Страсти по Тихону

Книга «Несвятые святые» и другие рассказы» стала литературным открытием 2012 года, а ее автор, наместник московского Сретенского монастыря архимандрит Тихон, победил в конкурсе «Книга года» в номинации «Проза». Впервые произведение было опубликовано чуть больше года назад, на сегодняшний день продано более миллиона экземпляров. Причиной стал небывалый интерес к книге не только у верующих, но и у атеистов и сомневающихся.

«Несвятые святые» –это размышления о вере, людях, живущих в Псково-Печерском монастыре, и короткие рассказы о персонажах, встретившихся автору в жизни. Монастырская проза стала настоящим бестселлером благодаря хорошему слогу, необычной подаче, ярким зарисовкам и авторской самоиронии. В конце прошлой недели отец Тихон посетил Саратов и в рамках Х Межрегиональных Пименовских чтений в Институте филологии и журналистики СГУ встретился со студентами и преподавателями. Послушать автора «Несвятых» и взять у него автограф пришло чуть ли не полгорода…

Дочитав книгу всего до середины, что-то подобное, происходящее в день встречи, я себе и представляла: все сидячие места в просторном зале были заняты, а люди все приходили и приходили. За пару минут до начала в помещении не было не только где присесть, но и где постоять. Кому-то пришлось слушать архимандрита Тихона в коридоре.

Толпа возле двери расступилась, и перед зрителями появился автор книги года с небольшой свитой. Встречали его как национального героя – аплодисментами и стоя. Как символ вечера на партах лежат зеленые книжки «Несвятые святые». «Когда мы шли к вам, меня спросили, как я считаю, почему такой интерес вызвала книга, – улыбаясь, поделился своими догадками отец Тихон. – Сам для себя я объясняю это тем, что люди просто устали от вымышленных историй, фантастических приключений, им хочется почитать про судьбу реальных людей, такие как монахи и архиереи в моей книге. И если мне хоть немного удалось показать их настоящими героями без пафоса и преувеличений, то я выполнил задуманное. Это дань памяти. Я больше церковный чиновник, поэтому мои фильмы и книги – это какое-то восполнение того, что мне не удается сделать как священнику». Отец Тихон предстал перед саратовцами именно таким, как он угадывается между строк, – интересный рассказчик, с прекрасным чувством юмора и яркими эмоциями. «Сначала сделали один тираж, хотели выпустить 30 тысяч, но решили: а сделаем все-таки 60 тысяч. Подумали, что как раз за два-три года разойдется, – зрители, прерывая рассказчика, захихикали, эти цифры показались всем смешными. – Сегодня продано больше миллиона экземпляров. Недавно презентовали книгу в США, ее уже перевели на английский, французский, сербский, китайский и японский языки».

Кроме монашеского мира и судьбы героев «Несвятых» саратовцев волновало многое. Например, как Бог поступит с литературными персонажами. «Раскольников виновен в смерти трех человек, но он раскаялся. Будет ли он прощен?» – немного стесняясь, спросила студентка. В зале раздался громкий смех. «Я могу вам ответить на сто процентов, все будет в порядке! – выдержав паузу, ответил писатель. – Достоевский – и мой любимый автор, я не раз перечитывал его произведения. Что касается Раскольникова… Допустим, Иуда раскаялся, а потом после этого повесился. Здесь изменений в личности как таковых не произошло. А Достоевский подвел своего героя к покаянию, у него произошла переоценка всего».

Затронув тему раскольниковых литературных, вспомнили про недавние арт-акции и Закон «О защите интересов верующих». По словам священника, этот закон ему не нужен, а всю критику следует принимать с радостью, так как критика дает нам возможность духовно расти.

«Вот я сейчас сильно возмущен, пошел в Дом книги, – завершая встречу, делится со слушателями отец Тихон. – А там лежит на самом видном месте моя книга – ну, это еще ничего, а рядом книга о маршале Жукове писателя Резуна – это еще более переработанная версия, где из маршала сделали страшного человека, тирана. Вот что делают сегодня из настоящих героев! И такое происходит и с искусством. Поставят в выставочном зале унитаз и называют его произведением искусства и творческим взглядом автора на жизнь. И эти пустые вещи нам хотят навязать. Думаю, что мы этот период преодолеем, но на это не стоит закрывать глаза, а необходимо обсуждать, дискутировать». Час пролетел незаметно, у архимандрита Тихона еще была встреча с саратовскими семинаристами, но поклонники писателя долго не отпускали, просили автограф и благословение.    

Алиса Панфилова

Саратовский Взгляд

13 декабря 2012 г.

ИЗ КНИГИ «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ»

«О нарушении церковного устава,
или О том, как мы с князем Зурабом Чавчавадзе нарушали Великий пост»

В 1998 году префект Центрального округа Москвы, в котором расположен наш Сретенский монастырь, Александр Ильич Музыкантский рассказывал мне о своей поездке в Грозный и о том, в каких ужасных условиях пребывает там уже немногочисленная к тому времени православная община. Мы с братией монастыря испросили благословения у Святейшего Патриарха Алексия на сбор помощи для церкви Грозного и за три дня доверху набили огромную грузовую машину продуктами, медикаментами и одеждой. Наши прихожане принесли к тому же немало денег, мы добавили еще из монастырских средств, и получилась приличная по тем временам сумма. Было трогательно видеть, как люди отдавали порой самое необходимое и почитали радостью для себя хоть чем-то помочь своим собратьям.

Александр Ильич Музыкантский через правительство Москвы сумел договориться с правительством Масхадова, тогдашнего главы Чечни, о нашей поездке и о раздаче к Пасхе помощи грозненским христианам. Евгений Алексеевич Пархаев, директор патриарших Софринских мастерских, передал для разбомбленной и разграбленной церкви Грозного все необходимое для богослужения.

Выезд был назначен на понедельник Страстной седмицы. За день до отъезда я сообщил о предстоящем путешествии своему другу Зурабу Михайловичу Чавчавадзе и попросил, если со мной что-нибудь случится, позаботиться о моей маме. Но Зураб заявил, что непременно отправится со мною. Как я его ни уговаривал, как ни убеждал, что ему, мужу и отцу, никак нельзя рисковать собой, князь был непреклонен. Он даже сослался на то, что его прапрабабушка княжна Нино Чавчавадзе в конце XIX века была похищена черкесами, но вскоре освобождена. Мол, это хороший знак для успешной поездки. В конце концов мне пришлось согласиться, и мы с моим верным другом, попросив молитв Святейшего Патриарха Алексия, отца Иоанна (Крестьянкина) и других печерских старцев, отправились в Грозный.

Картина перед нами предстала ужасная. Разбомбленный Грозный лежал в руинах, мы не встретили ни одного целого многоэтажного дома. Нам еле-еле удалось выпросить разрешение провезти через чеченскую таможню несколько бутылок кагора для службы в храме — в Ичкерии действовал запрет на алкоголь. Слава Богу, все благополучно обошлось и с деньгами, которые я провозил тайком, обвязав вокруг тела. Эти средства требовались прежде всего для раздачи русским грозненцам: ведь они вот уже несколько лет не получали ни зарплаты, ни пособий, ни пенсий. Часть денег предназначалась священнику, другая — для матерей, которые разыскивали по Чечне своих сыновей, попавших в плен.

Остановились мы в расположении группы официального представителя президента России в Чечне. Это был небольшой участок за аэропортом Северный: две старые деревянные казармы. В первой находилось официальное представительство России в Ичкерии. Здесь жили несколько генералов и офицеров; тут же поселили и нас с Зурабом. Во второй казарме размещались 60 омоновцев. Их задачей, как мне объяснили, было в случае нападения противника продержаться 15 минут, пока офицеры уничтожат шифровальные машины и документы.

Встретили нас очень тепло. Сопровождать Зураба и меня было поручено одному из наших офицеров, но руководство честно предупредило, что в сложном случае этот офицер мало чем сможет помочь, разве что героически умереть за нас. По приказу Масхадова к нам приставили еще четверых вооруженных чеченцев. На тревожный вопрос, надежна ли эта охрана, нам ответили, что если они не продадут нас по дороге, то все будет в порядке. Мы с Зурабом, чтобы зря не перенапрягаться, решили считать это шуткой.

До позднего вечера мы развозили продукты и вещи, раздавали деньги. Часть еды и лекарств передали в детский дом. В разрушенном храме Архистратига Михаила встретились со священником отцом Евфимием и договорились о службе через два дня, в Великий четверг. На литургию должны были собраться несколько сотен остававшихся христиан со всего Грозного. Государство бросило их на произвол судьбы. То, что они пережили за эти годы, трудно поддается описанию. Мы были счастливы, что хоть чем-то можем помочь им.

Степень ненависти после войны была такова, что русским иногда запрещали даже разбить маленький огород, чтобы иметь хоть какое-то пропитание. Пока мы ходили по городу, мой подрясник оказался изрядно заплеванным, но мы с Зурабом старались этого не замечать, чтобы не спровоцировать худшее.

Чтобы решить еще несколько вопросов, нам с Зурабом предложили переночевать не в российском представительстве, а где-то в городе и без сопровождающего офицера. Офицер был, разумеется, категорически против, но мы с Зурабом решили положиться на волю Божию и на порядочность сопровождающего нас представителя правительства Чечни. Офицер предупредил, что снимает с себя всякую ответственность, и вынужден был уехать. А нас повезли куда-то на окраину Грозного в частный дом.

Конечно, было тревожно. Но все обошлось. Нас приняли приветливо в большой чеченской семье, главой которой был влиятельный здесь человек — выросший в России инженер из Иванова. Во время долгой ночной беседы нам открылась и другая сторона этой трагедии, которая касалась множества простых чеченских семей. Мы разрешили почти все наши вопросы. Далеко за полночь, отчистив мой заплеванный подрясник и крепко помолившись, мы с Зурабом уснули крепким сном.

Наутро, а это была Великая среда, мы с той же группой чеченской охраны пустились в обратный путь по разрушенному городу. Наши охранники выглядели сегодня более доброжелательно. Видимо, на них произвело впечатление, что мы не побоялись ради дела заночевать в незнакомом доме.

Только поздним вечером, усталые после множества приключений (среди которых, к сожалению, была и часовая погоня за нашей машиной каких-то непонятных даже нашей охране боевиков) мы прибыли в аэропорт Северный, на российскую базу.

Подходя к казарме, мы с Зурабом предвкушали, как попьем горячего чайку с хлебом, почитаем захваченное из Москвы Последование Страстного четверга, потом правило ко причащению и завалимся спать до утра. Если бы мы знали, что нас ждет в казарме!

В дверях нас с нетерпением встречали два офицера. Они крепко обняли нас и сказали, что военные, которые уже не надеялись увидеть нас живыми, узнав, что мы целы, невредимы, приготовили нам торжественную встречу.

Переступив порог казармы, мы просто окаменели: огромный стол посреди казармы был уставлен неимоверным количеством яств. Здесь были и дымящиеся куски баранины, и жареный поросенок, и заливная рыба… Рядом на этажерке, на видном месте, стояла бумажная иконка в раме, а перед ней горела парафиновая свеча — хозяева сделали для нас все что только могли. Мы с ужасом смотрели то на гастрономическое изобилие, то на обрадованных нашим возвращением офицеров, которые, обступив нас, наперебой приглашали к столу.

— Я не могу… Я никогда в жизни не нарушал Великий пост! — прошептал Зураб.

Что было делать? Начать объяснять строгости Страстной седмицы? Прочесть этим людям, постаравшимся для нас от всего сердца, лекцию о том, что не только мяса — постного масла сегодня нельзя вкушать по церковным уставам? Признаться, мы с Зурабом даже в страшном сне такого представить не могли… Но мы оба чувствовали, что все наши совершенно правильные объяснения будут сейчас несравненно грешнее перед Богом, чем это негаданное для нас нарушение поста.

Эта долгая и прекрасная, исполненная истинной христианской любви трапеза запомнилась нам с Зурабом на всю жизнь.

В последующие годы нам с братией монастыря не раз приходилось бывать в Чечне и в других военных гарнизонах, и, если поездка выпадала на время поста, мы всегда заранее усердно просили учитывать наши гастрономические ограничения.

С архимандритом Тихоном (Шевкуновым)
беседовал Валерий Коновалов

Труд

13 апреля 2012 г.

 

На фотографиях:

1. Архимандрит Тихон (Шевкунов)

2. Архимандрит Тихон на всрече со студентами и преподавателями

3. Зураб Чавчавадзе - друг отца Тихона