Первые уроки классической музыки

      Шестнадцатый Московский Пасхальный фестиваль в этом году  проходит с 16 апреля по 9 мая  при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. За три недели Фестиваля музыканты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением художественного руководителя Валерия Гергиева выступили  более  чем в 20 регионах России: . . .

в Москве, Казани, Набережных Челнах, Оренбурге, Магнитогорске, Екатеринбурге, Сургуте, Тюмени, Новосибирске, Кемерово, Томске, Омске…  И вот теперь – Хабаровск. Столицу Дальнего Востока посетили музыканты и певцы Симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова.

      Свои выступления в рамках XVI Фестиваля прославленный коллектив начал с концерта в стенах солдатского клуба воинской части, где командиром полковник Виталий Костенко.

      … Не так давно личный состав соединения возвратился с полевых занятий, где на протяжении месяца закреплял на практике знания, связанные с освоением армейской профессии.  А,  как известно, «после боя сердце просит музыку вдвойне». Около трёхсот человек из числа военнослужащих срочной и контрактной службы, а также кадеты, юнармейцы краевого центра с неподдельным вниманием слушали произведения  Моцарта, Чайковского,  Рахманинова,  Глинки, Моцарта, Шуберта, Россини и других известных композиторов. Захватывали одинаково все номера из репертуара оркестра, ведь в него включены лучшие из лучших произведений мирового масштаба –    увертюра из оперы «Дон Жуан»,  «Ave Maria» Шуберта, «Ария Базилио», «Тарантелла», увертюра «Севильский цирюльник» Россини,  «Вокализ» Рахманинова, «Благословляю вас, леса» Чайковского, «Я помню чудное мгновенье» Глинки, «Соловей» Алябьева, «Зимняя дорога» Свиридова и другие.

      Бурные аплодисменты и букеты цветов достались каждому из солистов оркестра, но особо приветствовал зал выступления лауреатов международных конкурсов Евгения Плеханова, Айгюль Хетагуровой, Александра Гонзы, Алины Михайловой.

      Часовое выступление артистов из Владивостока промчалось на одном дыхании. Зал провожал полюбившийся оркестр стоя.

      Начальник отделения информационно - пропагандистской работы управления по работе с личным составом ВВО подполковник Максим Мандрыгин по поручению командования войсками  ВВО вручил Благодарственное письмо творческому коллективу Приморской сцены Гергиевского театра   и выразил  им благодарность  за благотворительный концерт.

      –  Без преувеличения скажу, что сегодня случилось настоящее событие  в культурной жизни Восточного военного округа и города Хабаровска, – подчеркнул Максим Александрович. – Оно примечательно тем, что вы дали благотворительный концерт военнослужащим Хабаровского гарнизона,  участникам  военного парада на 9 мая в городе воинской славы Хабаровске в  канун празднования 72-й годовщины Великой Победы. Все мы сегодня насладились настоящим классическим искусством.  Надеюсь на дальнейшее наше творческое сотрудничество.

      Главный дирижёр приморской сцены Мариинского театра Павел  Смелков, несмотря на занятость, согласился на десятиминутное интервью.

      – Цель нашего приезда – подарить зрителю хорошую классическую музыку. Она для тех, кто хочет её услышать и если не совсем  понять, то хотя бы ею  насладиться. 

       – Павел Александрович, у военных людей жизнь по команде и по распорядку. Сегодня их привели в зал, вдохновляйтесь, мол,  и наслаждайтесь. К восприятию классической музыки не все из парней в форме готовы.

       –  И это для начала хорошо. Первое прикосновение к настоящему искусству именно так и должно начинаться. Для нас ведь это своего рода просветительская миссия. Те солдаты, которые подустали после нарядов, «пусть немного поспят» под хорошую музыку. Она в любом случае дойдёт до сердца. А те, кто за 60 минут прониклись духом классики, обязательно в дальнейшем станут её поклонниками. Если молодой человек, солдат, кадет, юнармеец, побывав на сегодняшнем  концерте симфонической музыки,  чуть позже душой потянется на подобный  концерт  в филармонию, считайте, мы свою задачу выполнили.

      Павел Александрович добавляет, что ему во время концертной деятельности приходится встречаться с самой различной аудиторией. Дирижёру, который постоянно ощущает зрителя лишь спиной, было всегда интересен вкус  истинных ценителей классической музыки. К примеру, во время выступлений коллектива в филармонии  Санкт-Петербурга он обязательно подмечает, что там публика более подготовленная, изысканная, изощрённая и... несколько избалованная. Работая на приморской сцене, Павел Александрович тоже делает свои выводы:  дальневосточники – народ   неискушённый, искренний, подчас из чувства благодарности своими  аплодисментами и вызовами на бис за хорошее исполнение  арии  измотают солиста основательно.

      Коллектив оркестра собран из разных российских городов. Это Москва, Казань, Владивосток, Санкт-Петербург. Сам Павел Александрович называет его многорегиональной и многонациональной труппой.

      –  Мы своим солистам стараемся подобрать подходящий репертуар, поскольку каждый из них талантлив по-своему. Набрали в коллектив молодых артистов с хорошо поставленными голосами. У нас всё ещё впереди. Мне нравится приморская сцена и Дальний Восток в целом. Я очень благодарен нашему художественному руководителю Валерию Гергиеву за то, что он создал во Владивостоке такой филиал    – приморскую сцену Мариинского театра. Я  надеюсь на нашу скорую встречу с поклонниками классической музыки из Хабаровска.

      … Запомнились слова рядового Антона Тасканова, сказанные им после концерта:

       – Казалось бы,  все эти произведения у нас давно на слуху и хорошо  знакомы. Но вот так, чтобы их услышать не по радио, не по телевизору, а вживую,  вблизи и совершенно доступно… Такое случается нечасто. Отслужу и обязательно схожу на концерт классической музыки. Пора приобщаться к прекрасному.

 

Гребенюк Ольга Григорьевна – постоянный корреспондент газеты «Суворовский натиск»

 

Фото автора