Подготовка к служению Богу
— Отец Дионисий, вот уже два года Вы являетесь первым проректором семинарии. Из тех целей и задач, которые Вы ставили перед собой, что удалось реализовать, какие состоялись достижения, над чем еще необходимо работать? — Первым проректором хабаровской духовной семинарии я был назначен в сентябре 2016 года, после пятилетнего преподавания в ней. Для меня назначение было в некоторой степени неожиданным, . . . поэтому сразу окончательно определить долгосрочные и среднесрочные цели и поставить задачи перспективного планирования было довольно проблематично. Большая часть выбранных целей носила все-таки краткосрочный характер и касалась 2016/2017 учебного года. Некоторые цели были, безусловно, достигнуты, некоторые — нет. Иногда приходилось корректировать и сами цели. Говорить о достижениях я считаю пока рано, так как образование — это долгий целенаправленный процесс увидеть результаты своего труда преподаватель может только через годы, когда первые выпускники вступят в самостоятельную жизнь. Из планов семинарии, над которыми сейчас идет работа, можно отметить внедрение в учебный процесс дистанционных образовательных технологий и организацию курсов повышения квалификации священнослужителей — это масштабная задача, поставленная перед Хабаровской семинарией Священноначалием Русской Православной Церкви. — Отец Дионисий, расскажите об истории Хабаровской духовной семинарии? Хабаровская духовная семинария — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, осуществляющее подготовку церковно- и священнослужителей для епархий Дальнего Востока и Сибири. Наша семинария была основана 10 июня 2005 года. 1 сентября 2005 года в новообразованной семинарии начались учебные занятия. Первым ректором семинарии был архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк (ныне митрополит Вятский и Слободской), положивший начало высшего духовного образования на Дальнем Востоке. На протяжении первых пяти лет первым проректором был игумен Петр (Еремеев), после него — епископ Бикинский Ефрем (ныне — архиепископ Биробиджанский и Кульдурский). В 2009 году Хабаровская семинария получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности, а в 2010 году состоялся первый выпуск. С 2014 года семинария реализует подготовку бакалавров в области теологии в соответствии со стандартом 48.03.01 «Теология». Летом 2016 года ректором семинарии стал митрополит Хабаровский и Приамурский Владимир. — Каков контингент поступающих, какая возрастная группа? — На богословский факультет семинарии принимаются лица мужского пола, имеющие полное среднее образование. Таким образом, минимальный возраст — это возраст выпускника средней общеобразовательной школы. На очную форму обучения возможно поступление до 35 лет — это общее требование к поступающим в вузы у нас в стране, на заочной форме обучения таких ограничений нет. Обычно на очную форму обучения поступают юноши еще не создавшие семьи, либо сразу после окончания школы, либо после окончания вуза или среднеспециального учебного заведения. На заочную форму поступают люди с большим жизненным опытом, несущие на момент поступления церковное послушание, часто в священном сане. Порой среди студентов-заочников встречаются не только священники с высшим светским образованием, но и имеющие научную степень. — Меняется ли количество поступающих из года в год? Есть ли конкурс для поступающих в нашу семинарию? — Количество абитуриентов остается стабильным: на очном отделении небольшим, но постоянным из года в год. Желающих поступить на заочное отделение намного больше. Семинария — это церковное, а не государственное учебное заведение, поэтому нам не устанавливают определенных контрольных цифр приема или каких-либо квот. Мы сами рассчитываем свои возможности по приему абитуриентов. Если желающий поступить в духовную школу не соответствует требованиям, предъявляемым к абитуриентам, то он не будет зачислен, даже при наличии свободных мест для приема. Однако, если будет много достойных кандидатов, то руководство семинарии приложит усилия для увеличения количества вакантных мест приема. Мы смотрим на уровень знаний и степень воцерковленности, а не на то, чтобы абитуриент попал «в первую десятку» или «двадцатку». При оценке уровня готовности абитуриента учитывается также рекомендация приходского священника и епархиального архиерея. — Отец Дионисий, поясните, пожалуйста, духовная семинария выдает диплом государственного образца? Требуются ли результаты ЕГЭ для поступления? — Наша семинария выдает документ церковного образца, признаваемый во всех епархиях Русской Православной Церкви. При приеме на бакалавриат по направлению подготовки 48.03.01 «Теология» все духовные семинарии согласно законодательству запрашивают от поступающих результаты ЕГЭ по русскому языку, а также истории. Это обычный порядок, установленный в высших учебных заведениях нашей страны. Помимо результатов ЕГЭ проводятся и дополнительные вступительные испытания профильной направленности — по Закону Божию или «Основам Православия», что также прописано в законе об образовании. Хабаровская семинария здесь не исключение. Однако стоит отметить, что обучение в семинарии продолжается в течение пяти лет: один год на подготовительном отделении и четыре года по программе подготовки бакалавров в области богословия. Поэтому те, кто на момент поступления в семинарию не имеют результатов ЕГЭ, могут получить их в первый год обучения — на подготовительном отделении. Подробнее с требованиями к абитуриентам семинарии можно познакомиться на нашем официальном сайте dvseminary.ru или позвонив в канцелярию семинарии по номеру +7 (4212) 22 32 21. От будущего студента Хабаровской духовной семинарии требуются соответствующий уровень знаний, горячая вера и искренняя готовность к церковному послушанию на Дальнем Востоке. — Что на Ваш взгляд является важным в духовном образовании? — Все! В духовной жизни вообще и в духовном образовании в частности нет мелочей: «Неверный в малом неверен и во многом» Шк. 1б:Ю). Однако существуют и свои приоритеты. В первую очередь необходима вера учащегося. Ведь целью духовного образования является подготовка к служению Богу и людям. Без веры все знания теряют смысл. Поэтому при поступлении в духовное учебное заведение от абитуриента требуются не только начальные знания православного вероучения, но живая вера и жизнь по этой вере, живое участие в жизни Церкви. Соответственно и в процессе обучения уделяется внимание не только сообщению студентам знаний по церковным и светским наукам, но и укреплению их веры. Причем не теоретической веры, а веры, подтверждаемой делами. Это не просто воспитательный процесс, который включает в себя участие в богослужении и Таинствах Церкви, в общей братской молитве, общей трапезе, общем отдыхе, подчинение распорядку дня семинарии, выполнение различных, в том числе и трудовых, послушаний. Конечно, здесь большая ответственность возлагается на администрацию и преподавателей семинарии, ведь ребята не столько назидаются словами, сколько личным примером старших. — Как Вы считаете, на какой предмет стоит делать упор, чтобы воспитать истинных духовных наставников? — Думаю, что каждому из предметов, преподаваемых в семинарии, стоит уделить должное внимание: и литургике, и догматике, и церковной истории, так как учебный план семинарии составлялся с учетом тех вопросов, которые встают перед пастырями в их служении. Однако не стоит забывать, что получение духовного образования — это не только обучение, но и воспитание: заботясь об уме, не нужно забывать о душе. — Существует такая проблема: многие выпускники духовных семинарий не хотят принимать священный сан. Актуально ли это для Хабаровской семинарии? — Когда я учился в семинарии, то часто звучал такой тезис, но пока я так и не встретил статистических подсчетов, доказывающих его, не видел сравнения с выпускниками других вузов и специальностей. Мне бы самому это было интересно для оценки образовательного процесса в семинарии. Однако точно я могу сказать, что выпускники очной формы обучения после окончания семинарии могут не сразу принять священный сан, став священнослужителями Такое «замедление» выпускников семинарии в принятии ими решения о рукоположении в священный сан связано, в том числе, и с определенными церковными канонами и правилами. Например, человек, решивший стать диаконом и священником, должен до рукоположения определиться со своим жизненным путем: принять монашество или вступить в брак. У некоторых это может занять продолжительное время. Я женился на четвертый год после выпуска из духовной академии, на седьмой — после семинарии. К заочникам это относится в меньшей мере; так как заочники — это или уже священно- и церковнослужители или те, кто готовится ими стать в процессе заочного обучения, поэтому они и не поступают на очное. — Могут ли выпускники, оставшиеся не рукоположенными или решившие, что не готовы к священнослужению, применить свои знания в мирской жизни? — Не все выпускники семинарии сразу после окончания обучения становятся диаконами и священниками, однако они имеют возможность применять свои знания на практике Церковь нуждается в катехизаторах, преподавателях и миссионерах. Например, на последнем курсе духовной академии я был направлен в Хабаровск, прибыл в семинарию в январе 2011 года, где трудился преподавателем до мая 2015, когда был рукоположен в священный сан. — Существует ли распределение для выпускников духовной семинарии? — На Богословском факультете студенты обучаются по очной и заочной форме. Заочники-священнослужители и церковнослужители — уже проходят послушание в своих епархиях, а семинаристов, учившихся очно, семинария распределяет в те епархии и регионы, из которых они прибыли, или направляет для дальнейшего получения образования в духовные академии. — Поскольку женщины не посвящаются в священный сан и студенты семинарии исключительно мужчины, какое духовное образование может получить женщина? — В нашей семинарии, помимо богословского факультета, целью которого является подготовка будущих пастырей, действует и факультет религиозного и дополнительного образования, предназначенный для обучения мирян. Любой желающий — мужчина или женщина — может получить религиозное образование по самым разным направлениям. Это и трехгодичная программа Богословских курсов, и краткосрочные программы по изучению славянского языка, богословия, риторике и технике постановки певческого голоса, и курсы «выходного дня» по основам православной веры. — Какие Вы видите перспективы духовного образования? — Духовное образование в семинарии немыслимо без правильно поставленного религиозного образования мирян, без воскресных школ для детей и взрослых, без курсов для катехизаторов, миссионеров и педагогов и даже без основ православной культуры в общеобразовательных школах. Чем выше уровень абитуриентов, тем лучших результатов мы сможем достичь. Не мыслится высшее образование и без развития соответствующей научной отрасли. Духовное образование не сможет развиваться без развития таких областей знания, как богословие, библеистика, литургика и церковная история. Поэтому, чтобы у духовного образования были перспективы, нужно уделять внимание и первому вопросу, и второму. — Что бы Вы посоветовали молодым людям, которые готовятся к поступлению в семинарию? — Абитуриентам семинарии можно пожелать то же, что и каждому христианину — иметь твердую и осознанную веру во Христа, любовь к Богу и желание служить Ему, исполняя Его заповеди. Больше узнавайте о своей вере, о Церкви, ее истории и участвуйте в Таинствах Церкви.
Беседовала Юлия АЛЕКСЕЕВА
На фото: 1. Семинаристы с митрополитом Владимиром 2. Отец Дионисий 3-7. Семинаристы в процессе обучения и в часы досуга |