Хабаровский край как точка возврата
- Грустная статистика: из трех классов школьной параллели, на которой учился мой старший сын, в Хабаровске после выпуска остались всего трое ребят. Еще более грустная статистика, но уже дальневосточного масштаба: с 1992 года население ДФО уменьшилось на 22 процента, с более чем 8 миллионов до 6,2 миллиона человек. И это при том, что развитие Дальнего Востока президент страны обозначил как приоритет XXI века. Но люди как уезжали, так и уезжают. С кем из выпускников школ ни говоришь, у всех одна мысль: куда угодно, но отсюда надо «валить», потому что все равно перспектив никаких. В этой ситуации сложно не упрекнуть нашу высшую школу. Такое впечатление, что Дальний Восток развивается по своим глобальным направлениям, а вузы предлагают просто востребованную услугу. Порой эта востребованность определяется модой или своеобразным пониманием престижа, а не реалиями. Как-то я читал лекцию четверокурсникам, будущим юристам, обучающимся платно. Спросил, знает ли кто из них, где будет через год работать. Руку поднял только один. И это довольно распространенная ситуация! Получается, на выходе из вуза обладатель даже престижного диплома никому не нужен. Специалистов для близкой мне социальной сферы готовят аж восемь учебных заведений среднего и высшего образования, выпуская более 500 человек в год. А соответствующих вакансий службы занятости - одна-две… Таких ребят ничего здесь не держит, они собрались и поехали. Так какого развития мы ждем? Развивать и развить Дальний Восток могут только люди, которые тут живут. А жителей-то у нас все меньше! Положительное демографическое сальдо за счет мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья имеет свои пределы. «Дальневосточный гектар» для «недальневосточников», программы трудовой миграции и прочие способы привлечения сюда человеческих ресурсов - это, конечно, замечательно, но мне кажется, что важнее - удержать тех, кто здесь родился и вырос, кто уже здесь живет. Некоторое время назад наша команда экспертов работала во Владивостоке. Там готовилась к принятию городская программа поддержки малого и среднего предпринимательства. Писали ее, естественно, чиновники администрации, исходя из собственных представлений о проблемах и нуждах бизнеса. Но когда мы сделали срез мнений самих предпринимателей, то выяснилось, что они не совпали с органами власти ни по одному пункту! Я с большим уважением отношусь к людям, работающим в органах власти. Многие из них действительно болеют за край, хотят помочь! Но их взгляд на проблемы, увы, не всеобъемлющ. Есть государственные ресурсы и люди, которые ими распоряжаются. Но чтобы это делалось эффективно, надо знать вопрос всесторонне. Любой управленческий цикл состоит из анализа ситуации, получения информации о потребностях граждан и общества, постановки задачи, принятия соответствующего решения, измерения его эффективности. И тут без участия самих граждан не обойтись: кто, кроме них, сможет наиболее реально представить проблему. Нужны люди, которые с нею реально сталкиваются, им виднее. А тому, как давать эту информацию, людей надо учить. В огромном количестве наших законов, начиная с Конституции, указано, что мы можем участвовать в управлении государством непосредственно, а не только путем выборов, как принято считать. К примеру, закон «О социальной защите инвалидов» предполагает, что «органы исполнительной власти привлекают полномочных представителей общественных организаций инвалидов для принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов». И особо отмечено: «Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть отменены в судебном порядке!» Но у меня впечатление, что все как-то забыли Указ президента № 13 от 2017 года «Об утверждении основ государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г.». А он предполагает, что главной целью государственной политики регионального развития, кроме собственно экономических, является обеспечение равных возможностей для реализации экономических, политических и социальных прав граждан РФ, повышение качества их жизни. Но сделать это возможно, как указал президент, только при условии «максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач». Если мы считаем необходимым реализовывать указы президента на территории Хабаровского края, то необходимо строить системы привлечения населения в решение задач регионального развития. Не «диванные войска» нам нужны, а реальные участники управленческих процессов. Нужна не «работа с населением», а работа вместе с ним. Но пока, похоже, даже задачу такую никто не ставит. Человек должен почувствовать, что он может реально влиять на решение проблем через определенные механизмы - скажем, те же общественные советы при министерствах и ведомствах, где ему отведут, наконец, не бессловесную роль «свадебного генерала», а реальное право голоса. И к этому надо готовить детей еще в школе. Кстати, перечень идей, которые сейчас присылают в проект Программы по развитию Дальнего Востока, неплохо бы сделать открытым. И пусть он станет основой программных действий тех или иных краевых отраслевых министерств. Люди должны знать, что их услышали. Думаю, это лучше всяких лозунгов убедит наших земляков в перспективах территории и сделает ее точкой возврата даже для уехавших. Автор: Максим Поличка
|