Речные бронекатера. Возвращение неперспективных
Можно ли принять решение, которое будет стоить государственному бюджету несколько миллионов долларов, не имея предварительных данных, стоит ли овчинка выделки? Принесет ли такое решение экономическую, политическую или военную выгоду? Интересный вопрос, не правда ли. А задал я его просто потому, что такое решение приняли... США. Выглядело это несколько странно. Мы ещё даже не объявляли о выводе войск . . . из Херсона, а американцы зявили о поставке речных бронекатеров Киеву. Причем в количестве, которое необходимо и достаточно для ведения активных боевых действий на Днепре. 40 катеров, причем не каких-то списанных с флота Соединенных Штатов, а реально несущих службу в американских ВС. Да, это не «плавающие танки» времен Второй мировой войны. Это скорее речные «шахид-мобили». Скоростные, легкие, с пуленепробиваемой броней, легковооруженные катера. 12 метров длины, 40 узлов скорости… И, предположительно, дислоцироваться они будут в районе Очакова. О том, что именно там, в Очакове, находится база украинских подводных диверсантов, известно, наверное, всем. И именно оттуда периодически засылают ДРГ на территорию Кинбурнской косы. Крайний на сегодня случай такой высадки зарегистрирован 14 ноября. Ликвидирована группа 73-го морского центра спецопераций ВСУ в составе 20-ти человек. Спасибо нашим спецназовцам. Кстати, украинские катера тоже были уничтожены. Но давайте представим, что высадка была бы более массовой, с использованием большого количества скоростных катеров? И высадили бы они не 20, а 200 человек? Да при поддержке артиллерии ВСУ и авиации? Зачем ВСУ бронекатера на Днепре? Вопрос о том, как будут использоваться эти катера, действительно интересен. Именно в том плане, что, как мне кажется, американские катера будут использоваться как раз в том варианте, как их используют США. Изобретать что-то новое украинцы не будут.
Сегодня мы больше всего говорим о Днепровском и Бугском лиманах и устье Днепра в целом. Но, по моему мнению, ВСУ не будут использовать все катера именно там. Есть ещё и водохранилища. Почему бы не использовать эти катера, к примеру, для очередной высадки десанта у Запорожской АЭС? Или для сброса морских мин выше по течению перед какой-то дамбой? Более того, большая скорость катеров дает возможность быстрой переброски ДРГ вдоль морского побережья. Практически любой черноморский залив или лиман может стать зоной работы украинских ДРГ. А это дополнительный напряг для сил береговой обороны. Дополнительная возможность оттянуть подразделения с линии соприкосновения. Есть ещё один нюанс, о котором мы предпочитаем молчать. Читатели, я думаю, помнят периодически появляющиеся в СМИ сообщения нашего МО о том, что на подступах в ЗАЭС уничтожен очередной украинский десант. При этом фоном к количеству ДРГ и личного состава десанта служило то, что «в ходе операции уничтожено такое-то количество лодок и катеров». Кто-то задумывался о том, откуда у ВСУ катера и моторные лодки? А ведь это и есть речная флотилия! Да, это гражданские катера и моторки, конфискованные у мирного населения. Но катера и лодки, приспособленные для ведения боевых действий и имеющие на борту вооружение. А что сделали мы с катерами и лодками в Херсоне? Мы их конфисковали? Они сейчас используются нашими разведчиками? Увы, катера затоплены за ненадобностью… Использовать трофеи в виде танков, бронемашин и вооружения мы можем, а катера, пусть гражданские, которых хронически не хватает, нет? Вообще странно, что мы, превращая Днепр в линию разграничения, фактически не озаботились таким очевидным видом вооружения, как речные бронекатера. Что нового предложили американцы? Ничего! Все уже придумано до нас. Если река судоходная, достаточно широкая и полноводная, то создание речной флотилии на таком участке фронта вполне логично! Опыт Отечественной войны и опыт использования скоростных бронекатеров в современных локальных конфликтах показал высокую эффективность таких частей. Использование американских катеров дает некоторое преимущество ВСУ. Мы же пока молчим. Мы опять будем учиться прямо под обстрелами Пока что говорить о применении бронекатеров противником рано. Нас ещё не обстреливают прямо с реки. У нас в тылу пока не появляются ДРГ в таком количестве, которое может дестабилизировать фронт. Грустно, но это факт. Пока гром не грянет, наш мужик действительно не перекрестится. А гром грянет очень скоро.
Пока наши вертолеты появятся на горизонте, задача катеров будет выполнена. А дальше кто кого. Мы охотимся за катерами, украинское ПВО за нашими вертолетами. Не думаю, что такой «обмен» нас устроит. Так есть ли у наших ВС хоть что-то, что сможет нейтрализовать американские бронекатера в устье Днепра? Есть хоть что-то, что поможет сохранить контроль над Кинбурнской косой да и за Кинбурнским полуостровом в целом. Для ответа на этот вопрос пришлось посмотреть мнения специалистов ВМФ. Вот мнение капитана I ранга запаса Сергея Ищенко, которое он озвучил в интервью газете «Взгляд»: «Кроме того, уместно подумать о том, чтобы перебросить на Днепр бронекатера Каспийской флотилии. Их несколько раз перевозили на Азовское море в периоды обострения отношений с Киевом. Они нам нужны для выполнения ровно тех же задач, которые хотят с помощью американских бронекатеров реализовать ВСУ». Вполне реализуемое решение. Не думаю, что ситуация на Каспии более тревожна, чем в районе Днепровского лимана. Действительно, путь из Каспийского в Азовское море этими катерами «изучен» досконально. Переброска, если, конечно, не заниматься бюрократическими согласованиями, займет гораздо меньше времени, чем доставка катеров для ВСУ. Более того, капитан Ищенко очень помог нашим конструкторам и инженерам в «разработке» речных бронекатеров. Он просто напомнил, что такие катера у нас есть. Наколько они соответствуют новым требованиям, я не знаю. Тут решение за специалистами. Модернизировать катера их задача. «Хотя тот же катер «Буян» класса «река-море» изначально создавался для рек и имеет двигатель для движения по мелководью. Поэтому всё, чем мы располагаем, желательно перекинуть поближе к Кинбурской косе. Это лучше, чем ничего». Пора прекратить «отвечать», надо самим «загадывать загадки» Мы все ещё ведем СВО. Наверное, нет уже человека, который бы не понимал, что операция, которую мы ведем на территории Украины, уже не имеет никакого отношения к самой Украине. Мы вступили в противостояние в НАТО. Мы вступили в противостояние с США и глобальным Западом в целом. Что происходит на фронте сегодня? Почти каждую неделю мы читаем сообщения о решении того или иного правительства поставить Киеву что-то из собственных арсеналов. Потом сообщения приходят уже с передовой. «Видели, слышали, работают по нам». И через ещё какое-то время мы получаем сообщения о том, что научились и «это» уничтожать. Такая позиция заранее ставит нас в невыгодные условия. Мы отвечаем. А нужно спрашивать. Нужно задавать такие вопросы, на которые уже противник должен искать решения! Я понимаю, что тема речных катеров для ВСУ пока не так актуальна, как хотелось бы. Мы придумываем препятствия, через которые придется пройти ВСУ для доставки катеров в устье Днепра или на водохранилища. Мы опять будем говорить, что катера – это вооружение, не способное изменить ход операции. И про контроль побережья ЧФ России будем говорить. Но возникает вопрос – зачем все это? Нам нужны катера, чтобы усилить оборону Кинбурнской косы и полуострова? Нужны! Нам нужны катера, чтобы отпугивать ДРГ от ЗАЭС? Нужны! Нам нужны катера для разведчиков? Нужны. А если нужны, то они уже должны быть там! СВО показало, как важна сегодня скорость принятия решений. Как важно дать командиру право решать в конкретных ситуациях без согласования с «высокими штабами». Почему ВСУ реально побаиваются бывшие республиканские корпуса? Да потому, что там сохранились те традиции, которые впервые проявились ещё в 2014–2015 годах. Командир принимает решение и не боится нести за него ответственность. Сказал командир «стоять на месте», отступать никто и не подумает. Сказал «меняем позицию» – поменяли без лишних разговоров и обсуждений. Вот то, что позволяет нам сегодня не только хорошо обороняться, но и наступать. Скорость принятия решений и скорость выполнения этих решений.
АВТОР: Александр Ставер
|