на Патриарший  престол. Жизненные пути Шавельского и Белавина переплетались весьма часто...)

         В июле четырнадцатого, накануне грозно надвигавшихся событий, протопресвитер Шавельский созвал Первый всероссийский съезд военного и морского духовенства. Надо было определиться, чтобы встретить войну в подобающем всеоружии. Штат военного священства был увеличен в пять раз. Разработаны формы  и методы  церковных служб  в прифронтовой полосе и непосредственно на позициях. Они сводились в основном к упрощенному Серафимову правилу. Рекомендовалось коллективное пение солдатами и матросами Господней молитвы «Отче наш...» утром и вечером. Вводился ускоренный порядок Святой  Евхаристии - причащения воинов Святым Христовым Таинам. Предписывалось проводить по  возможности наиболее краткие проповеди, когда сие позволяла обстановка.

         Налаживалась большая душеспасительная  работа в госпиталях, на сборных пунктах. Большое участие  в этих Богополезных делах принимали, как   известно,  дочери Николая Второго и сама императрица Александра Федоровна.

         По заказу военного ведомства  в России было налажено масштабное производство полевых – разборных  и палаточных  храмов, а также – морских плавучих церквей.

         В дальнейшем в ходе боевых действий под управление  военного протопресвитера передавались православные приходы  на  занятых войсками территориях Галиции и Буковины,   в  ближайшей прифронтовой полосе. Церковь развернула  широкую  благотворительную деятельность для нужд фронта, перечисляла  значительные суммы в пользу Российского общества «Красного креста». 

         Другие религиозные конфессии  России, не исключая   и иудеев, поддержали патриотические начинания Русской  Православной церкви. Наибольшую преданность стране  и престолу проявили мусульмане  России...

         Но вернемся к Белавину, которого оставили мы в деревне Клин Тверской губернии. С молодости познал Вася  и азы, и буки, и веди. Самоуком. Подвизался псаломщиком в  храме, где служил настоятелем  его батюшка священник  отец  Иоанн. Возрос годами и поступил в  Торопецкое духовное училище. Преуспел в науках.  Закончил с отличием. Принят во  Псковскую духовную семинарию. Затем была  Санкт-Петербургская духовная   академия, где среди студентов он шел первым.

         Все  эти  годы  Василия Белавина отличали смирение, доброта к  людям, готовность в любую минуту придти на помощь тому, кто в ней нуждался. Высок  был авторитет    Белавина в вопросах  богословских наук. Соученики и все, с кем общался, в глаза и за глаза называли Василия Патриархом. Прозвище оказалось пророческим...

         Закончив  курс академических наук, Белавин некоторое время преподает богословие во  Псковской семинарии.  В  1891-ом году принимает постриг с именем Тихон- в  честь великого угодника Божия,  в  Российской  земле просиявшего, Тихона Задонского.  Так обрел он второго своего  заступника на  Небесах. Первым  стал для него Василий Великий, в коего честь обрел      крестильное имя. Тогда же рукоположен был в иеромонахи.

         Продолжается его стезя на преподавательском, наставническом  поприще.  Получил назначение в  Холмскую духовную семинарию. (Территория царства Польского). Видим   Белавина  вначале инспектором, затем – ректором учебного сего заведения.

         1897-ой год. Новое назначение Тихона Белавина: рукоположен в епископы. Возглавил Люблинское викариатство Варшавской  православной  епархии.  Работая  в  католическом подавляющем окружении, умел ладить и  с  католиками, и с православными. «Это- наш архиерей»,- называли владыку и те, и другие...

         Довелось послужить благому делу епископу Тихону и на другом конце Земли. Стал православным епископом в Северо-Американских соединенных штатах.

         Мы с вами помним: коренное население Аляски, Алеутских  островов – алеутов и эксимосов просветил в свое время святитель Иннокентий. Апостол Американский и Камчатский, сподвижник графа Н.Н. Муравьева – Амурского, ставший впоследствии митрополитом Московским.

         Владыка Тихон  укреплял туземцев в православной вере. Но и не только это.  Он по мере возможностей стремился распространить влияние православия и на других землях епархии - в Канаде и в  Штатах. При нем здесь всё чаще и  чаще  отдельные англикане, какими было и остаётся в большинстве своем  население этих территорий, стали  переходить в православие. Миссионерские деяния владыки Тихона в инославной среде не вызывали отчуждения со стороны инаковерующих. Сказывались присущий  владыке такт, умение общаться с людьми, уважительное отношение к ним. Святителя Тихона помнят в Америке и сегодня...

         Вернувшись в Россию,  Тихон  получает одно из  самых престижных назначений - на  кафедру в  Ярославле.   Стал  первенствующим  членом святейшего Синода и в  этом  качестве  принял впоследствии живейшее участие в подготовке и проведении поместного собора РПЦ, который восстановил на Руси Патриаршество. (Правда, лично для Тихона возникли некоторые  осложнения. Но об этом – чуть позже).

           Ярославцы очень полюбили архиепископа Тихона. Когда владыку перевели на  другую кафедру, они присвоили ему звание почетного гражданина города.

           Накануне Германской войны, в четырнадцатом, Тихона ставят во главе православной епархии в Вильно. Почти мгновенно она оказалась в прифронтовой полосе. Так начались для него боевые  будни. Мы коротко уже рассказали о том, какое бремя обязанностей легло на плечи военного священства – дьяконов и иереев на  поле брани. Владыка Тихон оказался  в  гуще событий  сих. Много раз выезжал на позиции. Не однажды попадал под вражеские снаряды, причащал воинов и принимал от  них исповедь в окопах, ободрял духом раненных в медсанбатах, отпевал погибших...  По его  велению были вывезены из   Вильно  в Великие Луки святые, нетленные мощи     виленских угодников Антония, Ионы  и других, а также церковное  имущество. Настолько  надежно было спрятано  вывезенное, что сии священные реликвии вновь обрели только в 1946-ом году, когда прекратились гонения на церковь.

           Император наградил Тихона  бриллиантовым  крестом для  ношения на клобуке. (Не умолчим и о том, что  довольно высокий оклад своего архиерейского денежного содержания  владыка Тихон всегда тратил на  благотворительные нужды, а в военное время всё, до последней копейки, перечислял в пользу Российского «Красного Креста»).

           Фронтовое служение владыки Тихона проходило в  дружеском сотрудничестве с земляками – уроженцами Тверской  губернии, вернее – с жителями Бежецкого Верха. Валдайская возвышенность. Истоки Волги. Можно сказать: отсюда есть и пошла Святая Великорусская  земля.

          Тихон знал и уважал тверского владыку Серафима (Чичагова), снискавшего при большевиках терновый  венец мученичества. Архиепископ Серафим благословил соратников Тихона, добровольцами уходивших на  фронт. Среди них был и Дмитрий Гумилев, старший брат поэта Николая  Гумилева, тоже воевавшего с немчурой проклятой.  Дима в мечтах своих видел себя моряком, но по слабости груди вообще  был отставлен от военной службы. Протекция владыки Серафима помогла определиться в гвардейский кавалерийский полк, расквартированный в Аракчеевских казармах.

         По благословению владыки на службу в полку поступили В.И. Мирославский, В.И. Коршунов, М. И.Букшин, И.В.Филиппов, Ф. И. Гусев - строители храма Светлого Христова  Воскресения в селении Ахматово. Церковь возводилась на меценатские пожертвования бежецких  дворян Корсаковых, Аборенковых, Шварцев... Они в  большинстве своем  тоже  ушли воевать. К примеру, генерал – майор А.В.Шварц, комендант Ивангородской крепости на  востоке Польши, с успехом  отразил  все  атаки германце  в  ноябре  четырнадцатого года...

         Ушел на фронт в составе гвардейского кавполка и дьякон Яков   Унин, представитель старинного  рода военных священников, издавна служивших России. Предки Униных воевали с  Наполеоном (дьякон Василий.Унин погиб под Варшавой, где и похоронен), с  турками - в  Балканском освободительном  походе (дьякон Иван Унин сложил  голову на Шипке)...

         Отец дьякона  Якова войсковой священник  Василий   Унин  потерял на  Германской зрение, попав под газовую атаку...

         Дьякон Яков  состоял в полку при священнике, помогая ему во служении.  Он награжден двумя орденами боевым Станислава третьей степени  и церковным Святого Владимира с мечами... Впоследствии принял священнический сан и сгинул в лагерях и  тюрьмах во время богоборческих гонений.  В первый раз был арестован  за то, что воевал  и  был награжден офицерским орденом. (Священство в  армии числилось, как волонтеры, приравненные к офицерам, потому и  получали офицерские награды). Второй арест – за то, что был сослуживцем и другом  братьев Гумилевых Николая и  Дмитрия. В третий  раз  Яков Унин, ставший уже настоятелем храма в селении Введено, арестован за  участие в похоронах Патриарха Тихона в  апреле двадцать пятого года.  Домой он так и не  вернулся. Реабилитирован в  конце  восьмидесятых годов прошлого столетия....
         Февральский переворот семнадцатого года, сие сегодня ни  для кого не секрет, стал итогом обширного  масонского заговора против императора и его семьи,  пронизавшего широкие круги тогдашней так называемой общественности. И Дума, и генеральская верхушка, и в большинстве своем либеральные газеты, и даже многие члены Дома Романовых, - все в  одну дуду дули. Немалую роль в зловещем исходе событий сыграла широко развернутая клеветническая шумиха вокруг  Григория Распутина. Либералы, (а кто тогда не  был таковым?)  с ликованием  восприняли весть о злодейском убийстве  Григория  Ефимовича на  квартире князя Феликса  Юсупова.  Но ведь устранение Распутина,  умеющего гипнотически  блокировать приступы гемофилии у цесаревича Алексея, лишали семью императора даже проблесков надежды на выздоровление наследника.

        На  фоне событий, развернувшихся вокруг Александры Федоровны, теряющей единственного сына,  не следовало бы судить её слишком строго. Дескать, фанатичная истеричка она, и царственным  мужеством не обладала и  так  далее- в том же духе...

         К сожалению, в антираспутинскую пропаганду включились и многие церковные иерархи. Даже состоящие членами Святейшего Синода. Владыка Тихон и протопресвитер Шавельский занимали сдержанную позиции. Распутина было за что порицать. Давал повод. Грешил много и каялся. Снова грешил. Но никакого касательства к  формированию кадровой, общегосударственной политики, осуществляемой императором, не имел. Тому свидетельство – записки Александра Блока, которого Временное правительство включило в состав специальной «антираспутинской» комиссии. Подливать керосина в   нечистую эту игру, потакать зловредным слухам – не стоило...

        Масоны добились своего. Григория подвергли мученической смерти. Императора свергли, арестовали вместе с семейством, сослали в Тобольск...

        Новый оберпрокурор  Синода, ярый февралист князь Львов потребовал, чтоб Шавельский подтвердил свои полномочия на  специальном -  втором съезде военного духовенства. Что и было выполнено. А владыку Тихона он вообще уволил на покой. Оба архиерея, особо  чтимые свергнутым царем, находились под плотным покровом недоверия со стороны новых властей...
        На освободившуюся  ярославскую кафедру, ранее занимаемую Тихоном, объявили выборы  с участие духовенства и мирян. Причем Львов выдвинул кандидатуру бывшего оберпрокурора Синода А.Д. Самарина, который, из-за активной антираспутинской позиции не продержался на этом посту и двух месяцев, добровольно подав в отставку.

         Владыка Тихон тоже выдвинул свою кандидатуру. И - победил!

         Четвертого июля 1917-го года, в  день Успения Божией Матери, в  храме Христа Спасителя  открылся поместный собор Русской Православной церкви. Под почетным председательством Киевского митрополита   Владимира, будущего новомученика. Вел заседания Ярославский митрополит Тихон (Белавин). Поместные соборы РПЦ не собирались на Руси более  двухсот лет...  А в Москве шли бои между  красногвардейцами  и юнкерами, засевшими в Кремле.

          Под грохот артиллерийской канонады -  большевики вели огонь  по Спасской башне, по кремлевским воротам – участники собора решали вопрос: быть или не быть  патриаршеству на Руси. Шавельский называет РПЦ синодального периода, который начался в  петровскую эпоху,  церковью акефальной, то есть, безголовой, зато  находящейся под бдительным   надзором государева  ока. Большинство  поместного собора решило  вопрос о патриаршестве в России в положительном смысле.

          По числу голосов, поданных за кандидатов на  патриарший престол, говоря сегодняшним наречием, в первую тройку «лидеров» вышли видный богослов архиепископ  Антоний  (Храповицкий) – самый умный из претендентов, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) – самый строгий из  них и митрополит Тихон  (Белавин)  - самый добрый. Такие неформальные характеристики снискали на соборе эти архиереи... Но  никто  однако не  набрал  должного большинства.

          Тихон по числу голосов – меньше всех-  замыкал сию тройку.  Решили: на кого падет жребий – тому   и быть Патриархом. Им стал владыка  Тихон. Записку с его именем  вынул старец  Зосимовской пустыни (Смоленская епархия) иеросхимомонах Алексий.

         Случилось сие  в   Великий праздник Введения Богородицы во Храм.  (Уже тогда этот  День отмечался как храмовый праздник пограничной стражи России.) Божиим Промыслом именно на  плечи Тихона легло нелегкое  бремя окормлять паству и церковь в годину самых жестоких, самых тяжких гонений со стороны богоборцев. Слабо   было бы тягаться  разным там  Неронам, Диоклетианам,  Юлианам Отступникам  с Лейбом Бронштейном (Троцким), с Яковом  (Янкелем) Ягодой, со Свердловым!

         Сразу после октябрьского переворота  начались расстрелы священнослужителей. Погибли епископ Иоанн  (Кочуров) в  Петрограде, киевский митрополит Владимир. Смертельная угроза нависла и над головою Тихона. В Москву прибыл отряд балтийцев, дабы арестовать  Патриарха и увезти его в  Питер.  Однако, матросы, помитинговав несколько дней на вокзале, вернулись восвояси...

          А Тихон сам нагрянул в  колыбель революции, встреченный огромным стечением православной паствы во главе с митрополитом Петроградским и  Гдовским Вениамином.

          Вернувшись в  Москву, Патриарх активно  противоборствует с безбожной  властью. Он  не  мог молчать при виде событий, накатывающих   подобно зловещему  валу. Пушечный расстрел Кремля,  вооруженный штурм и захват  Почаевской лавры,  а затем – и Александро-Невскской, не прекращающаяся  вакханалия убийств священников   (протопресвитер военного духовенства Шавельский сумел избежать расстрела, тайно покинув Москву, перебравшись  на юг  России, примкнув к  Добровольческой армии генерала Деникина), осквернение нетленных мощей,  зверское убиение в Ипатьевском  доме царственных  мучеников, -  все это побудило Патриарха обратиться  к пасомым с воззванием, которое называют анафематствованием  советской власти.

         Но Тихон отлучал от церкви только тех., кто сам отошел от веры и,  сломя голову, пустился в погромный  противоцерковный  разгул. Таких среди революционеров было подавляющее большинство. Он призывал их одуматься, пока не  поздно, вернуться  в  лоно матери – церкви. Судить о  земной власти –  не наше дело,- учил Святейший  Пастырь, - ибо она попущается  Богом по Великому Промыслу Его. Воздавайте кесарю кесарево, а Богу – Богово. Как  завещал человекам  Сам  Господь, Спаситель наш Иисус Христос...

          Не к топору звал Патриарх Россию! Не осенял благословением ни белых, ни красных. И те, и другие  братоубийственные дела творят...

          В 1919-ом году Патриарха определяют под домашний арест. Он содержится в  московском Сергиево-Троицком подворье, подвергаясь непрерывным  допросам, вплоть до сентября двадцать первого.

          И  новое бедствие нахлынуло  на  Русь. Начался голод в  Поволжье.  Тихон обращается к Римскому   Папе, к архиепископу Кентерберийскому,  к Американскому  епископу с призывом  развернуть кампанию по оказанию помощи голодающей России. Голос  Патриарха  был услышан.   В Штатах  создается специальная  ассоциация  АРА,  занимающаяся сбором  средств для этих целей.

         А большевики, воспользовавшись удобным предлогом, еще  шире развернули гонения  на  церковь. Началось изъятие  приходских, культовых ценностей:  золотых крестов, драгоценных камней, украшающих иконные ризы, других предметов церковной утвари...  Напрасно Патриарх взывал к властям, увещевая не делать сего. Ибо у церкви  нет такого количества драгоценностей, на  какое можно рассчитывать. Церковь и сама отдаст, что ей по силам. В ответ Святейшего объявили прямым пособником белогвардейцев, контрреволюционером. Были арестованы ближайшие его сотрудники Патриарха заключили  под строгую изоляцию в  Донском монастыре. Позднее перевели во внутреннюю тюрьму на Лубянке.

          Ко всем бедам, обрушенным на  церковь, добавился  и искус  обновленчества. Патриарх  стойко отвергал всякое лжеучение.  Подавляющим числом духовенство РПЦ не пошло за обновленцами.  Более всего для властей предержащих желательным было бы физическое устранение Предстоятеля. Но расстрелять его в  ту пору, даже устроив инсценировку суда над Патриархом, представлялось нецелесообразным. Страна нуждалась в том, чтобы с неё была снята  экономическая и политическая  блокада. Велик  был авторитет Святейшего Патриарха  на международной арене.  Уголовное дело в отношении его прекратили, хотя предварительным условием  сего и ставили, чтоб Тихон снял с себя сан. Патриарх не внял сему требованию. Так как его водворили на  жительство в  Донском монастыре, взяв  подписку  о невыезде, Тихон своим указом назначил  временным исполнителем  патриарших обязанностей Ярославского митрополита Агафангела.  В Донском монастыре  в домик, где содержался  Тихон, однажды ночью ворвались  «двое неизвестных». Бандиты убили из пистолета  его любимого келейника   Якова Анисимовича Полозова,  который запозднился в  тот день у Тихона. Очевидно, приняв последнего за самого Патриарха.

         Гонения и  невзгоды  основательно подорвали  здоровье Патриарха.   Его понудили подписать так называемое  «Покаяние». «Я отныне советской власти не враг», - провозгласил Тихон.  (А он никогда и  не  был врагом её, ибо несть власти, аще как не от Бога!)  Тайные  козни против Предстоятеля РПЦ не прекращались. К нему определили,  так сказать цербером,  злым  «ангелом  хранителем»,  то бишь, надзирателем некоего А.Е. Тучкова, сотрудника  шестого отделения секретного отдела ГПУ. И он, что называется, из шкуры лез, ретиво исполняя должность сию.

           25-го декабря  двадцать пятого года резко ухудшило здоровье Патриарха. Болящего поместили в лечебницу. Тихон  знал: скоро Господь призовет его к  Себе. И он составил Завещание, назначив  на случай своей смерти трех местоблюстителей  патриаршего престола: митрополитов  Казанского Кирилла (Смирнова),  Ярославского Агафангела (Преображенского), Крутицкого Петра  (Полянского). Назвав трех лиц, Тихон  исходил из того обстоятельства, что гонения на  церковь продолжались с тою же  свирепостью, что и прежде. Под сей каток могли попасть  многие архиереи.   Так  оно и получилось. Первые  два митрополита, назначенные Тихоном, после его кончины, оказались в  ссылке Местоблюстителем стал митрополит Петр...

          Поздней  ночью 7-го апреля двадцать пятого года, в 23 часа, 45минут Тихона не стало.  Тихон Белавин был первым Патриархом всея Руси в Советской России. В трудное время именно он отстоял от погрома церковь, не дал погаснуть светочу православия в сердцах русских людей. Русская православная церковь канонизировала Святителя в лике  священномученика в 1989 году. Вскоре после этого был канонизирован и первый патриарх Государства Российского святитель Иов.

 

Корякин Евгений Федорович, майор погранвойск в отставке, лауреат премии имени Ю.М. Лермонтова, член СВГБ по ДВ региону       

Унин Виктор Иванович, подполковник в отставке   

На фотографиях:

1. Корякин Е.Ф.

2. Унин В.И.