Скафандр «Ястреб» для работы в открытом космосе

После успешного выхода А. А. Леонова в открытый космос, подтвердившего по своей сути принципиальную возможность нахождения человека в условиях открытого космоса, перед конструкторами встала новая задача по созданию скафандра для практической работы вне корабля.

Такая необходимость возникла прежде всего потому, что советская лунная программа предусматривала пересадку космонавтов на орбите Земли из транспортного корабля «Союз» в корабль для облёта Луны путём перехода через открытый космос.

Скафандр «Беркут» для выхода А. А. Леонова в открытый космос, во-первых, не обеспечивал необходимой длительности автономной работы (до двух часов), так как перед ним ставились другие задачи. Во-вторых, новый СК должен был применяться только для внекорабельной деятельности и надеваться непосредственно перед выходом, в то время как СК «Беркут» выполнял двойную функцию – как спасательного СК на этапах выведения на орбиту и вхождения в плотные слои атмосферы, так и СК для внекорабельной деятельности. В-третьих, опыт, полученный при выходе А. А. Леонова, требовал существенных доработок, в том числе из-за перехода от СОЖ открытого типа к СОЖ закрытой.

Оболочка нового скафандра, получившего собственное название «Ястреб», была выполнена на основе оболочки скафандра «Беркут», но с существенными доработками.

Как и СК «Беркут», «Ястреб» имел двойную герметическую оболочку, двойное остекление, а учитывая резкое изменение внешних тепловых условий в космосе – в зависимости от пребывания в тени или на солнечной стороне, было принято решение использовать на «Ястребе» теплозащиту в виде экранно-вакуумной изоляции, аналогичной той, что использовалась на СК «Беркут».

Для облегчения надевания скафандра в условиях невесомости в бытовом отсеке корабля, имеющего ограниченный объём, оболочка скафандра имела раскрой для положения «стоя», что исключало его применение в качестве спасательного скафандра, так как пропадала сочетаемость с креслом «Казбек». Вентиляционный костюм был постоянно закреплён на внутренней оболочке СК. Герметичные манжеты рукавов, как и перчатки, были выполнены съёмными, вместо кожаных ботинок использовалась мягкая обувь и пр.

Доработке подвергся гермошлем «ГНШ-2», светофильтр в котором, в отличие от СК «Беркут», размещался снаружи, что увеличило внутренний объём подшлемного пространства. Кроме того, была улучшена подвижность рук и разработан малогабаритный разъём коммуникаций. На корпусе скафандра установлен аварийный кислородный баллон и т. д., а схема размещения регуляторов давления на оболочке «Ястреба», в отличие от «Беркута», была выполнена по-другому.


Электропитание, радиосвязь и контроль телеметрических параметров осуществлялись с помощью бортовых систем кораблей при помощи электрофала.

Технические характеристики СК «Ястреб»

Время пребывания за пределами корабля до 3-х часов.
Абсолютное давление в скафандре:
Режим № 1 (рабочий) – в пределах 270-340 мм рт. ст. (0,4 кгс/см2)
Режим № 2 (аварийный) – в пределах 180-230 мм рт. ст. (0,27 кгс/см2)
Максимальный теплосъём, обеспечиваемый СОЖ РВП-1 – 200 ккал/час.
Утечка газа через гермооболочку скафандра – не более 1 л/м.
Вес скафандра в комплекте – до 19,5 кг.

Система СОЖ СК «Ястреб» РВП-1 и РВП-1П

Система СОЖ для СК «Ястреб» была выполнена в двух вариантах:

1 – в виде наспинного ранца (РВП-1);
2 – в виде размещения спереди на ногах на подвесной системе (РВП-1П).

Вариант подвесного ранца был вызван узким люком КК «Союз», диаметр которого составлял 600 мм и затруднял прохождение в скафандре с размещённым на спине ранцем.

17 января 1969 года КК «Союз-4» и «Союз-5» успешно состыковались на орбите, а космонавты А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов, одетые в скафандры «Ястреб», успешно перешли из КК «Союз-5» в КК «Союз-4» через открытый космос и спустились уже на другом корабле на землю. Пребывание в открытом космосе при переходе с корабля на корабль составило 37 минут.

 

https://topwar.ru/opinions/