Давайте жить весело
Работая фотокорреспондентом телевидения, я не писал каких-либо литературных произведений. И не думал, что эти два эпизода, с которыми я столкнулся в одной из своих творческих командировок, могут появиться когда-нибудь в жанре приключенческого рассказа. Что же касается самой истории, то постараюсь изложить ее так, как все происходило на самом деле, ничего не придумывая от себя. … Поезд Хабаровск – Чегдомын приближался к дальневосточной станции Известковая, на которой, сменив электровоз на тепловоз, свернет с «Транссиба» на Север, застучав колесами на стыках Байкало-Амурской магистрали. Я же, покинув теплый вагон, сойду ранним утром на промежуточной станции. Где, пересев на попутную машину, отправлюсь дальше, в поселок молдавских строителей - Алонка. Накануне вечером, решив подстраховаться, я зашел в купе проводницы и попросил: - Разбудите меня, пожалуйста, утром, а то боюсь проспать… -Да вы не волнуйтесь, обязательно разбужу. Это наша обязанность... Ступайте отдыхать и не переживайте, - успокоила она меня и тут же отвернулась к парню, продолжив прерванный разговор. Проснулся я внезапно - от того что остановился поезд. Быстро глянул в окно, а там - темень непроглядная. Забеспокоившись, соскочил с верхней полки и кинулся в купе к проводнице, где опять увидел оживленно беседующую молодую парочку. …Поскольку еще не существовало единой формы у проводников, то молодого человека можно было принять за обычного пассажира… - Где стоим? - обратился я к проводнице. - В Рио-де-Жанейро, - как отрезала, не прерывая дружеский разговор, хозяйка вагона. - Еще раз спрашиваю - это Новый Ургал или нет, быстро повторил я свой вопрос. - Я же сказала вам - Рио-де-Жанейро, - продолжала твердить девушка. Чувствуя, что поезд вот-вот отправится в путь, я бросился в свое купе, оделся и, схватив репортерскую сумку, выскочил в тамбур. Торопясь открыл заиндевелую от мороза дверь и, не открывая ступеньки, прыгнул на заснеженную насыпь. Кругом темень и не огонька… Забеспокоившись, что выскочил преждевременно, решил вновь забраться в вагон, но состав, чуть дернувшись назад, медленно тронулся с места, оставляя меня одинокого на лютом холоде. В зимнем пальто и полусапожках, больше подходящих для города, я стоял почти по колено в снегу, оглядываясь по сторонам. Но кроме чернеющего железнодорожного полотна и фундамента под строительный объект ничего не разглядел. Вдруг, когда глаза чуть привыкли к темноте, я заметил впереди себя неясные очертания заснеженной возвышенности, на которой мерцал тусклый свет одинокого фонаря. «Это Новый Ургал, - обрадовался я, направляясь в сторону светящегося «маячка». Бывал в этих местах не раз и хорошо помнил, что на этом плоскогорье и возводят свой жилой городок украинские строители. Ведь тогда на строительстве Байкало-Амурской магистрали трудились тысячи молодых людей, приехавших по путевке комсомола со всех концов нашей страны». Поднявшись в поселок, я без труда отыскал строительную контору и, постучав в дверь, оказался в теплой комнатушке ночного дежурного угостившего меня, после короткого знакомства, горячим чаем. Побывав утром, как полагается, в кабинете начальника, я узнал, что от них в нужный мне поселок пойдет грузовая машина. - С ней вас и отправим, обнадежил меня руководитель производства и тут же поинтересовался: - Почему так легко одеты, где шуба, валенки? У нас тут рельсы от мороза лопаются, а вы словно в град приехали. - «Форс мороза не боится», - попытался пошутить я, не забыв еще, свой утренний испуг в холодном «Рио-де-Жанейро». … Алонка встретила меня, как и прежде: двумя рядами жилых деревянных домов барачного вида, небольшой двухэтажной уютной гостиницей и рабочей столовой. В конце улицы находился богатый различными товарами магазин. Поступающей сюда продукции хватало всем: командированным сюда специалистам, жителям ближайших сел и посланцам из Молдавии, активно отправлявших почтой на родину ковры, телевизоры и другую дефицитную продукцию. Дня через два, выполнив свое производственное задание, я попрощался с бригадой строителей, их руководителем, Мишей, с которым подружился еще в предыдущие поездки. Встретился со своим земляком офицером-железнодорожником, В. Тараном. От Валерия узнал, что на следующий день от них отправится в Чегдомын служебный автобус. Забирает всех желающих. Утром, когда начало светать, я уже медленно поднимался на высокую сопку, где располагалась воинская часть. Чуть позади меня ковылял с тяжелым ящиком на плечах высокий пожилой мужчина. Неожиданно я услышал позади себя чей-то сдавленный стон. Обернувшись, увидел, что мой попутчик стоит на коленях, склонив голову и опустив руки. Но тут же, словно очнувшись, забарабанил кулаками по ящику, громко причитая: - Пропади ты пропадом!.. Пропади ты пропадом!.. - Что с вами, - с тревогой спросил я, спустившись к старику. - Да вот, купил ящик тушенки домой, а дойти до автобуса сил нет, задыхаюсь. Наверное, уже не донесу… Мой профессиональный кофр, заполненный фотоаппаратурой, был немногим меньше его ящика с тушенкой. При этом был тяжел и неудобен при носке. Зато хорошо защищал технику от дождя и случайных ударов. Перекинув его ремень через голову, чтобы плотнее прижать кофр к боку, я поднял на плечо проклятый мужиком ящик и, придерживая его двумя руками, стал с трудом подниматься по склону вверх. Крепкий мороз сковывал дыхание, а нелегкая и неудобная ноша оказалась невыносимой и мучительной. Наконец, преодолев подъем, я оказался у ворот воинской части, на которых заметил какое-то объявление. Изнемогая от усталости, подошел поближе и прочитал на нем расписание работы армейской бани, где было кратко по-военному указано: «Согласно распоряжению командира части в субботу моются в бане офицеры, а в воскресение солдаты и жены офицеров…». От души посмеявшись над достойным для популярной телепередачи «Нарочно не придумаешь» сочинением, я сразу почувствовал большой прилив сил и бодрости. Сразу прошли усталость и досада, и я уже с сочувствием посмотрел на оседлавшего ящик с тушенкой запасливого старика…
Тарасов Виктор Иванович – член Российского Союза писателей, фотокорреспондент журнала «Аргументы времени», член Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону |