Подлёдный полигон

         В Хабаровске проходят тренировочные спуски водолазов морского отряда Восточного округа Росгвардии в зимних условиях. Практически ежедневно специалисты погружаются под лёд и отрабатывают различные вводные.

         С наступлением холодов и окончанием речной навигации на Амуре моряки до весны сходят на берег. В это время жизнь в пункте базирования катеров почти замирает. Не приходится скучать по родной стихии лишь военнослужащим . . .

взвода водолазов – зимой практические занятия проводятся не менее интенсивно.

         В незаметной среди намертво вмёрзших «Афалин», «Нереев» и «Ярославцев» палатке всё готово к началу погружений. Ответственные за комфортные бытовые условия в этот раз – старший мичман Иван Легковой и мичман Александр Латышов. Военнослужащие прибыли на место заранее, чтобы наколоть дров, затопить печку и очистить майну (прорубь) от льда и шуги.

         Пока командир водолазных спусков мичман Герман Гаршин проводит инструктаж перед началом занятий, на печи начинает посвистывать чугунный чайник. Но чаепития пока не намечается. Оказывается, наличие горячей воды во время зимних тренировок – обязательное условие.

         Тем временем начинается тщательная проверка водолазного оборудования. Только убедившись, что всё исправно, очередной специалист начинает надевать снаряжение. Тут-то и становится понятна необходимость кипятка: водолаз щедро льёт горячую воду в перчатки.

         «Они полусухого типа. Вода всё-таки постепенно в них просачивается, и между неопреном, из которого изготовлены перчатки, и рукой образуется водяная плёнка. Соответственно, пока там тёплая вода, руки не мёрзнут, –  объясняет мичман Герман Гаршин. – Кроме того, кипяток может пригодиться, если перемерзает первая или вторая ступень регулятора, отвечающие за подачу воздуха водолазу из баллона.

         Старший матрос Юрий Гапочкин по команде погружается в воду. Проверив снаряжение на герметичность (вода не пузырится), Юрий уходит на глубину около 10 метров. Вскоре сигнальный конец, единственное средство связи погрузившегося специалиста с внешним миром, дёргается один раз в руках обеспечивающего водолаза. «Я на грунте. Чувствую себя хорошо» – докладывает старший матрос с помощью специального троса.

         В то время как росгвардеец осваивается на дне Кировского затона, начальник водолазной службы отряда старший лейтенант Виталий Крицкий рассказывает об особенностях зимних спусков.

         «Общую и физиологическую натренированность водолазы поддерживают в течение всего года, чтобы в любой момент быть готовым к выполнению задач. Помимо погружений на открытой воде, наши специалисты регулярно посещают бассейн и проводят спуски в барокамере. Подлёдные тренировки хороши тем, что водолазы закаляются не только физически, но и морально: нахождение в воде под толщей льда требует от человека максимальной выдержки и собранности для исключения аварийных ситуаций», – делится офицер.

         Проходит около 20 минут, и старший матрос Юрий Гапочкин, отработав движение по сигналам и обследовав указанный участок грунта акватории, всплывает на поверхность. Команду «Выходи наверх», обозначаемую тремя подёргиваниями троса, в зимнее время водолазы ждут с особым нетерпением и стараются выполнить её как можно быстрее.

         «Хотя воздуха в баллоне хватает больше, чем на час, стараемся укладываться в 30 – 40 минут, чтобы не переохлаждаться. Гидрокостюмы с утеплителем, но вода всё-таки постепенно проникает под шлем и перчатки, и работать при +3 градусах дольше этого времени, как минимум, некомфортно», – комментирует мичман Герман Гаршин, фиксируя отработанное Юрием время под водой в журнале водолазных работ. С учётом крайнего погружения старший матрос Гапочкин только в этом зимнем сезоне провёл под водой более 30 часов.

         Первым делом после всплытия водолаз пробирается поближе к печке и принимается за горячий чай. Только спустя несколько минут, согревшись, начинает делиться впечатлениями.

         «Замёрзнуть толком не успел. И всё же зимой погружаться интереснее – видимость хотя бы на полметра есть. Летом же в мутной илистой воде Амура вообще ничего не разглядеть. То ли дело – в Японском море», – ностальгирует Юрий.

         Между тем и морские подводные прогулки хабаровских водолазов не за горами. Уже скоро росгвардейцы начнут готовиться к предстоящим соревнованиям по морской робототехнике «Аквароботех» и выполнению служебно-боевых задач в период проведения VI Восточного экономического форума во Владивостоке.

 

капитан Роман СЛОБОДЯН,

фото Дениса БЕЗИКА