Владивосток стал городом контрастов
Перед саммитом АТЭС все силы местных властей ушли на строительство мостов и обустройство острова Русский
Валерия Федоренко, Константин Волков. Словом «саммит» во Владивостоке только что детей не пугают. Слухи среди горожан ходили страшные: якобы крупные рынки к международному форуму закроются, привоз товаров в магазины будет ограничен. Так что есть смысл закупать соль и спички, мусор вывозить, ведь из домов, расположенных по предполагаемому пути следования кортежей, людям носа высунуть не дадут. К счастью, пока сплетни себя не оправдывают. Но и без этого проблем в столице Приморья хватает. Самое приятное, что построили в городе к саммиту (не считая федерального университета на острове), — это, конечно, мосты. Первый мост — на мыс Чуркина. Это отдаленный район Владивостока, расположенный по другую сторону бухты Золотой Рог. Раньше, чтобы туда попасть, приходилось делать большой крюк, час-полтора от центра города трястись в маршрутках, стоять в невыносимых пробках. Теперь же — десять минут, и ты на той стороне. Правда, квартиры на Чуркине по такому пов¬ду стали дороже еще три года назад, и теперь цены на недвижимость во Владивостоке в целом сравнимы с ценами в Москве и Питере. От моста через Золотой Рог до моста на остров Русский ведет новая трасса. По этой дороге ездить очень приятно — она, в отличие от большинства остальных, без буераков. Только лучше появляться здесь в сухую погоду, потому что ливневой канализации не построили. А вот съезды на эту трассу — как после бомбежки. Асфальт в ямах, из которых нередко торчат доски и картон, напоминает о том, что по старым дорогам надо ездить осторожно, хотя бы потому, что крышки есть далеко не на всех люках. В прошлом году местные блогеры даже устраивали акцию — ездили и вытаскивали свалившиеся в колодцы канализации крышки... А если добираться до начала моста на остров Русский на автобусе, то придется ехать по такой дороге, что все ведущиеся на саммите разговоры о процессе интеграции в АТЭС, логистических схемах и инновациях покажутся милой шуткой. Есть еще и третий мост — Де-Фриз—Седанка, низководный. Четыре километра триста шестьдесят метров от одного берега Амурского залива до другого соединены его пролетом. В целом вся эта крутая транспортная система является альтернативой федеральной трассе М60, которая долгое время была единственным выездом из города. Чтобы показать столицу Приморья во всей красе, здесь придумали гостевой маршрут. Проще говоря, подновили улицы, на которых могут появиться иностранцы. Маршрут начинается от границы городского округа и идет по трассе М60 до самого центра. Плюс в него включена местность в границах 100 м по обе стороны от автомобильных дорог. Вот эти территории под свист и улюлюканье горожан и СМИ разные подрядные организации облагораживали три года подряд. Про «гостевой маршрут» очень хорошо высказался бывший министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. «Меня коробит, когда что-то сначала делают для гостей, а потом для себя, — сказал он. — Гости приехали и уехали, а дальше что? От гостевого маршрута вправо-влево — там же тоже люди живут». Фасады домов по парадному пути в рамках подготовки к саммиту утеплили и даже покрасили. Правда, некоторые — в цвет детской неожиданности, и не всегда с обеих сторон. Однако за 152 года существования Владивостока это первый такой масштабный ремонт, так что и на том спасибо. На улицах даже стали появляться общественные туалеты. Правда, места для них выбраны располагающие к раздумьям об исторических путях Дальнего Востока. Один стоит около памятника почетным гражданам Владивостока, второй — у памятника генерал-губернатору Восточной Сибири Муравьеву- Амурскому, третий — на вокзале, недалеко от памятника Ленину. Открыты они, правда, с 9.00 до 21.00. Позже—добро пожаловать в окрестные кусты. — Не вывезенные кучи строительного мусора на центральной улице Светланской, недостроенная пятизвездочная гостиница на Корабельной набережной, грязь повсюду, — говорит преподаватель Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Анастасия Лёвушкина. — На время саммите запретили платный прием в поликлиниках. Но при этом платные услуги не перешли в разряд бесплатных, а просто перестали оказываться. Саммита я, как ни странно, особенно не замечаю что радует. Ведь по традиции у нас все события мирового масштаба делают жизнь города невыносимой. Увы, хоть немного свернув с парадного пути, гость сможет увидеть, что на самом деле представляет собой «ключевая точка России в АТР». Покосившиеся и полусгнившие заборы стареньких частных домишек, бездорожье даже около гостиниц, недостаток автомобильных парковок. А если пожить тут немного, то станет понятно, что в городе категорически не хватает детских садиков, нереальные цены на жилье, высока стоимость услуг ЖКХ. Москвичи, например, очень удивляются, что при более низких зарплатах (раза в два-три за аналогичную работу) цены, например, на продукты питания во Владивостоке раза в полтора-два выше. Но молодежь края надежды на светлое будущее не теряет. Особенно студенты одного из пяти в России федеральных университетов — Дальневосточного. — Я городская, у нас при переезде на Русский меньше всего шансов получить общежитие. Да и с преподавателями проблема — некоторые уже отказались продлевать контракт с университетом, чтобы на остров не ехать. Но, несмотря на это, я верю, что в новом кампусе, в оборудованных, удобных аудиториях и комфортных общежитиях, на берегу моря, да еще и с бесплатным интернетом будет учиться намного интересней, легче и эффективней, — рассуждает второкурсница ДВФУ Анастасия Ярошенко. — И потом проблем не должно быть: в ДВФУ качество образования да высоте. Да и саммит обязательно сыграет большую роль в развитии города. Сейчас международное внимание приковано к приморской столице, и, естественно, в недалеком будущем сюда потекут инвестиции. Так с учетом качества получаемого образования и потенциально высокой конкурентоспособности на рынке труда я свое будущее во Владивостоке лет через пять представляю очень светлым и радужным. Губернатор края Владимир Миклушевский подтверждает: скоро все наладится. Рассказывает о программах модернизации здравоохранения (будет закуплено 100 новых машин скорой помощи, а в медучреждениях региона появится новое высокотехнологичное оборудование) и образования. В рамках последней идет компьютеризация школ и комплектация их учебным оборудованием естественно научного направления. — Также объявлена губернаторская программа массового строительства детских садов. Мы намерены ее реализовать за 2,5 года. В этом году сдаем восемь детских садов в целом по Приморскому краю и начинаем проектировать 14, чтобы со следующего года начать их строить, — сказал губернатор региона. — Да, во Владивостоке достаточно дорогое жилье. Хотя в прошлом году мы построили 500 тыс. кв. м, но цены на недвижимость не падают. По словам губернатора, рост цен на жилье означает лишь одно — строить надо больше. В городе довольно много земель Минобороны, и местные власти рассчитывают на изменение федерального законодательства, которое позволит вовлекать их в оборот как в сельском хозяйстве, так и в строительстве жилых домов. Для этого надо использовать механизмы, заложенные сейчас в законе о фонде жилищного строительства. Программа уже обсуждалась с первым вице-премьером Игорем Шуваловым и может стартовать со следующего года.
Из газеты «Известия» № 168 - 2012 |