Минфин испытает рецепт 12-летней давности, или Viva Кудрин
Осенью 2015 года правительственные экономисты прогнозировали подъём цен на нефть до отметки 45-50 долларов за баррель уже к марту 2016-го. До марта остаётся всего несколько дней, и скачка барреля на 15 с лишним долларов пока явно ничто не предвещает. А это говорит о том, что очередной прогноз правительственных экономистов из министерства финансов, а также из министерства экономического развития, не оправдался. А ведь изначально именно под 45-50 долларов за нефтяную бочку верстался бюджет на год текущий. В правительственно-экономических кругах, судя по всему, тоже решили, что за оставшиеся 3-4 февральских дня бочка нефти вряд ли резко рванёт вверх в плане цен, а потому начали искать пути пополнения российского бюджета при нынешних нефтяных котировках. И вот накануне – 25 февраля - в министерстве финансов Российской Федерации поведали о том, как ведомство собирается «работать» с доходной частью бюджета и конкретно с рублём в случае весьма длительного зависания цен на нефть на уровне 30-35 долларов за баррель. Инициатива министерства финансов заключается в том, что российский рубль необходимо поддерживать в том случае, если цены на нефть будут оставаться низкими. Для этого в ведомстве Антона Силуанова предлагают создать бюджетное правило, по которому в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния доходы от продажи углеводородов будут направляться исключительно при ценах на «чёрное золото» от 40-50 долларов за бочку. Если цены на нефть будут ниже этой отметки, то Минфин предлагает продавать поступающие нефтедоллары для обеспечения поддержки российского рубля. Заявление заместителя главы Минфина Максима Орешкина публикует сайт ведомства: Это не только способ обеспечить стабильную фискальную и налоговую конструкцию в средне- и долгосрочной перспективе, но также и единственный действенный способ изолировать волатильность реального валютного курса от колебаний цен на нефть. При цене на нефть $40–50/барр. бюджет должен делать сбережения и правительство должно начинать покупки иностранных активов. Так как эти покупки финансируются бюджетными сбережениями, то это не будет нести инфляционных последствий в отличие от прямых покупок валюты Банком России. Другими словами, представители главного финансового ведомства страны пытаются осуществить попытку придать рублю стабильность вне зависимости от весьма низкой ценовой планки барреля. Фактически это повторение инициативы 12-летней давности, когда Минфин предложил бюджетное правило, касающееся продажи валюты, полученной от реализации нефти, при цене этой нефти до 20 долларов за баррель. Потом планка поднималась, а в 2013 году такого рода правило было окончательно пересмотрено. Тогда за основу решили взять средний показатель цены барреля за 10 лет с одновременной планкой дефицита бюджета в 1% ВВП. Если переводить эти экономические мыслительные изыскания Минфина на понятный язык, то получается, что правительственные экономисты в очередной раз расписались в незыблемости идеалов Алексея Кудрина и его "кудриномики". Под кудриномикой здесь понимается экономика такого характера, при котором любые доходы, полученные сверх бюджетных планов, идут исключительно в кубышку, в те или иные резервные фонды, причём в валютном варианте. Никаких трат на развитие реального сектора. Никаких! С одной стороны, именно резервные фонды и дают сегодня относительную стабильность российскому рынку, но при таком подходе совершенно непонятно, когда правительственные экономисты собираются вкладывать эти самые сверхдоходы (если таковые снова появятся) в упомянутый реальный сектор? Минфин и Минэкономразвития фактически говорят о том, что главная задача – ожидание роста цен на нефть, но не говорят, так сколько же должен стоит баррель нефти, чтобы доходы от его продаж шли и на развитие промышленного производства с одновременным повышением конкурентоспособности российских товаров как на внутреннем, так и на глобальном рынках. Итак, ожидать плановых вложений в реальный сектор, как видно не приходится, хотя, по большому счёту, это и не дело Минфина. Задача современного Минфина предельно проста – снижать уровень государственных расходов и по возможности копить деньги. Копить на "чёрный день". А вот что такое, по мнению правительственных экономистов, "чёрный день" для экономики - загадка. Другое дело, что и промышленный сектор правительства не особенно удручён тем, что в заявлении не последнего человека в Минфине снова фигурируют прежние категории: баррель нефти, резервные накопления, попытки обуздать инфляцию методом цепей и клещей. Нет в заявлениях замглавы Минфина ничего того, что хоть как-то бы касалось стимулирования промышленной сферы, и сама промышленная сфера молчит, занимая позицию в стиле «что воля, что неволя – всё одно». И такое молчание удивляет хотя бы потому, что за последние 4-5 лет наконец-то обозначилась устойчивая тенденция, когда основные доходы в бюджет перестают быть нефтегазовыми. Для отображения ситуации – статистика Минфина: Ещё около 10 лет назад уровень нефтегазовых доходов бюджета превышал 50%. В январе 2011 года он составлял уже 44,1%. А в декабре 2015 года уровень нефтегазовых доходов сократился примерно до 42,9%. Получается, что за 10 лет сокращение доли нефтегаза в экономике страны составила около 7%. Откровенно говоря – не самый выдающий результат, но тут главное – обозначение тенденции. И эта тенденция однозначна. А если так, тогда к чему в очередной раз пытаться разрабатывать бюджетные правила, которые заточены исключительно под нефтедоллар, переставший главенствовать в доходной части российского бюджета, и под то, что сверхдоходность необходимо пускать исключительно в чулок, но никак не на развитие стратегических отраслей, которых и без углеводородов хватает... В конце концов, когда появятся инициативы, нацеленные на изменения в экономике, в которых обозначится баланс между нефтегазовой сферой и реальным производственным сектором?.. Пока ответа, к сожалению, нет. И вряд ли появится в ближайшее время, потому что "кудриномика" по-прежнему рулит, как бы подталкивая к тому, что даже "минус" 3% ВВП в год - это как бы нормально... Автор Володин Алексей
© 2010-2015 «Военное обозрение», ВО, Национальная безопасность |