Екатерина Буданова. Летчица-истребитель Великой Отечественной
Великая Отечественная война стала серьезным испытанием для всего советского народа. Сражаться с врагом поднялась вся страна. Не остались в стороне и женщины, которые ковали общую победу в тылу и на фронте. В рядах Красной Армии, наряду с мужчинами, сражались с врагом порядка 600 тысяч женщин. На этом фоне особенно выделялись советские женщины-летчики, которые наравне с мужчинами освоили одну из самых трудных во всех смыслах профессий – военного летчика. Трудной эта профессия была, в том числе, и сугубо по физическим причинам. На военных летчиков выпадали колоссальные физические и психологические нагрузки. В ряду известных советских летчиц периода Великой Отечественной войны особое место занимает Екатерина Буданова, сражавшаяся с врагом на истребителе Як-1. Буданова – боевая подруга другой прославленной советской летчицы Лидии Литвяк. В Советском Союзе авиация одинаково захватила умы и мужчин, и женщинЕкатерина Буданова родилась 7 декабря 1916 года в небольшой деревне Коноплянка, сегодня это территория Вяземского района Смоленской области. Прославленная в будущем летчица происходила, как и большинство людей того поколения, из обычной крестьянской семьи. Трудно было поверить тогда, что пройдут годы и девочка из самой обычной деревни вырастет и станет управлять боевыми самолетами, но молодое советское государство и сама эпоха предоставили Будановой такую возможность. Как и многие дети того периода, Екатерина Буданова получила семилетнее школьное образование. Начальную школу Буданова окончила в родной деревне, до 6-го класса училась в деревне Ермолинка, а в 1934 году – завершила обучение в седьмом классе уже на станции Вязьма-Новоторжевская. Трудиться Будановой пришлось с 7 лет, когда она начала подрабатывать нянькой. Всё дело в том, что в возрасте 6 лет у Будановой умер отец. В будущем Екатерине пришлось рано начать работать во многом для того, чтобы помогать своей семье. После завершения семилетки Екатерина отправилась в Москву, где утроилась на завод в Филях. Это был авиационный завод №22 имени Горбунова, можно сказать, здесь жизненный путь Будановой окончательно и бесповоротно остановился на авиации. Параллельно работе девушка продолжала учиться, но уже в вечерней школе, которую успешно закончила в 1935 году. Одновременно с работой Буданова посещала занятия в аэроклубе Киевского района столицы, в котором обучалась с 1935 по 1937 год. После завершения обучения в аэроклубе Екатерина Буданова осталась в нём в качестве инструктора, освоив управление самолетами У-2, УТ-2, а также АИР-6. АИР-6 был первым серийным самолетом конструкции Яковлева. Именно на истребителях данного конструктора будет сражаться с врагом в годы войны Екатерина Буданова. До войны Екатерина успела воплотить в жизнь мечту многих советских подростков, которые по-настоящему грезили авиацией на волне успехов первых советских авиаторов. При этом девушка продолжала упорно совершенствоваться в выбранной профессии. С конца 1939 года она обучалась в Херсонской авиационной школе летчиков-инструкторов Осоавиахима, вернувшись в мае 1940 года на работу летчиком-инструктором уже в аэроклуб Фрунзенского района Москвы. Птенцы гнезда Марины РасковойС началом Великой Отечественной войны вопрос, как поступить в этой ситуации, перед Будановой не стоял. Будучи хорошо подготовленным летчиком-инструктором, девушка рвалась в действующую армию. В октябре её, как и многих других сверстниц, зачислили добровольцем в ряды Красной Армии, направив для обучения в Саратов. Здесь при действующей Энгельсской военной авиашколе Буданова прошла обучение пилотированию истребителя Як-1. Окончив курс обучения 22 февраля 1942 года. После завершения обучения Екатерине Будановой было присвоено воинское звание младшего лейтенанта. Стоит отметить, что именно 8 октября 1941 года было принято решение о создании в составе Красной Армии трёх женских авиационных боевых частей, это были авиаполки: истребительный, бомбардировочный и ночной легкобомбардировочный. В составе этих авиаполков женщины-летчицы воевали с врагом до самой Победы в мае 1945 года. Инициатива создания данных частей исходила от прославленной советской летчицы, Героя Советского Союза, майора Марины Расковой. За её плечами были не только несколько мировых рекордов и рекордных перелетов, но и обучение в Военно-воздушной академии имени Жуковского. Для того чтобы добиться привлечения на военную службу летчиц, Расковой пришлось обращаться на самый верх и её призывы были услышаны. В результате тысячи советских летчиц, которые с начала войны осаждали пороги военкоматов, получили реальный шанс поквитаться с врагом в небе. Одной из этих летчиц и стала Екатерина Буданова, которая после завершения учебы в Энгельсской военной авиашколе была зачислена в состав 586-го истребительного авиационного полка ПВО, став командиром звена. Задачей полка было обеспечение воздушного прикрытия района Саратова. На службе в женском авиационном полку Буданова познакомилась с Лидией Литвяк. Девушки стали лучшими подругами и с этого момента всегда несли службу вместе. Боевые будни Екатерины БудановойПервой боевой наградой Будановой стал орден Красной Звезды, к которому она была представлена 17 февраля 1943 года. В наградном документе указывалось, что за период службы в 586-м истребительном авиаполку Екатерина совершила 55 успешных вылетов на патрулирование над Саратовом, а также сопровождение транспортной авиации с особо ценными и важными грузами для фронта. 10 сентября 1942 года Буданова прибыла на фронт под Сталинград, где совершила первые боевые вылеты. Под Сталинградом, согласно наградным документам, Екатерина успела повоевать в 758 ИАП и 487 ИАП, с 1 октября перейдя в оперативное подчинение 9-го гвардейского краснознаменного истребительного авиаполка. В наградных документах указывается, что до 1 октября девушка провела 15 боевых вылетов, приняв участие в двух воздушных боях с противником. Первая боевая победа была одержана Екатериной Будановой 6 октября 1942 года, когда летчица обнаружила и атаковала группу из 13 бомбардировщиков Ju-88, сбив один из них южнее Владимировки. За несколько дней до этого Буданова вместе со старшим лейтенантом Беляевой атаковали группу из 12 немецких бомбардировщиков Ju-88. Самолеты, летевшие бомбить ж/д станцию Эльтон, в результате атаки советских истребителей не смогли прицельно отбомбиться по объекту. 10 декабря 1942 года в районе Калача Екатерина Буданова провела воздушный бой с одиночным немецким двухмоторным истребителем Me-110, сбив его. К этому моменту летчица действовала в составе группы «свободных охотников» 9-го гвардейского ИАП. Следующим местом службы летчицы стал 296 ИАП, в составе которого с 8 января 1943 года по 4 февраля 1943 года девушка совершила 8 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков и прикрытие наземных войск на передовой. 18 марта 1943 года данный полк получил звание гвардейского и был переименован в 73-й гвардейский ИАП, одновременно с этим Буданова стала гвардии лейтенантом. В составе полка Екатерина Буданова сражалась с врагом до июля 1943 года. Отважная советская летчица-истребитель не вернулась из боевого вылета 19 июля 1943 года во время Миусской наступательной операции советских войск. Выполняя боевой вылет по сопровождению группы штурмовиков Ил-2, Буданова была атакована вражескими истребителями Me-109 в районе города Антрацит. В воздушном бою истребитель советской летчицы был поврежден, а сама она ранена. Несмотря на это девушка ещё сумела посадить самолет в поле. Подбежавшие местные жители извлекли Буданову из кабины, но спасти её не смогли, она умерла от полученных ран, не приходя в сознание. Местные жители похоронили летчицу на окраине села Новокрасновка. 22 июля 1943 года Екатерина Буданова посмертно была награждена орденом Отечественной войны I степени.
На фото: 1. Екатерина Буданова в Москве, 1943 год, фото: goskatalog.ru 2. Летно-технический состав второго отряда Киевского аэроклуба Москвы. В первом ряду вторая справа - Екатерина Буданова, 1938 год, фото: goskatalog.ru 3. Екатерина Буданова, фото с ресурса pamyat-naroda.ru 4. Техперсонал 586-го истребительного авиаполка ПВО обслуживает истребитель Як-1, фото: waralbum.ru 5. Летчицы Екатерина Буданова и Лидия Литвяк, фото: goskatalog.ru
|