Нужны ли России одаренные дети?
Одаренность во все времена понималась как божественный дар, данный человеку для совершенствования мира и самого себя. Благодаря одаренным людям происходит развитие культуры и цивилизации на нашей планете. Они составляют «креативный класс» – стратегический ресурс, обеспечивающий государству конкурентоспособность, возможность не только выживания, но и сохранения лидирующих позиций во всех жизненных сферах. Максимальное использование творческого потенциала нации делает проблему одарённости сегодня исключительно актуальной, решение которой позволит не только её выявлять, но и развивать в полной мере. Для России актуальность сохранения и преумножения одарённых людей стоит особенно остро по причине малочисленности человеческих ресурсов, которые надо разумно использовать, чтобы не скатиться на обочину цивилизации. Одаренные дети и есть ресурс, дающий стране элитные кадры, усилиями которых создаются ценности государства, инновационная экономика и культура. К сожалению, рачительного отношения к этому «золотому фонду» России мы не наблюдаем у наших правителей и чиновников, привыкших легко расставаться с природными ресурсами страны, включая талантливых людей, не обременяя себя мыслями, что после них останется другим поколениям российских граждан. С одаренными детьми – и не только детьми! – Россия легко расстается, щедро одаривая ими другие государства. Примеров этой «щедрости» можно привести множество. Один из них – судьба Саши Селезнева, которым восхищались многие известные люди, в частности, поэт Евгений Евтушенко. Саша уже в дошкольном возрасте отличался способностью проникать в суть вещей и явлений, оформляя свои мысли в афоризмы, поражающие краткостью, точностью и емкостью смысла. Вот наиболее яркие его афоризмы: «Большая свобода приводит к войне», «Любовь – право на жизнь», «Идея – всемогущая мысль», «Заблуждение – лабиринт думы», «Язык – это мир. В языке можно все», «Человек – радость другого человека», «Вечность – это неумолкаемое будущее». Но не приглянулся Саша российским чиновникам, зато высоко его оценили во Франции и Японии, где он и реализовал свой дар. Одаренность, особенно детская одаренность подвержена многим опасностям, рискам. Она не только рискует остаться не замеченной и невостребованной, но может угаснуть в системе образования, ориентированной на среднего ученика, быть подавленной либо «вычерпанной до дна» педагогом, безжалостно ее эксплуатирующим во имя карьерных интересов, хороших показателей школы, честолюбием родителей и др. Детская одаренность редко доживает до зрелого возраста и, прежде всего, по причине некомпетентного или корыстного к ней отношения взрослых, жаждущих поскорей получить «урожай» достижений в период, когда происходит медленное вызревание личности. Одаренный человек, а тем более ребенок, может получить психологическую травму, быть подвержен неврозам, страху не соответствовать ранее заявленной высоте. Наконец, состоявшаяся одаренность может быть потеряна для государства, ее взрастившего, но не проявляющего интерес к ее дальнейшей судьбе, в результате чего одаренные люди оказываются в другой стране, служа чужому государству, чужим интересам. Не востребованная государством одаренность оказывается нередко замеченной и «поддержанной» криминальным миром, который использует ее для увеличения числа своих «волонтеров», приносящих прибыть, например «хакеров» – компьютерных гениев. Проблема обеспечения безопасности одаренности с детского возраста, когда она выявляется, раскрывается и развивается – это государственная проблема сохранения и защиты будущей кадровой элиты, приумножающей отечественные духовные и материальные ценности. Мы много лет видим, как дальневосточные специалисты перемещаются в районы Центральной России, прежде всего, Москву, Петербург и Краснодар, где находят интересную работу и приличный заработок, а специалисты из районов Хабаровского края, оседают в столице Дальнего Востока России, оголяя «глубинку». Сегодня Хабаровский край испытывает дефицит специалистов в сфере культуры. Уже практически нет резерва пианистов – педагогов и концертмейстеров, музыкантов-теоретиков, педагогов по музыкальному воспитанию детей, вокалистов академического и эстрадного профилей, гитаристов, музыкантов симфонического оркестра – струнников и духовиков, хормейстеров, звукооператоров и звукорежиссеров, педагогов художественного слова, режиссеров, учителей танцев. Выпускники средних и высших учебных заведений культуры и искусства не хотят работать педагогами, получающими низкую зарплату, и уходят в другие сферы – торговлю, предпринимательство, менеджмент и др. Дефицит испытывают дошкольные учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, включая детские школы искусств, творческие коллективы. Кроме вышеназванных причин, побуждающих специалистов менять профессию или уезжать в другие регионы и страны в поисках лучших условий жизни и труда, существуют и другие причины, главная из них – отсутствие вразумительной кадровой политики государства в сфере культуры на Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском крае. Мы констатируем отсутствие анализа реальных потребностей в специалистах того или иного профиля, отсутствие рачительного отношения к имеющимся кадрам, особенно к одаренным детям – кадровому потенциалу Хабаровского края. В 2002 году была создана Концепция и программа «Одаренные дети Хабаровского края», которая была задумана как основа его кадровой политики, а не просто как благое дело по поддержке одаренных детей. В концепции «Одаренные дети Хабаровского края» все было прописано, в том числе и механизм сохранения талантливых детей для края. Была создана программа поиска и поддержки одаренных детей, охватывающая все профили одаренности – естественно-научный, художественный, технический, гуманитарный, компьютерный, лидерский. Но программа была свернута в 2005 году, не смотря на ее плодотворную реализацию. Сегодня министерство культуры Хабаровского края приветствует и поощряет отъезд одаренных детей на Запад, не обременяя себя заботой о сохранении талантливой молодежи для нужд края. А наши таланты, высоко оцененные здесь, не всегда получают там профессиональное образование. Нередко они оказываются затерянными в массе учащихся и студентов средних специальных и высших учебных заведений Центральной России, которые получают значительные преимущества в карьерном продвижении и не потому, что одаренней или лучше обучены, а поскольку являются «своими». Пример, талантливые пианистки – Дарья Новикова и Юлия Новиковы, уехавшие в Москву, вынужденные бросить музыку и поступить в вузы иного профиля. Вот уже 24 года действует в Хабаровске Дальневосточное отделение международного благотворительного фонда «Новые имена», цель которого находить одаренных детей, обнародовать их деятельность, вести их до получения профессионального образования, включения в состав кадровой элиты региона. Фонд «Новые имена» дал путевку в жизнь сотням одаренных детей, но особенно фонд гордится теми своими питомцами, которые, став специалистами, остались работать в регионе, подтверждая мудрую народную поговорку «Где родился, там и пригодился». Мы пока еще имеем кадры, которые могли бы дать полноценное профессиональное образование юным талантам здесь на Дальнем Востоке и показать им перспективу интересной и хорошо оплачиваемой работы, но только в том случае, если это станет предметом особой заботы органов власти, которые будут заинтересованы растить эти кадры и создавать им необходимые условия. И тогда, ответ на вопрос, заданный в заглавии данной статьи, будет положительным.
Никитин Алексей Алексеевич, доктор педагогических наук, профессор ХГИИК, директор Хабаровского Центра эстетического воспитания детей |