ПОЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ

Главный редактор «Суворовского натиска» рассказал о своем деде Борисе Волошенко и о военном летчике-асе Георгии Правосудове

Подвиги одних пилотов-асов, совершенные в годы Великой Отечественной, увековечены, а других – незаслуженно забыты по ряду причин. Поэтому даже некоторые факты, обнаруженные автором в ходе личного расследования, . . .

позволили раскрыть несколько малоизвестных страниц войны 1941–1945 годов.                                                                   

СРАЖАЛСЯ РЯДОМ С ЛЕГЕНДОЙ                                                                   

История советского военного летчика Георгия Правосудова заинтересовала меня по нескольким причинам. Сам факт, что он сбил девять самолетов за один бой, не мог остаться незамеченным в ходе изучения архивных материалов и исторической публицистики. Как выяснилось, самолеты штурмана Правосудова немцы сбивали шесть раз, в том числе над оккупированной территорией. Неоднократно его исключали из списков офицеров части как пропавшего без вести. Георгий всякий раз, словно восставая из пепла, возвращался в свою эскадрилью. Его считали заговоренным.                                                                         

Каково же было мое удивление, когда, пролистывая документы из архива 5-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи, в которой летчик-герой воевал в 1943 году, рядом с фамилией легендарного штурмана я увидел запись: «28 февраля 1943 года. Волошенко Борис Петрович. Лейтенант. Летчик 5-й отдельной дальнеразведывательной авиационной эскадрильи. Погиб в боевом вылете. Похоронен в деревне Коровино Ораниенбаумского района Ленинградской области. На самом деле попал в плен. Освобожден после войны».                                                                      

Оказывается, брат моего родного деда Юрия Петровича Борис Петрович воевал бок о бок с легендой. И не просто воевал, а был последним, кто видел Правосудова после того злополучного боя, оборвавшего жизнь «заговоренного» штурмана.                                                                     

ВНИМАНИЕ НА ПРАВОСУДОВА                                                                       

Но обо всем по порядку. Родился Георгий Константинович в августе 1918 года в белорусском Рогачеве. Вскоре семья переехала в Бобруйск. Парень был круглым отличником! Получив аттестат в 1936-м, он без труда поступил в Московскую инженерно-техническую академию связи. А два года спустя уже учился в Мелитопольском военном авиационном училище летчиков и штурманов. Надо отметить, что до создания идеальных приборов геолокации хороший штурман был более востребован, чем пилот. Летчиков обучали всего год – подготовка штурманов занимала в два раза больше времени. В апреле 1940-го Георгий окончил учебу и его направили на службу в Могилев – в 125-й бомбардировочный авиаполк.                                                                         

После начала войны все это воинское формирование за две недели сгорело в небе. Неповоротливые бомбардировщики СБ не могли тягаться с немецкими истребителями. Самолет Правосудова тоже сбили – 26 июня 1941 года, рядом со Слуцком. Георгий и пилот лейтенант Кубышкин успели выпрыгнуть с парашютами из горящей машины и успешно добрались до своих. Переучившись в Казани на новый тип воздушного судна – пикирующий бомбардировщик Пе-2 Георгий прибыл на Ленинградский фронт. 24 сентября самолет, в котором он летел, подбили. Но экипаж смог посадить горящую воздушную машину в тылу врага и пересечь линию фронта.                                                                        

8 января 1942-го Пе-2 с Георгием на борту атаковали истребители. Бывалый штурман вновь воспользовался парашютом и вернулся в эскадрилью. После этого его перевели в разведывательную авиацию, в которой, по статистике, после 30 вылетов из 10 экипажей выживал один. Аэрофотосъемка требовала плавного движения самолета-разведчика по одной линии, поэтому они становились легкой добычей для немецких зенитчиков.                                                                      

Экипаж бомбардировщика Пе-2 в составе Правосудова, Рязанцева и Шахлина совершал рисковые рейды по тылам противника. Команда считалась лучшей разведгруппой в эскадрилье. Всех троих представили к орденам Красного Знамени. Но на этапе рассмотрения начальство решило, что их подвиги соответствуют более скромным по статусу орденам Красной Звезды. Шахлин и Рязанцев их получить не успели, так как погибли 29 мая 1942 года из-за отказа двигателя воздушной машины после обстрела. До аэродрома долетели, но Пе-2 рухнул. Правосудов снова выжил, получил ранение. Был назначен штурманом эскадрильи. Мог летать меньше, но сердце звало в небо.                                                                            

В следующий раз, 1 августа 1942-го, Пе-2 с Правосудовым на борту сбили рядом с аэродромом Коростовичи в Ленинградской области. Летчика Сергеева и стрелка Давыдова гитлеровцы взяли в плен. Георгий же в шестой раз ушел от преследования и вернулся в часть с отснятыми разведывательными материалами. Покидая подбитый самолет, он всегда успевал забрать результаты аэрофотосъемки – из 46 разведывательных вылетов не провалил ни одного задания. Правосудова представили к званию Героя Советского Союза, но безрезультатно. Хотя с данными его фоторазведки авиация Ленинградского фронта наносила бомбовые удары по десяткам аэродромов противника, зенитным точкам, скоплениям вагонов с военными грузами и местам крупных дислокаций гитлеровцев.                                                                              

Из представления к награде: «Пробиваясь к объектам фотосъемки, выдержал восемь воздушных боев. В подавляющем большинстве имелось сопротивление зенитной артиллерии, но ни разу по этой причине не было срыва задания. В воздушном бою 1 августа 1942 года был сбит в районе Ропша, но выбрался на свою территорию. В этом и другом случае имел тяжелые ушибы, от отдыха отказался, потребовал включения в экипаж. За совершение очередных 25 вылетов, за исключительный героизм в борьбе с немецкими оккупантами, за беспредельную преданность делу обороны советской Родины достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Но по мере прохождения наградного листа по инстанциям статус награды понижался: командованием ВВС Ленинградского фронта – до ордена Ленина, приказом по войскам Ленинградского фронта – до ордена Красного Знамени (второго по счету).                                                                                   

НЕРАВНЫЙ БОЙ                                                                                    

Вылет 28 февраля 1943 года был 170-м по счету и роковым. С летчиком Борисом Волошенко и радистом Александром Якименко Георгий Правосудов вел разведку в районе Гатчина – Сиверская. На перехват Пе-2 подоспели четыре немецких Ме109. Просьба по рации выслать на подмогу истребители ни к чему не привела. Фашисты, столкнувшись с сопротивлением, подняли в небо еще четыре мессера. Экипаж сражался ожесточенно, но бой был неравным. Пе-2 упал в районе села Коровино, недалеко от линии фронта. Уже позже в обломках красноармейцы отыскали останки и документы радиста Якименко и решили, что погибли все.                                                                              

Правду узнали только в 1945-м, когда выяснилось, что пилот Борис Волошенко жив. Он спрыгнул с парашютом, попал в плен, прошел концлагерь. Потом его освободили. Оказалось, Правосудов тоже покинул горящий Пе-2. Но купол парашюта вспыхнул, и летчик обреченно упал вниз, сжимая в руках стропы.                                                                               

Георгия Константиновича представили к званию Героя Советского Союза посмертно. Но помешала деталь. Когда пилота Бориса Волошенко допрашивали фашисты, он увидел в кабинете на столе вещи Правосудова: часы, планшет, портупею… Переводчик сказал, что тело нашли те самые офицеры люфтваффе, которые и сбили самолет. Они видели храбрость членов экипажа. Поэтому немцы похоронили летчика с воинскими почестями, как героя. В СССР это считалось компрометирующим фактом, и представление к высокому званию снова осталось без реализации.                                                                    

Что же касается моего двоюродного деда Бориса Петровича Волошенко, то он прожил долгую и яркую жизнь. После войны служил в армии, был авиаинструктором, преподавал в университете, работал в правоохранительных органах. При этом никогда не рассказывал о своих подвигах и о личном знакомстве с человеком-легендой – Георгием Константиновичем Правосудовым.                                                              

Вечная память воинам-освободителям!

 

Андрей ВОЛОШЕНКО, главный редактор газеты ВВО «Суворовский натиск»

Фото из архива автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 49 (8438) 2024 года

г. Хабаровск