Цена коррупции. Как Беларусь теряет сотни миллионов долларов на госзакупках

Закупка некачественной продукции, отраслевой лоббизм и коррупция в госзакупках, вызванные несовершенством белорусского законодательства, ежегодно обходятся бюджету Беларуси в сумму  около $400 млн.

Это следует из исследования проведенного международными антикоррупционными организациями в рамках составления рейтинга TPPR (Transparent Public Procurement Rating).

Исследование проводилось в 6 странах бывшего СССР (Беларуси, Украины, Молдовы, Грузии, Армении и Азербайджане). Беларусь заняла в этом рейтинге одно из последних мест – хуже в непрозрачности госзакупок дела обстоят только в Армении и Азербайджане. Правда, доля госзакупок в этих станах намного меньше, чем в Беларуси.

По оценкам международной организации Transparency International, потери белорусского бюджета от несовершенства законодательства составляют 20-25%. Из них около 10% - прямые потери от коррупции, 10-15% - потери связанные с закупкой товаров ненадлежащего качества.

Об основных выявленных проблемах «Белорусскому партизану» рассказал один из составителей рейтинга, руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин.

«Белорусское законодательство в области госзакупок дает огромное поле для коррупции. Так, например, участники тендеров не обязаны по закону публиковать информацию о субподрядчиках. В результате, очень часто случается, что тендер выигрывает подставная фирма, а реализовывает фактически та против которой этот тендер и проводился», - рассказывает он.

Также часто используется в коррупционных схемах законодательная преференция в 15% для «отечественных» производителей (под отечественными в законе понимаются производители стран ЕАЭС).

«То есть если какой-то иностранный товар стоит 100 долларов, а «отечественный» аналог 115 долларов, то участник тендера должен купить «отечественный». Во-первых, для нас как для налогоплательщиков это только лишние траты. Но главное это создает условия для мошенничества, когда импортный товар начинают выдавать за отечественный. Как сделать из «Асера» «Интеграл» - очень просто заклеить сверху наклейкой. Или как сделать отечественную строительную смесь – купить иностранные компоненты и смешать. В результате покупаются те же импортные товары, только на 15% дороже», - рассказывает Ковалкин.

Но основной проблемой является неоднородность законодательства для разных отраслей. Так, законодательство о госзакупках не охватывает, например, госзакупки в строительстве. По словам эксперта, это просто ярчайший пример того, как работают отраслевые лоббисты, и как они меняют законодательство под себя.

«Строительство это всегда очень дорого. Это по деньгам половина всех госзакупок. И вот перед чемпионатом по хоккею строительные лоббисты приходят в Совмин, к Лукашенко и говорят «нам надо завершить все объекты к чемпионату, а закон о госзакупках нас связывает по рукам и ногам, если вы нас из него не исключите – все, пиши пропало, мы ничего не успеем построить». И их на время выводят из под закона о госзакупках. Потом они проработали год под законом и вновь пролоббировали вывод их из под закона. В результате, что они покупают, как и за сколько никому не известно. Поэтому там сплошь и рядом взятки, откаты и т.д.», - рассказывает он.

Коррупция в других сферах осуществляется обычно посредством закупок из одного источника.

«Указ №590 очень сильно упростил возможность таких закупок. Если тендер один раз не состоялся, то вы можете проводить закупки из одного источника с согласия МАРТа (Министерство антимонопольного регулирования и торговли), если не состоялся и второй, то без такого разрешения. А сделать так, чтобы тендер не состоялся очень просто – достаточно сделать так, чтобы о нем никто не знал. И наши электронные торговые площадки дают все возможности для этого. Мы по этому показателю хуже Армении и Азербайджана. В сущности наши ТЭП это и не торговые площадки в принципе. Это доска объявлений, на которой выставляется информация, но поиск по ней практически нереален. Во-первых, там можно делать намеренные ошибки – вместо точки ставить запятую, вместо кириллических букв писать похожие латинские и т.д. Во вторых, там можно предоставлять информацию о тендере в формате PDF и даже картинки. А компьютер в PDF и картинке искать текст не умеет. В результате тендер находит только тот, кто знает, где и как его искать», - рассказывает Ковалкин.

Еще одной важной проблемой является то, что законодательство о госсзакупках не предусматривает подход к выбору победителя тендера на основе метода затраты- выгоды, в случае, когда речь идет не о цене.

«Не всегда самое дешевое – самое лучшее. Часто выгоднее купить тот станок, например, который качественнее, дешевле в эксплуатации, энергозатратах, но немного дороже, чем дешевый, но плохой и будет быстро ломаться. Но в Беларуси по закону именно цена является определяющим фактором и заказчик просто не может купить более качественное, а вынужден покупать более дешевое. От этого тоже госбюджет несет огромные потери, закупая некачественную продукцию», - говорит эксперт.

Таким образом, несовершенством белорусского законодательства, ежегодно обходятся бюджету Беларуси в сумму около $400 млн. Чтобы это исправить, составители рейтинга рекомендуют провести следующие изменения:

- Вернуть в сферу действия ЗГЗ закупки в строительстве.

- Предусмотреть, что критериями оценки предложений могут быть «затраты в течении жизненного цикла», «наилучшее соотношение цена/качество», «расходы общества / окружающая среда». Все критерии, которые не могут быть оценены в денежном выражении, должны оценивать по принципу соответствия.

- Улучшить ИТ-инфраструктуру и создать единый портал государственных закупок, способный выполнять функции Электронной торговой площадки.

- В рамках тендера запретить бумажный документооборот и личные встречи между клиентом и участниками тендера, обеспечить публикацию документов в электронном машиночитаемом виде.

- Включить в закон положения, запрещающие бывшим государственным служащим участвовать в процедурах государственных закупок или влиять на их результаты в течение 5 лет после увольнения с государственной службы и налагать специальные санкции в случае такого участия или влияния.

- Исключить преференции и отдельные списки товаров, создающие дискриминационные условия в отношении иностранных поставщиков

- Предусмотреть публикацию заказчиком (организатором) полного текста заключенного договора и всех приложений и дополнительных соглашений к нему, кроме сведений содержащих коммерческую тайну, а также полный перечень показателей критериев оценки предложений в машиночитаемом виде.

 

http://www.belaruspartisan.org/hottopics/?tid=377152