Семейный досуг в условиях современной действительности

Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро.  (Василий Сухомлинский)

   У каждого человека должна быть семья. Со школьной  скамьи нас учат, что семья - это ячейка общества, социальный институт, она может быть маленькой или большой, полной или неполной,  не всегда семья бывает родной.  Все наши первые открытия и достижения происходят в семье: родители помогают нам . . .

познакомиться с миром, учат нас не только ходить, но делать первые шаги, которые потом приводят нас к большим достижениям, а порой и падениям. Родители учат нас общению и взаимодействию с миром.   Семья  это первое маленькое общество, в котором мы оказываемся с самого рождения. Родители прививают нам определённые ценностные ориентиры и жизненную позицию, моральные и нравственные устои.  Каждая семья имеет свои праздники, традиции, мечты, идеалы, стремления.  Одним из важнейших правил дружной семьи является проведение совместного досуга.  Ведь это то, что объединяет всех членов семьи, помогает почувствовать себя единой дружной командой.

   Организация семейного досуга является одной из главных задач, которую должна реализовать семья.  Именно совместное проведение досуга становится ведущим фактором, влияющим на внутреннее сплочение, создание благоприятного психологического климата и рационального использования свободного времени семьи. Сегодня, в условиях большой загруженности, родителям сложно найти время для совместного досуга с ребенком.  В обществе организовано множество различных форм деятельности для развития, развлечения ребенка, но, как правило, все это проходит без участия родителей.  Ивент-индустрия требует от родителей только материально вкладываться, и тогда Ваш ребенок будет развит и счастлив. В каждом городе существует масса торговых центров, с полным перечнем  творческих услуг для детей. Безусловно, в работе данных центров есть масса плюсов, а самое главное то, что ребенок испытывает радость и эйфорию. Зачастую,   яркий всплеск эмоций быстро проходит и у ребенка возникает   опустошение. Через какой-то период родители снова ведут ребенка «на развлечения». В результате такой регулярной последовательности действий, у ребенка появляется привычка в том, чтобы его развлекали, это необходимо, чтобы испытать положительные эмоции вновь и вновь. Казалось  бы, взрослые и дети отправляются  на прогулки вместе, но проводят досуг по своим особым программам: детям предлагаются подвижные или компьютерные игры, анимация, аттракционы, а родителям – посещение кафе, кинотеатра, поход по магазинам. Насколько такое времяпровождение способствует развитию и упрочению семейных уз, сказать   затруднительно.  

  Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более, что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но, если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.

   У детей, в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию в кругу их собственных интересов.   Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мере в процессе собственной деятельности.  Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест.

  Можно выделить следующие  формы организации семенного досуга:

Домашний досуг :

· любительские занятия (цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, совместные занятия творчеством, художественным или техническим: рисование, поэзия, музицирование, пение, вышивание, любительская видеосъёмка, фотосъёмка и т.п.);

· совместное обращение к аудиовизуальной информации (просмотр телевизора, обращение к Интернету и другим средствам СМИ);

· домашние спектакли (организация театрализаций и театральной деятельности как фрагментарной (переодевание, гримировка, розыгрыши), так и полномасштабной (организация домашнего театра – живого или кукольного - постановка композиций, игровых программ, малоформатных спектаклей и т.п.);

· семейное чтение;

· игры (с детьми, настольные и т.д.);

· праздники (организация домашних детских праздников с включением игровых программ и конкурсов; семейных и клановых праздников с привлечением широкого круга родственников и свойственников).

Внедомашний досуг:

· рекреативный семейный отдых вне дома (дача, туризм);

· оздоровительный и спортивный семейный отдых (эстафеты, массовые забеги, пляжные турниры, посещение бани, фитнесс-клуба и т.д.).

· совместное посещение театров, музеев, кинотеатров, концертов и других культурно-зрелищных мероприятий;

· походы  в гости;

· организация любительских семейных общностей и семейных коллективов художественной самодеятельности;

· участие в массовых праздниках и зрелищных мероприятиях;

· организация семейных праздников и ритуально-обрядовых действ (свадьба, дни рождения, знаковые даты, поминки, и т.п.) с привлечением предприятий культурно-досуговой сферы.

   В основе выбора той или иной формы семейного досуга лежат семейные традиции. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания.Как известно, традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называют такие традиции, которые переходят из поколения в поколения, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания.  В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается места скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

    Таким образом, организация семейного досуга является одной из самых важных функций семьи, реализация  которой влияет на  формирование личности ребенка,  а в будущем его становление как полноценного гражданина  в условиях современного общества.

 

Лукьяница Н.А. , педагог-организатор МАУ ЦРН «ЕДИНСТВО»

г. Хабаровск