ИЗ ИСТОРИИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Несколько миллионов человек называют себя «дальневосточниками». Но многие ли из них задавали себе вопросы: Когда в русский язык вошел термин «Дальний Восток»? Где границы Дальнего Востока? Безусловно, немногие.

В «Советском энциклопедическом словаре», изданном в 1983 году, сказано так: «Дальний Восток – общее название государств и территорий Азии. Понятие Дальний Восток охватывает крайнюю часть СССР (Советский Дальний Восток), восточную часть территории Китая, Корею (КНДР и Южная Корея), Японию».
Вроде бы, все ясно. Но попробуйте определить границы Советского Дальнего Востока (ныне Российский Дальний Восток). Как ни странно, но в целом дело безуспешное!

Географы иногда пытаются определить границу Российского Дальнего Востока по хребтам, которые разделяют бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. Но в этом случае город Чита, находящийся в Забайкалье, оказывается в пределах Дальнего Востока, а значительная часть Хабаровского края, находящаяся к западу от хребта Джугджур, за его пределами.

Образованная в 1920 году Дальне-Восточная Республика включала в свой состав Прибайкальскую, Забайкальскую, Камчатскую, Сахалинскую, Приамурскую и Приморскую области. В 1922 году была образована Дальневосточная область, которая включала в себя Приморскую, Приамурскую, Амурскую, Камчатскую, Забайкальскую и Прибайкальскую губернии. При этом Чукотка входила в состав Камчатской области, а Прибайкальская губерния после ее ликвидации в 1923 году в основном вошла в состава Бурят-Монгольской АССР. В 1926 году Забайкальская губерния было передана в состав Сибирского края. В этот же год был образован Дальневосточный край в составе Читинского, Сретенского, Зейского, Амурского, Владивостокского, Сахалинского, Хабаровского, Камчатского, Николаевского округов и национальных округов: Корякского, Чукотского, Охотского. В 1930 году Читинский и Сретенский округа ушли в состава Восточно-Сибирского края.

В годы Советской власти в период активного промышленного развития Дальнего Востока был определен так называемый Дальневосточный экономический район, в который входила и Якутия.

Как видим, указать границы Российского Дальнего Востока весьма сложно, и мнения разных людей будут различными.
Историки, краеведы и те, кто знаком с историей открытия и освоения русским народом Приамурья, Приморья, Сахалина в 17 веке и в середине 19 века наверняка заметили, что тогда эти земли ни в официальной переписке, ни в быту не называли Дальним Востоком.

И как ни странно на первый взгляд, но обязаны мы появлению в русском языке термина «Дальний Восток» своему южному соседу, к которому в настоящее время проявляют повышенный интерес как приморцы, так и хабаровчане в связи с проходящей демаркацией государственной границы Российской Федерации с Китайской Народной Республикой.

В конце 19 века Россия вышла к берегам Желтого моря, арендовав земли для постройки на Ляодунском полуострове Порт-Артура, а также заключила договор о строительстве железной дороги из Забайкалья через Маньчжурию к Никольск-Уссурийску (с выходом к Владивостоку) и ответвление дороги к Порт-Артуру.

Фонемы «Ляо» и «Дун» записываются иероглифами, переводимыми на русский язык как «Дальний» и «Восток». Так русские переводчики и их китайские коллеги постепенно ввели в оборот понятие «Дальний Восток».

В 1903 году на Дальнем Востоке было образовано Дальневосточное наместничество, в которое вошли Приамурское генерал-губернаторство, Амурская область, а также Квантунская область Маньчжурии. Фонема «Кван» записывается иероглифом, переводимым с китайского на русский язык как «Застава, таможня, закрывать, запирать» и ряд других значений, которые применяются в зависимости от сочетаний с другими иероглифами.

Фонема «Дун» в данном случае искажена русскими до «тун».
Таким образом, название «Квантунская область» может переводиться  на русский язык как «Область восточной заставы» или «Область восточной таможни». Но в данном случае перевод должен быть как «Закрытая восточная область».

Дело в том, что маньчжуры, завоевав Китай в 17 веке, запрещали китайцам проживание на священной родине маньчжуров, которую они обнесли Ивовым палисадом – своеобразным пограничным валом с посаженными на нем ивами, со столицей в Мукдене (современный Шеньян).

В случае с Квантунской областью мы имеем дело с прямым название территории и историческими событиями не столь давнего времени. Что же касается названия Ляо Дун, то здесь скрыта пологом времени история киданьского государства Ляо (означающего «Крепкое, как железо» или просто «Железное»).
В связи с вышеизложенным, мы считаем, что целесообразно заглянуть в историю поглубже и рассмотреть этимологию слова «Китай», а также вкладываемое в него понятие.

В классических работах времен Птоломея эту страну называли Серика, а население – серами, столицу же – Сера. Некоторые историки считают, что произошло название от древнемонгольского слова «сирик», что в переводе означает «шелк», а в маньчжурском же языке – сиргхэ.

Сами же китайцы называли страну чаще всего по имени правящей династии. Например, при династии Хань – Страна Хань, а население называлось «ханьцы», что означает «сыновья Хань». В период династии Тань народ назывался «Тань жень», то есть «люди Тань». Название Хина обычно отождествляется  с периодом знаменитой династии Хин (Цинь), во время которой конфедерация китайских государств (провинций) трансформировалась в империю (221 – 207 г.г. до новой эры).

Считается, что название страны Чина (Тчина) было привезено малайскими купцами сначала в Индию, а затем распространилось в западные страны.

Кое-кто из географов считает, что название Хина (по-английски «Чайна») происходит от слова «чай», то есть страна, где произрастает много чая, хотя в китайском языке слово произносится как «ча».

Наиболее обобщающим, применявшимся в древнем Китае, было Срединное государство, с центром в провинции Хонань, где проживали благородные, а варвары образовывали внешние территории. При этом власть Срединного государства, по мнению китайцев, простиралась до самых крайних известных пределов.
Другим обобщающим названием Китая было Тянь-ха (Тянь-ся), что означает Поднебесная, то есть «Все, что есть под небесами», тем самым как бы охватывая в подчинение Китаю всё под небом.
Кроме того , иногда, Китай называли землей Четырех Морей (Си-Хай), хотя и не совсем ясно, какие моря имелись в виду, но зная об иносказательности китайцев, можно понимать как «Страна Четырех Сторон Света».

После революции 1911 года, свергнувшей маньчжурское владычество в Китае, Китай стали называть Чжун Хуа Минь Го, что переводится на русский язык как Срединного Цветка Народное Государство. После прихода к власти коммунистов в 1949 году государство стало называться Чжун Хуа Минь Гун Хэ Го, которое переводится на русский язык как Срединного Цветка Всенародное Мирное Государство, и интерпретируется наиболее удобным для русских выражением Китайская Народная Республика. Сами же китайцы в неофициальной переписке и в быту предпочитают говорить Чжун Го, что, как и прежде, означает Срединное Государство.

В средневековье в результате путешествия Марко Поло в Западной Европе эту страну стали называть Катайя, по имени широко известного в конце 1 и начале 2 тысячелетия новой эры народа киданей, жившего к северо-востоку, северу и северо-западу от Великой китайской стены, построенной китайцами (ханьцами) для обороны от грозных кочевых племен, от Великой Степи. Марко Поло привез это название в Европу по вполне понятным причинам: он вплотную соприкоснулся с киданями и монголами.

Итак, в настоящее время название Китай (Катайя, если говорить по-старинному) сохранилось в русском языке как память о киданях, живших к северу от Великой китайской стены. Прежде чем рассказать более подробно о киданях, скажем несколько слов о том, как китайская мифология объясняет историю Китая.

В хрониках династии Хань говорится, что с момента создания земли до периода Конфуция прошло 2267000 и более лет. Первочеловеком считается Пань Гу (Пан Ку), который в течение 18000 лет занимался созданием небес, земли, и, увеличивая небеса и землю, увеличивался сам ежедневно на шесть футов, пока не была завершена его работа. Он умер ради творения своих рук. Его дыхание стало ветром и облаками, голова превратилась в горы, тело стало поверхностью земли, борода стала звездами, его кожа и волосы – травами и деревьями, его зубы, кости и мозг – меллами, драгоценными камнями, жемчугом и нефритом, кровь – реками, жилы – дорогами на земле, а его падавший пот преумножился до дождя, и наконец насекомые, бывшие на его теле, превратились в людей. И сегодня, когда мы слышим гром, то это голос Пань Гу. А когда смотрим на солнце, то видим левый глаз Пань Гу, луна же – правый глаз. Четыре стороны света нам указывают руки и ноги этого легендарного Первочеловека.

Легендарный период, по мнению китайцев, оканчивается в 2852 году до новой эры, когда начал править Фу Си, совершивший многие полезные открытия, в том числе: женитьбу с церемониями, музыкальные инструменты, восемь триграмм, использование идеограмм вместо узелкового письма, использование шелковичных листьев для кормления шелковичных червей и шести домашних животных: лошадей, собак, быков, овец, свиней и кур.

Тем не менее, китайские историки указывают как начальную династию Ся, правившую с 21 века по 16 век до нашей эры, и династию Шан-Инь, правившую с 16 по 11 век до нашей эры, без указания дат правления руководителей страны.  И лишь в династии Чжоу указана дата 1027 год до н.э., как начало правления У-Вана, и 256 год до н.э., как конец династии. Практически с 841 года до новой эры китайские историки дают точные даты правления всех государей, а также в хрониках имеются сведения и о некитайских династиях в соседних государствах «варваров».

Вполне естественно рассмотреть сначала историю киданей, поскольку мы уже коснулись этой темы, сказав несколько слов о государстве Ляо.

На карте 1611 года из книги Е. Реслинга, показывающей возможный путь из Германии вокруг Скандинавского полуострова, Ледовитому океану, через пролив Аниан (ныне пролив Беринга) и далее в Хину, даны подписи государств Хина и к северу от него Катай (страна киданей). Как видим, четко разграничились понятия государств Хина и Катай, то есть не отожествлялись китайцы (ханьцы) с киданями.

Племена киданей были монголоязычны. Вождь одного из киданьских племен из рода Яо-Мянь Елюй И (Елюй А-бао-цзи) в 907 году, опираясь на родоплеменную верхушку, подчинил себе все киданьские племена и узурпировал власть. В 916 году кидане (кидани) разгромили государство Бохай, о границах которого историки нередко спорят, упуская из виду локализацию названия Бохай: современный город Бохай, Бохайский залив, расположенные г юго-западу от Ляодунского полуострова.

В 936 году кидане титуловали Ши Цзинтана, генерал-губернатора в государстве Поздняя Тан (китайское государство), императором царства Поздняя Цзинь, и Ши Цзинтан признал себя «сыном» (то есть младшим по рангу, вассалом) киданьского правителя Елюй Дэ-гуана. Ши Цзинтан передал киданям 16 округов на территории современных провинций Хэбэй и Шаньси, в дальнейшем китайцы стремились вернуть эти земли. Своей же прародиной кидане считали берега реки Ляошуй.

В 937 году Елюй Дэ-гуан переименовал Государство киданей в империю Ляо, показав тем самым, что земли киданей и захваченные у китайцев, представляют собой единое целое. Государство Ляо владело территориями Монголии, Кукунора, Маньчжурии, частью Китая, считалось сюзереном Кореи и Тибета.
Китай выплачивал киданям ежегодную дань в размере 100000 серебром (один лан составляет 37,3 грамма) и 200000 рулонов шелковых тканей.

В 947 году кидане уничтожили Позднюю Цзинь. В последующем, по соглашению 1042 года, китайцы выплачивали дань киданям по 500000 связок монет.

С 947 года по 960 год в Китае сменились две династии. В 960 году возникла династия Сунн. Император китайцев Хуй-цзун (правил с 1100 по 1126 годы) вместо выплаты дани киданям и тангутам утвердил роковую политику уничтожения одних «варваров» руками других.

В союзе с усилившимися нюйчженями (в русской исторической литературе они проходят под названием «чжурчжени»), проживавшими по среднему течению реки Сунгари и в северо-западной Корее, и находившимися под властью киданей, в 1125 году китайцы разгромили восточное киданьское государство. Киданьский военачальник Елюй Да-ши, бросив императора Тянь-цзо-ди (Дарованный небом император), еще в 1124 году бежал в киданьскую крепость на реке Орхон (в северо-западной части Монгольской Народной Республики),  а затем основал новое государство в бассейне реки Тарим под названием Си Ляо (Западное Ляо), которое также проходит в истории под названием Кара-Китай (Черные Кидане). Впоследствии оно было уничтожено в 1218 году войсками Чингис-хана.

Роковой политика Хуй-цзуна была потому, что нюйчжени (чжурчжени) включили в свои войска разбитых киданей, и в следующем 1126 году объявили войну Сунской империи.
Таким образом, государство киданей просуществовало на Дальнем Востоке с 907 по 1125 год, то есть 218 лет. С учетом же Си Ляо – 320 лет.

Обратим свое внимание на историю государства нюйчженей (чжурчженей). В китайском языке название этого народа записывается двумя вариантами: в первом «нюйчжень», где иероглиф «нюй» означает «женщина, изящный, а иероглиф «чжень» - «верный, чистый, безукоризненный»; во втором варианте «нюй чжи», где сохраняется иероглиф «женщина, изящный», а второй иероглиф означает «честный, прямой». Иногда иероглиф «нюй» читается как «жу». В этом случае следовало бы говорить «жу чжени», «жу чжи».

Процесс консолидации племен чжурчженей (будем пользоваться привычным для русского читателя названием), обитавших в Маньчжурии и Приморье, был длительным и сложным. Ядром, вокруг которого шло объединение. Было племя Ваньянь, жившего в среднем течении реки Сунгари, на её притоке Аньчуху. Чжурчжени были вассалами киданей и подвергались с их стороны угнетению, это предопределяло стремление чжурчженей избавиться от жестокого сюзерена. К концу 11 века чжурчжени настолько усилились, что стали бросать открытый вызов киданям, а в начале 12 века, предводительствуемые своим государем Агудой, объявили войну киданям. В 1114 году они нанесли ряд серьёзных поражений киданям. На следующий год Агуда объявил о создании империи Цзинь («Золотая империя»).

Основным занятием населения у чжурчженей были земледелие и животноводство. Землю пахали на волах. Разводили лошадей, коров, свиней. Развивались плавильное, кузнечное, ткацкое, гончарное и другие ремесла. Общественный строй характеризовался наличием феодальной собственности на землю. Основной религией был буддизм. Чжурчжени знали письменность, имели, так называемые, большое и малое письмо. В торговых целях использовались деньги.

Побежденные кидане были использованы чжурчженями в качестве своеобразного казачества на северо-западных, северных и северо-восточных границах.

В 1127 году чжурчжени захватили китайскую столицу Бяньцзин (Кайфын) и создали марионеточное государство Чу, которое просуществовало 33 дня. Благодаря хитроумной политике китайских чиновников возродилась династия Сун. Чжан Банчан, временно занимавший трон императора, стал первым министром в возрожденной Сун.

На протяжении ряда лет чжурчжени пытались уничтожить империю Сун, но пришли к выводу, что целесообразнее сохранить её, установив границу по реке Хуайхэ (на 300 километров южнее реки Хуанхэ),  и взимать с неё дань. При этом в период с 1130 по 1138 год существовало марионеточное государство Ци, которое совместно с чжурчженями вело войны против Сун. Причиной ликвидации государства Ци было то, что чжурчжени пришли к выводу о возможности управлять захваченными китайскими территориями «северными», то есть чжурчженьскими методами, а не традиционными для земледельческого Китая приемами. Второй причиной, пожалуй, было то, что на севере чжурчженей стали тревожить монгольские племена.

В 1142 году империя Цзинь и Сун заключили мировой договор, отражавший сложившееся между государствами относительное равновесие сил, а также способствовавший их внутреннему развитию. В 1164 году между империями был вновь заключен мир, условия которого в основном повторяли положения договора 1142 года, но Сун удалось снизить ежегодную дань с 300 тысяч отрезков шелка и связок монет до 250 тысяч. Отношения сюзерена и вассала были заменены на «псевдородственную связь» - признание Цзинь «дядей», Сун – «племянником».

О южной границе мы уже говорили, что она прошла по реке Хуайхэ, северной и северо-западной границей стал так называемый «Вал Чингис-Хана», следы которого сохранились до сих пор. Вал проходит с юго-запада на северо-восток на расстоянии около 250 километров по территории Монгольской Народной Республики, и более чем 2000 километров по территории  КНЕР на удалении 50-250 километров от границы с МНР. Начинается он вблизи от озер Гашун-Нур (Цзюйяньхай) и Сого-Нур в пустыне Гоби и заканчивается около правого берега реки Нуньцзян в 10 километрах к северу от города Нирджи (в прошлом Маидаваци) в провинции Хэйлунцзян.

Существует и ещё одна линия Вала Чингис-Хана, проходящая  на протяжении около 500 километров по северной Монголии и около 60 километров по территории России в районе к северо-востоку от станции Забайкальск. По территории России он проходит на удалении 10-15 километров от левого берега реки Аргунь.

В художественной литературе можно встретить, что Вал Чингис-Хана был насыпан эвенкийским князем Гантимуром, который перешёл в русское подданство в 17 веке. Но это явно ошибочный взгляд на историю, и об этом мы вспоминаем, чтобы избежать лишних дискуссий. Спор о подданстве Гантимура (Кан-Тимура) имел большое значение при определении линии государственной границы России с маньчжурской Дайцинской империей, так как от этого зависело кому отойдут земли его родоплеменного объединения. Но о маньчжурах мы расскажем несколько ниже, пока же продолжим рассказ о чжурчженях.

В империи Цзинь было пять столиц: Юньчжун (Сицзин) – Западная столица, современный город Датун; Бейцзин – Северная столица, с 1153 года Дадинфу, современный город Данинчен; Шанцзин – Верхняя столица, развалины её называют Байчэн (Белые Городские Стены), находятся в 2 километрах к югу от города Ачэн в провинции Хэйлунцзян; Яньцзин – в последующем Чжунду, современный Пекин; Бяньцзин (Бяньлян) – современный Кайфын.

Чтобы обезопасить свои западные  и северные границы, Цзинь создала на юго-западе и северо-востоке вербовочно-карательные управления. В задачи вербовочно-карательных управлений входило: привлекать на свою сторону соседние племена и народы и отражать нападения, а при невозможности решить вопрос военной силой, откупаться от набегов. В основном на территории вербовочно-карательных управлений размещались, так называемые, племена «цзю». Основу этих племён оставляли кидане. Северо-восточное вербовочно-карательное управление находилось в северной части Маньчжурии (применим этот термин для удобства ориентировки).  Его местоположение можно указать условно, проведя прямую линию от северной оконечности Вала Чингис-Хана от города Нирджи в КНР до города Дальнереченск на территории  России.   

По определению лингвистов чжурчженьский язык относится к маньчжурской ветви тунгусо-маньчжурских языков. Письменный знак представлен памятниками «большого письма», созданного в 1119 году, по видимому, путем приспособления киданьского письма к чжурчженьскому языку. В 1138 году из графических элементов китайского письма создано «малое письмо», которое может быть расшифровано благодаря слоговых знаков и идеограмм, заимствованных у китайцев.  «Большое письмо», к сожалению, не расшифровано и поэтому об истории чжурчженей мы черпаем сведения в основном из китайских источников.

Мы умышленно столь подробно показали границы истории империи Цзинь, чтобы было ясно, что Амур не включался территориально в империю чжурчженей, а тем более в китайские империи, границы которых с севера ограничивались Великой китайской стеной.

Также умышленно нами указывались основные элементы культуры чжурчженей, поскольку ни одного из них, за исключением, пожалуй, гончарного производства, на Нижнем Амуре до сих пор не найдено, хотя часть археологов придерживается взгляда о существовании «амурских чжурчженей».  Определенная группа владивостокских археологов утверждает, основываясь на результатах раскопок, что на Амуре чжурчженей не было. В китайских хрониках нет сведений, что чжурчжени жили к северу от киданей, а напротив – кидане жили к северу от чжурчженей и на территориях чжурчженьских племён, поскольку были господствующим народом до разгрома его объединенными силами чжурчженей и китайцев.

Империя чжурчженей Цзинь просуществовала до 9 февраля 1234 года, когда последний Цзиньский император повесился в Цайчжоу, его труп сожжён монгольскими войсками, в состав которых входили кидане.

Итак, чжурчженьская империя Цзинь была уничтожена монголами. Что же это за народ «монголы» и откуда он появился? Как ни странно, но до сих пор единого мнения о происхождении названия среди историков и этнографов нет.

Впервые в китайских источниках название «монгол» встречается в Цзю Тан шу («Старая история династии Тан»), составленной в 945 году, в форме «мэн-у ши-вэй» («монголы-шивейцы»). П.Пальо подчеркивал монголоязычность ши-вэй. Они кочевали по долине реки Аргунь.

Историк В.П. Васильев считал, что монголы дочингисовой эпохи не имели ничего общего с теми монголами, название которых встречается в китайских источниках.

Васильев считал, что термин «монгол» существовал в форме «мэнгу» (название племени, обитавшего в 19 веке в Низовьях Амура и в Маньчжурии, в настоящее время часть их называют ульчами). Он также полагал, что транскрипция Мэн-гу, употребляемая вы отношении монголов Чингис-хана, означает «Получить древнее». Современные историки, в том числе Н.Ц. Мункуев, сделавший перевод Мэн-да бэй-лу («Полное описание монголо-татар») с прекрасным комментарием к нему, полагают, что транскрипция «Получить древнее» неточна.

Сам же Мункуев считает, что в китайский язык название «Да мэн-гу го» вошло как прямой перевод монгольского «Иека Монгол Ултус» - Великое Монгольское государство.

В Мэн-да-бэй-лу сказано: «Нынешние татары очень примитивны и дики и почти не имеют никакой системы управления. Хун (Я) часто расспрашивал их об их прошлом и узнал, что монголы уже давно истреблены и исчезли».

К книге «Древние и современные утраченные сочинения с записями важных событий» сказано: «Существовало ещё какое-то монгольское государство. Оно находилось к северо-востоку от чжурчженей. Во времена цзиньского Ляна оно вместе с татарами приняло зло на границах. Только в четвертом году нашего периода правления Цзя-дин (17.01.1211 – 04.01.1212) татары присвоили их имя и стали называться Великим монгольским государством».
Итак, как видим, создалась весьма парадоксальная ситуация, монголы – это татары.

На старинных европейских картах огромные пространства от Урала ло Тихого океана подписывались Великая Татария. Сегодня мы имеем напоминанием об этом только подпись «Татарский пролив», а огромные пространства получили названия Сибирь, Забайкалье, Якутии, Дальний Восток. Откуда же появилось название «Татария»?  Почему исчезло это название?

Как в случае с Дальним Востоком, так и здесь, мы обязаны китайцам. Все племена, жившие за Великой китайской стеной, китайцы называли «да-да», то есть татары. При этом татары подразделялись на «шу да-да», что означает «культурные, зрелые, известные», и «шэн да-да», переводимому на русский язык как «незрелые, дикие, незнакомые».
Кроме того существовало ещё давление на «черных» и «белых» татар.

Следует отметить, что и чжурчженей  (нюйчженей)  китайцы подразделяли на «культурных» и «диких». 
Впервые слово «татары» встречается в орхонской надписи Кюль-тегина (датируется 731-734 г.г.), но в китайской литературе появилось впервые в 842 году. Подразделение на диких, культурных, черных и белых татар сделано позднее в Ляо-ши («История династии Ляо»).

Белыми татарами были онгуты, согласно мнению Палладия, они были христианами несторианского толка.

Черными татарами были монгольские племена, группировавшиеся вокруг Чингис-хана. Чингис-хану удалось политическими методами и силой оружия собрать воедино многочисленные племена и роды: джалаиров, меркитов, найманов, хунгиратов, ойратов, онгутов, икиресов, иркинов, кэрэитов, юркинов, олкунутов, салджуитов, сартаулов, тайчиутов, и других.

При этом некоторые историки отмечают, что к моменту объединения настоящее племя татар было уничтожено, поскольку были злейшими врагами Чингис-хана.

Как видим, татарами называли все племена, жившие к северу от Великой китайской стены, а этимология слова «монгол» с абсолютной точностью не определена. Энциклопедия к монголам относит названия народов, говорящих на монгольском языке: халха, баргуты, дунсян, ту или монгоры, дауры, буряты, калмыки и другие.

В отношении древних монголов представляет так же интерес замечание Гильома де Рубрука, совершившего путешествие к ханскому двору в 1255 году, он писал: «От того места, где я нашел Мангу-хана (Мёнкэ-хан, правил 1251 – 1259 г.г. – Г.Л.),  до Катайи было 20 дней пути в направлении к юго-востоку, а до Онанкеруле (Онон-Керулен, - Г.Л.), настоящей земли Моалов, где находится двор Хингиса, было 10 дней пути прямо на восток, и в этих восточных странах не было ни одного города.  Но все же там жили народы, по имени Су-Моал, т.е. моалы вод, ибо «су» значит вода. Они живут рыбной ловлей и охотой, не имея никаких стад, ни крупных, ни мелких…»

Здесь мы видим подтверждение рассуждений китайца Чжао Хуна о монголах, живших на какой-то реке. Разумеется, вряд ли могла быть речь о маленькой, незначительной реке. Подчеркнуто, что эти монголы не имели стад, жили рыбной ловлей и охотой.
Персидский писатель Вассаф Абд-Алла ибн Фадл-Алла-Вассаф называл Су-Менгал. А другой историк Абульфеда упоминал о Су-Моголь. Предполагают, что это же племя имели ввиду и китайские историки, упоминая его под именем «Шуй-Мунг-ку» или «Шуй-Та-Та».

Плано Карпини сообщал  «…сами себя называли татарами от некой реки, которая течет через их страну и называется Тартар».
На некоторых старых картах река Амур подписывалась как Татар.
Не будем подробно останавливаться на том, как монголо-татары завоевывали империю Цзинь, как покоряли потом Китай, и в 1260 году внук Чингис-хана Хубилай был провозглашен императором (хуан-ди).

В 1271 году Хубилай основал династию Юань.

Со смертью малолетнего императора китайцев Ти-Пина в 1278 году перестала существовать династия и империя Южная Сунн. Монголы продолжали завоевания к югу и покорили Китай. Попытка монголов завоевать Японию закончилась неудачей. Боевые корабли были уничтожены ураганом, ветров богов, как говорили японцы. Тех же, кто высадился на берег, перебили японские воины.
Все монгольские ханы признали главенство Хубилая и объявили себя его вассалами, регулярно выплачивали дань. Столицей Хубилая был город Камбалык (Канбалык), построенный рядом с разрушенной Чжундой. Позднее город получил название Пекин (Бейнин, Бейцзин).

Господство монголов продолжалось до 1368 года, когда китайцы подняли восстание и под руководством бывшего буддийского монаха Чу Юань Чана изгнали монгольских захватчиков. «Король нищих», как называли предводителя восставших, стал императором и родоначальником новой китайской династии Мин («Светлая»), и получил имя Тай Цзу.

Китайская династия Мин просуществовала до 1644 года, пока не была уничтожена мятежниками под руководством пирата Ли Цзычена, захватившими столицу государства в 1644 году. Но пирату не посчастливилось взобраться на трон. Китайцы пригласили войска соседнего маньчжурского государства, хотя и были с ним в состоянии войны, чтобы уничтожить мятежников. Мятежники были истреблены, но и те, кто их пригласил подверглись избиению. Маньчжуры захватили столицу Китая.
Как и откуда появились маньчжуры?

В период существования династии Мин в конце 16 века вновь окрепли племенные объединения чжурчженей (цзяньчжоу, ежень и хайси). Племена цзяньчжоусской ветви объединились под руководством хана Нурхаци, родившегося в 1559 году на реке Ялу в Корее. Воины Нурхаци привели к покорности соседние племена. Нурхаци был избран ханом в 1585 году, а в 1617 году он опубликовал «Семь причин ненависти маньчжуров в Китаю» и объявил Китаю войну. В 1625 году маньчжуры захватили Мукден (современный Шэньян, в прошлом – Ляонин, Фынтянь) и Нурхаци основал там свою столицу, объявив прилегающие земли исконно маньчжурскими. Через два года он умер. Руководство племенами унаследовал его сын Абахай. Именно Абахаю мы обязаны появлению термина «маньчжуры». Он основал в 1635 году династии. Цин (Чистая). В том же году он издал указ, гласивший, что племена маньчжоу, хада, ула, ехэ и хойха подлежит считать единым государством – Маньчжоу,  и что невежественные люди их называют чжушенями, но название чжушень относилось только к потомкам чаоморгеньских сибо.

Разгромив крупнейшее южномонгольское Чахарское княжество Лигдан-хана (территория современной Внутренней Монголии в Китае), Абахай собрал съезд южномонгольских ханов и на этом съезде провозгласил себя Богдоханом (в некоторых исторических источниках искажается в «богды-хана»).

В художественной литературе нередко пишут «китайские богдыханы», что ни в коей мере не соответствует действительности, а лишь свидетельствует о слабом знании истории пишущими, или же их отказе от аналитического мышления при изображении исторических событий.

Война с Китаем требовала огромных людских ресурсов, а их не было. И маньчжуры дорожили каждым воином. Чтобы пополнить ряды своих войск, они прибегали к включению в свои Восьмизнаменные (Восемь Корпусов) войска всех захваченных в плен представителей соседних племен. В этом отношении весьма показательна война против солонов, монголоизированной эвенкийской народности (в какой-мере их тоже можно считать конными эвенками), проживавшей по среднему и верхнему Амуру.

Солонский князь Бомбогор в 1635, 1639 и 1640 годах оказал маньчжурам ожесточенное сопротивление. При захвате маньчжурами населенного пункта Гуалар из 500 солонских воинов 200 было убито, а 130 захвачено в плен. 14 мая 1640 года маньчжурские командующие Самшика и Сохай прислали донесение Богдохану следующего содержания: «Прежде мы, подданные, доносили, что было захвачено в плен 2254 мужчины; позднее с земель к западу от селения Эсули и к востоку от селения Эрту захвачено в плен ещё 900 человек, всего схвачено 3154 мужчины, 2713 женщин, 1819 малых детей, 424 лошади, 704 коровы и быка, а также в разное время захвачено более 5400 шкурок соболей».  (Цитируется по Г.Мелехову «О северной границе вотчинных владений маньчжурских (цинских) феодалов в период завоевания ими Китая (40-80 годы 17в.)». Более высокая военная организация маньчжуров обуславливала победы над солонами. Захваченное в плен население было угнано в южные районы Маньчжурии. Мужчины включались в состав войск в качестве воинов и работных людей. Никаких административных органов после захватнических походов на Амур маньчжуры не оставили в землях солонов.

Включая в состав войск захваченных в плен своих противников, маньчжуры не были в этом вопросе первопроходцами. Достаточно вспомнить походы великого Чингис-хана, когда из захваченных ещё вчера пленных формировались десятки во главе с одним монголом. Эти десятки огромными толпами направляли на стены очередного штурмуемого города. Если погибал монгол, их начальник, то после боя казнили всех оставшихся из десятка. Эти пленники-воины обязаны были знать всего лишь одно слово «Урагх», означающее «Вперед!» - клич монголов во время атаки. И русский солдат, бегущий в атаку с криком «Ура!», не подозревает, что в нем сокрыта великая связь времен, народов и военного искусства древности и современности.

Как уже нами говорилось, в 1644 году маньчжуры обратили свои войска на завоевание Китая, которое длилось около сорока лет. За год до этого умер Богдохан Абахай, и его титул унаследовал малолетний сын, ставший по мнению китайцев родоначальником династии Цин. В действительности маньчжурская династия Цин, так же как и киданьская – Ляо, чжурчженьская –  Цзинь, возникли вне пределов Великой китайской стены и были созданы некитайскими народами, имевшими свою самобытную историю и культуру.

Если монголы чингисовой эпохи заимствовали уйгурскую письменность, приспособив её к своему языку, то маньчжуры воспользовались уже монгольскими письменами с учетом особенностей маньчжурского языка. Малолетний император Ши-цзу (Щунь-чжи), разумеется, в начальный период правил не сам, а регент, его дядя Доргонь.

Обратив свой взор на завоевание Китая, маньчжуры, естественно, не могли оказывать сколь-нибудь серьёзное влияние на север, на Приамурье, где в этот период русские, раздвинувшие пределы Московского государства до Тихого океана, проводят свои первые военно-географические экспедиции и начинают освоение края. На Дальнем Востоке появился новый могучий народ, с которым пришлось столкнуться маньчжурам в военной  и политической борьбе, а также жить в мире и согласии на протяжении нескольких столетий.

О выходе русских на Амур, освоении территории, уходе с Амура и возврате на его берега уже в 19 веке – это отдельный рассказ, интересный по своей драматичности  и величию.

Левкин Григорий Григорьевич  
1996 год