Как экипаж Ил-76 угнал собственный самолет и спасся из плена

3 августа 1995-го талибы захватили российский самолет. Экипаж год провел в плену, но сумел выбраться.

25 лет назад в небе над Афганистаном боевики движения «Талибан»* захватили российский самолет Ил-76. Талибы вынудили пилотов приземлиться в Кандагаре, где в то время шла гражданская война. Плен россиян продлится более года и окончится . . .

героическим побегом. Этот инцидент занял особое место в новейшей истории России. В 2010-м о побеге русских из плена сняли фильм «Кандагар», однако реальная история была куда мрачнее киноверсии.

Небо над Афганистаном

Во время коммерческого рейса 3 августа 1995 года с пилотами Ил-76 вышел на связь диспетчер. Он передал, что самолет должен сесть в Кандагаре для досмотра. Пилотам предложение показалось странным, ведь у них обычный коммерческий рейс. Пунктом назначения был Кабул, а не Кандагар.

Позже в небе появился истребитель. На этот раз россиян поставили перед фактом: либо вы садитесь, либо будем стрелять. Пилоты Ил-76 выполнили требование. Экипаж состоял из семи человек. В будущем их имена станут известны всей России, а пока они оказались один на один с террористами. Мало кто из них осознавал, что этот рейс продлится намного дольше обычного.

378 дней плена

В Кандагаре россиян отправили на допрос, где обвинили во вмешательстве в дела Афганистана. Сами пилоты мало что понимали в сути конфликта, ведь их задача — доставить груз из точки А в точку Б. Этот рейс был для команды далеко не первым, а политической ситуацией они особо не интересовались. Однако в одном из ящиков груза оказались крупнокалиберные снаряды, которые запрещено перевозить гражданскими самолетами. За это россиянам грозила смертная казнь.

В будущем второй пилот Ил-76 Газинур Хайруллин признается, что они рассчитывали на быстрое разрешение конфликта. Мол, страна обязательно поможет своим гражданам и совсем скоро все они окажутся дома. Но их пребывание у талибов затянулось.

Впереди россиян ждал плен, о котором они еще долго не захотят вспоминать. В какой-то момент к ним даже приставили переводчика, который, как считал Хайруллин, подслушивал их разговоры, пытаясь выяснить, не думают ли они сбежать.

В это же время власти и авиакомпания вели переговоры с талибами. Россиян хотели обменять на технику, но делу это никак не помогало. Пока чиновники пытались решить проблему дипломатией, экипаж Ил-76 проводил дни и ночи в плену.

Кормили летчиков чем придется, поили реже, чем те нуждались, зато показывали иностранным делегациям. Среди них были американцы. В какой-то момент россияне оказались разменной монетой в политических спорах.

В беседе с «Пятым каналом» командир самолета Владимир Шарпатов вспомнил, каково им тогда было.

«Козырев, министр иностранных дел, пообещал „Я сам вывезу экипаж“ и не приехал. А талибы прекрасно понимали „Пока он не приедет — не отпустим“, потому что они знали, что визит министра иностранных дел означает по международному праву их признания как государства», — объяснил Герой Российской Федерации Владимир Шарпатов.

Побег из плена

По признанию второго пилота Хайруллина, свободного времени у пленников было достаточно. Так или иначе, они думали о побеге, правда, в весьма фантастическом контексте.

«Если охраны будет много, набираем большую высоту, надеваем кислородные маски, я разгерметизирую самолет. 40 секунд — все трупы. Открываем рапы, выбрасываем их всех в Персидский залив», — вспоминает командир экипажа Владимир Шарпатов.

Талибы предлагали экипажу свободу, если они согласятся с ними сотрудничать — перевозить топливо, но россияне отказались. Тогда террористы предложили мужчинам научить их управлять самолетом.

Талибы хотели вывозить россиян по одному, чтобы каждый обучил стажеров, но пилоты только отмахнулись от этой затеи. Мужчины заявили, что самолет в одиночку не поднимешь, не зря же они всемером летают. Террористы пошли на уступку и разрешили всему экипажу привести в порядок самолет, который был захвачен год назад.

Дело было в пятницу, в день молитв, у местных были заботы поважнее, чем следить за пленными русскими. Охрана снаружи ушла, оставив экипаж один на один с работающей «птичкой». На борту осталось три конвоира, но они находились в грузовом отсеке и не могли видеть, что на самом деле делают пленники.

Переглянувшись, мужчины решили действовать. Годичный плен не прошел для них даром, все свободное время они отводили продумыванию плана освобождения. 16 августа 1996 года радист Юрий Вшивцев предупредил диспетчера, что они сделают контрольный круг по полосе, но его сообщение никто не услышал. Оказалось, что диспетчер тоже ушел на молитву.

Ил-76 начал движение, что очень не понравилось троим охранникам на борту. Снаружи талибы не видели ничего подозрительного, ведь самолет двигался в сторону Ирана, а не России. А вот с ненужными «пассажирами» россиянам пришлось справляться в рукопашную. В это время снаружи уже заметили непорядок и отправили две машины, чтобы остановить россиян. Однако самолету чудом удалось взлететь, у него было преимущество буквально в секунду.

В будущем героический побег россиян из талибского плена обрастет массой мифов и легенд. Участники тех событий называют их не иначе как «неприятные слухи». По одной из версий, террористы чуть ли не сами посадили русских на борт Ил-76 за мешок денег. Даже вышедшая в 2010-м экранизация тех событий получилась куда мягче. Например, переводчик Абдулла, по версии киношников, помогает русским совершить побег. В действительности члены экипажа никогда с ним ничего подобного не обсуждали.

В 2016-м командиру самолета Владимиру Шарпатову и второму летчику Газинур Хайруллину присвоили звания Героев Российской Федерации. Остальные члены экипажа удостоились орденов Мужества. Самолет, что спас 25 лет назад жизни россиянам, по сей день в работе. Между собой бывшая команда не общается, якобы не сошлись характерами.

* — запрещена в РФ

 

Фотографии:

1. Фото: ИТАР-ТАСС

2. Ил-76. Фото: kinopoisk.ru

3. Фильм «Кандагар» снят по событиям реальной истории, но его нельзя назвать точным. Фото: kinopoisk.ru

4. Владимир Шарпатов на церемонии открытия памятника авиаторам. 30.07.2015. Фото CC BY 3.0

 

https://ria.ru/