Взаимодействие государства и религиозных организаций в образовательной сфере

Наше время – сложно, лукаво, драматично, наполнено вызовами, угрожающими как духовным, так и материальным основам существования человечества. Найти адекватный ответ на эти вызовы можно, лишь обратившись к вечным ценностям, лежащим в основе исторического бытия России. От того, сможем ли мы это сделать, зависит единство страны, сохранение чувства общности между населяющими ее народами.

Крещение Руси положило начало её обращению к идеалам и ценностям, которые остались неизменными на протяжении ее тысячелетнего исторического пути. Сегодня эти ценности и идеалы защищают нас от вызова беспамятства, распада и розни, лежат в основе межнационального диалога между русскими и другими нациями и народностями России. Но вместе с тем, сейчас идет борьба за сохранение традиционных духовных начал в культуре, в семейной жизни, в сфере образования. Коммерциализация всех сфер человеческого бытия несет угрозу духовной целостности человека, превращая людей в рабов потребления, теряющих высшие духовные ориентиры.

Как никогда остро сейчас стоит вызов разрушения нравственных основ. Преодолеть его можно, лишь помня о том, что нравственный закон пронизывает все и вся – не только человеческую жизнь, но и законы мироздания. Православие учит, что в природу человека вложено нравственное чувство, и человек призван раскрыть это чувство в общественной жизни, в государственном строительстве, в культуре, в техническом творчестве.

Духовность и нравственность немыслимы друг без друга, соответственно, стремясь воспитать гражданина, государство и церковь не могут не сотрудничать. На современном этапе развития взаимоотношений между государством и религиозными организациями государству приходится решать вопросы, связанные как со светским и религиозным образованием в целом, так и с ролью в образовании религиозных организаций.

Духовно-нравственные христианские ценности, которые близки основным положениям других великих исторических религий России, – это первое, что должно объединять усилия государства и Церкви, светского образования и духовного просвещения. Напомним данные ценности.

Вера. Вера в Бога, забота о сохранении религиозных традиций народов, воплощение этих традиций в делах. Верность убеждениям и нравственно обоснованным жизненным принципам, в том числе у нерелигиозных людей.

Справедливость. Прежде всего, она понимается как политическое и социальное равноправие, справедливое распределение плодов труда, достойное вознаграждение и справедливое наказание, должное место каждого человека в обществе, а нации ― в системе международных отношений.

Мир – гражданский, межнациональный, межрелигиозный. В более широком смысле, мир – это мирное разрешение конфликтов и противоречий в обществе, братство народов, взаимное уважение культурных, национальных, религиозных особенностей, неконфронтационное ведение политических и исторических дискуссий.

Свобода. Личная свобода, ограниченная личной нравственной ответственностью. Ее раскрытие в служении ближним и Отечеству. Самостоятельность, независимость, самобытность народа.

Единство разных национальностей, социальных слоев, политических и мировоззренческих групп в работе на благо страны и всех живущих в ней людей.

Взаимообщение разнообразных культур. Гармоничное сочетание духовных устремлений и материальных интересов личности и общества.

Нравственность – личная и общественная. Верность неизменным нравственным нормам как залог благополучия человека и общества. Приоритетная поддержка обществом и государством добросовестного поведения, как в личной жизни, так и в жизни общества и государства. Жизнеспособное государство и общество не могут быть нравственно нейтральными.

Достоинство. Признание уникальной ценности каждого человека. Нравственное умение отличать достойное от недостойного.
Честность как критерий личной и общественной морали. Совестливость, следование нравственному началу в душе как образ жизни.

Патриотизм. Любовь к Отечеству и народу, к родной земле, к ее культуре, уважение к ее истории, к свершениям прежних поколений. Общенациональное самосознание. Готовность трудиться ради Родины.

Солидарность – способность разделить с другим бремя его забот, его трудности, его болезни, его скорби. Общенациональная солидарность как сила, связывающая народ, обеспечивающая единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность.

Милосердие – деятельное сострадание к ближним, помощь людям, нуждающимся в духовной, социальной и иной поддержке.

Семья как союз мужчины и женщины, в которой воспитываются дети. Любовь и верность. Забота о младших и старших. Поддержка семьи через социальную политику, образование и культуру.

Культура и национальные традиции. Уважение к наследию предков, открытость и уважение к культуре и взглядам других. Забота о культуре общения, чистоте русского языка и других языков Русского мира.

Благо человека. Духовное и материальное благополучие человека как основной приоритет социального развития. Соблюдение прав и свобод человека.

Трудолюбие – деятельное стремление к благу общества и ближнего. Неприятие коррупции, коммерциализации человеческих отношений, паразитического и эгоистического образа жизни.

Самоограничение и жертвенность – отказ от потребительского отношения к ближним и окружающему миру. Способность жертвовать личным ради блага Отечества и народа.

Конечно, религия, в том числе и православное христианство, всегда полагает себя как вселенскую ценность, не ограниченную пределами государств. Но и в истории христианства, и в современной церковной практике любовь к Родине, уважение к ней и ее власти, уважение к ее защитникам, ранее жившим и ныне живущим, считаются естественными качествами гражданина и христианина, о них говорится в богослужениях и церковных проповедях. В современной светской науке это часто называется российской идентичностью. Но задолго до появления этого иностранного термина история христианства, история православной Руси давала нам живые примеры патриотического чувства и действия. Известен патриотический подвиг патриарха Гермогена, который предпочел мученическую смерть тому, что он считал предательством перед Отечеством в дни иностранного нашествия в начале XVII века.

Через триста с лишним лет, – а в исторических масштабах это для нас почти современность, – в июле 1941 года митрополит Ленинградский Алексий, будущий Патриарх Алексий I, обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины». Сейчас, в год 65-летия великой Победы, вспомним, как в условиях официального атеизма и тяжелого положения церкви митрополит говорил: «Мы верим, что и теперь великий предстатель за землю русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы» (Мысли русских патриархов от начала до наших дней. – М., 1999. – С. 345.). Как важно, что в соответствии с решениями, принятыми на самом высоком государственном уровне, в армии теперь есть гораздо бóльшие возможности для патриотического воспитания воинов, и не только верующих.

Подвергается сегодня забвению тот факт, что на протяжении последних столетий Россия имела мировой статус культурной сверхдержавы. Возвращение осознания этого – одна из задач соработничества государства и Церкви. Полноценному развитию национального искусства препятствует вызов агрессивной антикультуры «телесного низа», использующей в качестве «художественных средств» нецензурную лексику, хулиганство и кощунство. Торжество подобной антикультуры не имеет ничего общего с настоящим творчеством. В центре русской культуры ХХI века должна остаться красота, преображающая мир, воплощающая в себе извечное стремление человека к прекрасному.

Не меньшее значение и для светского государства, и для верующих имеет понимание ценности семьи и воспитания детей. Согласно социологическим опросам, ценность семьи никогда не подвергалась сомнению, это показывают даже опросы 90-х годов. Но на практике и у нас, и за рубежом молодые все чаще откладывают вступление в брак, почти треть детей рождены вне брака. И хотя юридически дети из неполных семей равноправны с другими, не надо объяснять, что возможности полной семьи больше. Позиция Русской Православной Церкви здесь совершенно определенна, как и в отношении однополых браков. С древних времен и поныне основой человеческого общежития является семья, основанная на взаимной любви родителей и детей. Однако сегодня мы чаще сталкиваемся с вызовом разрушения семейных устоев, проявляющимся в информационной, культурной и даже правовой сферах. В сложившейся ситуации, наряду с ролью ответственного отцовства, особенно велика роль женщины-матери, хранительницы домашнего очага и семейных традиций. Необходимо оградить семью от деструктивного воздействия сил, стремящихся посеять отчуждение между родителями и детьми, поставить под сомнение право родителей на воспитание детей.

В условиях непростого перехода к цивилизованному рынку и в целом невысокого уровня жизни основной массы населения важны нравственные оценки церкви в отношении труда, собственности, помощи тем, кому приходится преодолевать серьезные материальные заботы. Созданию социально ориентированной экономики, где ответственность бизнеса базируется на подлинных духовно-нравственных ценностях, препятствует вызов стяжательства, ставшего одним из самых тяжелых нравственных пороков. Лишь хозяйственная деятельность, при ведении которой обогащение и прибыль не попирают нравственные принципы, может обеспечить стране социальный мир и стабильность. О значении труда, его необходимости для жизни человека говорил еще апостол Павел. По его словам, если кто не хочет трудиться, тот не должен и есть (2 Сол. 3, 10). При этом в христианской традиции под хлебом, пищей понимается не только собственно хлеб и материальная пища, но и пища духовная. Сегодня, когда и средства массовой информации, и многочисленные книги и брошюры для стремящихся стать богатыми проповедуют часто прибыль, получаемую разными способами, а не собственно труд, уместно вспомнить некоторые факты из истории православной церкви. Она оставила нам немало примеров подвижнического труда и мирян, и священнослужителей, причем труда как физического (как раньше чаще говорили, телесного), так и труда умственного, духовного. Показательно, как об этом говорится в православном катехизисе, изданном более ста лет назад. «Телесный труд необходим для человека ... Составляя необходимое условие жизни, телесный труд развивает и укрепляет тело... и сообщает ему естественную красоту. Напротив, держание тела в покое, сонливость, нега не только расстраивают здоровье человека, но расслабляют и душевные его силы» (Смирнов Петр, протоиерей. Учение о любви христианской. Опыт повторения катихизиса с дополнениями из Богословия. – Вып. 2. – Изд. 2-е. – Санкт-Петербург, 1892. – С.78.).

Христианство не считает грехом и обладание собственностью, богатством, приобретение их. Автор того же катехизиса пишет: «Что приобретено честным свободным трудом, то составляет неотъемлемую награду потрудившегося... Право собственности побуждает в человеке энергию, трудолюбие, уважение к трудам других и составляет необходимое условие общественного благоустройства» (Там же. С. 62.). А дальше в этом тексте разбирается все то, что является нарушением христианских заповедей: воровство и грабительство, обман, мздоимство, тунеядство, лихоимство.

Христианская традиция требует – что очень важно – помогать всем, кому трудно, а не только христианам. Преподобный Феодосий Печерский еще в XI веке в одном из своих посланий писал так: «Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинин ли, от поганых ли — всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши»  (Цит. по: Дьяко-ва Е.А. Перед праздником. – М., 1994. – С. 117.). Насколько эти христианские идеи выше и гуманнее, чем идеи некоторых (разумеется, не всех) атеистов, легко увидеть, сравнив это высказывание русского святого XI века со словами на ту же тему, тему помощи: «Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашего человеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? Сострадать слабым и калекам – христианство» (Ницше Ф. Антихристианин. – Ашхабад, 1990. – С. 4.). Эти слова принадлежат Ф.Ницше, создателю идеологии сверхчеловека, не связанного никакими моральными ценностями.

Людям состоятельным предписывается помогать ближнему, но христианской благотворительности не свойственны идеи насилия, принципа «грабь награбленное». Обратимся к интересной цитате: «…христианская благотворительность совершенно свободна в своих действиях и руководствуется единственно духом любви, социализм же требует насильственного отнятия у богатых их имущества для раздела между всеми... И конец той и другого различен до противоположности: христианская благотворительность хотя и не может совсем уничтожить бедности, в значительной мере однако же облегчает ее; социализм … привел бы к поголовной бедности, ибо многие ли стали бы трудиться, зная, что завтра у них отнимут их приобретение, а при общем дележе достанется доля и им, хотя бы они и не трудились» (Смирнов Петр, протоиерей. Указ соч. – С. 64.).

Несомненно, при разумном сотрудничестве государственной системы образования и системы духовного просвещения нашим общим достоянием станет великое идейное, нравственное богатство. В ряде отношений христианские идеи серьезно обогатят светские нравственные принципы, идеи светского гуманизма. Так, например, хорошо, что сейчас пропагандируются идеи толерантности, терпимого отношения к образу жизни, мнениям, вкусам, привычкам других. Но когда свобода толерантно мыслящего человека ограничивается только юридическими нормами, соответствующими законами и кодексами, то это приводит к засорению средств массовой информации, особенно телевидения, а, значит, и душ молодых людей идеями вседозволенности, безнравственности, достижения материального успеха любой ценой.

Кроме определенной идейной общности, о которой шла речь выше, для сотрудничества светского образования и духовного просвещения необходима организационная поддержка. В этом отношении первостепенна роль светской власти, роль государства и институтов гражданского общества.

Разумеется, как во всяком новом деле, тем более таком, которое затрагивает интересы огромного количества и верующих, и неверующих, и семей, идут обсуждения, идут споры о подходах и вариантах. Но, помня общую конечную цель – цель возрождения и возрастания нравственности наших сограждан, хотелось бы пожелать всем нам действовать в духе сотрудничества. Еще в Древнем Риме говорили, что при согласии малые дела растут, при несогласии и великие гибнут (Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur). Еще короче и лучше об этом сказал почти семьсот дет назад наш великий подвижник и святой Сергий Радонежский (1321-1391): «Любовью и единством сохранимся!». Он имел тогда в виду защиту Отечества и веры. Но наше общее нравственное богатство, наши российские духовные ценности тоже надо защищать и развивать.

Епископ Бикинский Ефрем (Просянок),
викарий Хабаровской епархии,
первый проректор Хабаровской духовной семинарии,
кандидат богословия