Возмещение гражданского иска по делам о дорожно-транспортном происшествии
Вопросы необходимости усиления ответственности и ужесточения наказания за нарушение правил на дорогах постоянно находятся в поле зрения различных СМИ. Они обсуждаются законодателями, а результаты таких обсуждений выливаются на страницы газет и журналов в печатном и электронном вариантах. В данной публикации постараюсь затронуть массу проблем, которые сформировались на указанном направлении общественно-правовых отношений между виновниками и пострадавшими, и предложить реальные пути их решения. Все происшествия на дороге я бы разделила по последствиям: на происшествия, где пострадали люди и транспорт; происшествия, где пострадали люди; происшествия, где пострадал лишь транспорт. При этом люди наряду с водителями или пассажирами транспортного средства могут быть участниками дорожного движения и в роли пешеходов. О видах юридической ответственности. Виды юридической ответственности, которые могут сопровождать дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП): дисциплинарная, административная, уголовная, гражданско-правовая. Иначе: каждый вид юридической ответственности, который выделяется в теории права, может иметь место в действительности. Остановимся коротко на ситуациях, которые могут сопровождать тот или иной вид ответственности. Самой суровой является, естественно, уголовная ответственности, которая наступает при наличии признаков преступления. К признакам преступления относятся: наличие общественно-опасного деяния, виновность и наказуемость. При этом от уголовной ответственности не освобождает факт привлечения ранее за это же самое деяние к административной или к дисциплинарной ответственности. И, естественно, уголовное наказание, наравне с административным и дисциплинарным, сопровождается гражданско-правовой ответственностью виновного - при волеизъявлении пострадавшего. В социалистической системе уголовного права уголовно-наказуемым ДТП являлось любое деяние, сопряженное с причинением вреда любой степени тяжести здоровью другого человека или причинением смерти, причинением ущерба. Самое суровое наказание следовало за причинение смерти нескольким пострадавшим – до 10 лет лишения свободы. В действующем УК РФ уголовная ответственность за причинение легкого и среднего вреда здоровью не предусмотрена. Уголовная ответственность следует при наступлении тяжких последствий или смерти пострадавшего (нескольких пострадавших). При другой степени вреда здоровью, причинение вреда чужому имуществу предусмотрена лишь административная ответственность виновного. Проследим, как же трансформировалась ст.264 УК РФ с момента принятия УК РФ (с 1 января 1997г) и до настоящего момента (по последствиям). Первично (УК РФ 1996г) данная норма права состояла из трех частей. И, если вторая и третья часть не претерпевали никаких изменений до 2009г – предусматривая ответственность (по последствиям) за причинение смерти по неосторожности одному человеку (ч.2 ст.264 УК РФ), двум или нескольким (ч.3 ст.264 УК РФ), то ч.1 ст.264 УК РФ первоначально содержала ответственность за причинение по неосторожности среднего и тяжкого вреда здоровью, а также имела место и при причинении крупного ущерба. Это значит, что уголовная ответственность устанавливалась и при отсутствии факта причинения вреда здоровью. В дальнейшем из диспозиции ч.1 ст.264 УК РФ исключены слова «либо причинение крупного ущерба». А позднее из диспозиции данной уголовно-правовой нормы законодатель исключил слова «или средней тяжести вреда здоровью». Таким образом, при ДТП по ч.1 ст.264 УК РФ была установлена уголовная ответственность только в случае причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека. В 2009 году «в полный рост» заговорили об усилении ответственности участников дорожного движения, главным образом, связанном с пьянством на дорогах. В настоящее время ст.264 УК РФ представляет собой норму права, состоящую из 6 частей. При этом нечетные части ст.264 УК РФ предусматривают ответственность в следующей последовательности (по последствиям): причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью; причинение смерти по неосторожности; причинение смерти по неосторожности двум и более лицам, а ее четные части закрепили уголовную ответственности за соответствующие деяния, совершенные в состоянии опьянения. Максимально возможное наказание по ч.6 ст.264 УК РФ допустимо до 9 лет лишения свободы. Ранее такой рубеж составляла санкция до 7 лет лишения свободы. С формальной стороны налицо ужесточение наказания и усиление уголовной ответственности. Но это обстоятельство имеет место лишь в отношении лица, находящегося в состоянии опьянения. Фактически ответственность виновного с точки зрения признаков, характеризующих объективную сторону состава преступления, осталась без изменения: такая ответственность исключена, если причинен легкий или средний вред здоровью пострадавшего. Не допустима уголовной ответственность и при причинении крупного (или особо крупного) ущерба чужому имуществу при отсутствии пострадавших. Итак, что же происходит, если в ДТП пострадали и люди, и транспорт? Такая ситуация может иметь место, когда столкнулись две и более автомашины, равно в случае наезда на пешеходов, а также при одновременном совершении наезда на пешеходов с последующим или предыдущим столкновением с другим автомобилем (другими автомобилями). В данном случае важно зафиксировать ситуацию на месте ДТП сразу после его совершения. На место происшествия выезжает наряд сотрудников ГИБДД, в обязанности которого наряду с иными, входит обязанность зафиксировать документально обстановку места происшествия. В первую очередь это относится к составлению формализованных официальных документов: протокола осмотра места происшествия, справки о ДТП, схемы ДТП. Составление указанных документов входит в обязанности сотрудников ГИББД в соответствии с их внутренними приказами, регламентирующими не только их обязанности на месте происшествия, но и устанавливающими конкретную форму оформляемых ими документов. Какие ошибки на этой стадии допускаются сотрудниками ГИБДД? Очень часто нарушают права потерпевших: если пострадал малолетний – не доводят эту информацию немедленно до их законных представителей; не отражают сведения о наличии страхового обязательства у водителей с конкретной организацией; не обеспечивают пострадавшую сторону своевременно копиями справок о ДТП. Все это в дальнейшем «утяжеляет» административный или уголовный процесс, приводит к нарушению прав пострадавшего, затруднениям формирования требований материального и иного характера к виновнику ДТП. Если ДТП имеет признаки преступления (причинен тяжкий вред здоровью либо наступила смерть пострадавшего), то на место происшествия должна прибывать и следственно-оперативная группа, а протокол осмотра места происшествия по правилам, установленным уголовно-процессуальным законодательством, должен составить следователь СК МВД (по подследственности). К такому протоколу осмотра места происшествия также могут быть составленные неформализованные различные схемы. Методика расследования уголовных дел требует от следователя применить (судебную) фотографию. Если следственная группа не прибыла на место происшествия, то потерпевшая сторона, иные лица (в том числе и не заинтересованные, посторонние) вправе сообщить в дежурную службу ГИБДД, районную дежурную службу МВД или по телефону «02» о данном происшествии с указанием наиболее точного адреса места ДТП. При этом следует помнить, что активная позиция посторонних граждан в такой момент очень важна для своевременного принятия мер к установлению виновного лица, своевременному оказанию медицинской помощи пострадавшим, а также и качественному осмотру места происшествия, оперативной фиксации обстановки на месте ДТП сразу после совершения. Последнее обстоятельство в дальнейшем позволит избежать следственных ошибок, позволит суду наиболее квалифицированно разобраться в ситуации по уголовному делу и принять справедливое, основанное на законе решение. На происшествие, где пострадали только люди, в обязательном порядке прибывает наряд ГИБДД, который оформляет данное ДТП с составлением необходимых официальных документов, о чем указано выше. Должна прибыть и следственная группа, если причинен тяжкий вред здоровью, либо смерть пострадавшему. Цели и характер деятельности следователя на месте происшествия выше описан. К сожалению, не всегда на место происшествия, где содержатся признаки преступления прибывает следственная группа. Это приводит к утрате доказательств по делу, и, как следствие, созданию сложной следственной ситуации в дальнейшем, связанной с доказыванием причастности к преступлению конкретного лица (лиц). Конечно же, и в первом вышеописанном случае, и в данном случае очень важно зафиксировать обстановку на месте происшествия сразу после случившегося. Лица, которые стали участниками ДТП, при наличии современных индивидуальных технических возможностей могут сфотографировать или снять на видео все подробности и детали таких последствий. Эти материалы можно представить следователю в дальнейшем. Лучше это делать после консультации со своим защитником (юристом или адвокатом), чтобы соблюсти процессуальные формальности и не утратить важное доказательство. Следует помнить, что часто на месте происшествия ведет съемки оператор телекомпании. Необходимо получить у журналистов копию отснятого с места ДТП материала. К сожалению, так складывается в настоящее время ситуация, что участникам процесса (как потерпевшим, так и подозреваемым, обвиняемым) следует более активно участвовать в сборе и фиксации доказательств по делу. Практике известны случаи, когда упущения и погрешности в работе следствия на первоначальном этапе привели к затягиванию предварительного и судебного следствия, утрате актуальности, а порой и утрате доказательств причастности конкретного лица в ДТП. Происшествие, где пострадал лишь транспорт, не требуют присутствия органов следствия на месте происшествия, так как не содержат в себе признаков преступления. На такое происшествия прибывают только сотрудники ГИБДД, которые в любом случае составляют весь пакет необходимых документов, фиксирующих обстановку на месте происшествия, состояние транспортных средств, описание технического состояния автомашин, документальное удостоверения места расположения автомобилей после столкновения, других важный сведений. Во всех трёх ситуациях решается вопрос и о медицинском освидетельствовании участников ДТП с целью определения факта и степени опьянения. По первому требованию участников ДТП сотрудники ГИБДД обязаны предоставить для ознакомления заинтересованным лицам, их законным представителям (несовершеннолетних и психически-больных), представителям (по нотариальной доверенности) материалы, обеспечить возможность изготовить копии. То же самое относится и к следственным органам, если следователь выехал на место происшествия, но по тем или иным основаниям отказал в возбуждении уголовного дела. Пострадавшая сторона всегда имеет право обратиться с исковыми требованиями к причинителю вреда, не зависимо от наличия или отсутствия в его действиях вины, как его субъективного отношения к содеянному. При этом обращение с гражданским иском в порядке гражданского судопроизводства осуществляется в соответствии с правом, гарантирующим гражданину возмещение ущерба, компенсацию материального вреда и возмещение убытков в рамках ГК РФ владельцем источника повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ). Из сказанного следует, что ответчиком по всем делам указанной категории и по всем вышеописанным ситуациям может быть не участник ДТП, а владелец транспортного средства, который в автодорожном происшествии мог и не участвовать. Это относится к ситуации, когда водитель состоял в трудовых отношениях с организацией или индивидуальным предпринимателем-собственником автомашины, когда автомашиной в момент ДТП управлял водитель по доверенности от собственника автомашины и т.п. Иск к владельцу транспортного средства может быть предъявлен не зависимо от того, принято или нет по делу окончательное решение. Сотрудники ГИБДД, оформляя ДТП, должны убедиться в наличии у водителей-участников ДТП страхового свидетельства и отобразить в официальных документах сведения из данного свидетельства. В дальнейшем они не могут препятствовать пострадавшей стороне получит сведения о страховой организации виновника ДТП. При оформлении гражданского иска в суд истец вправе в качестве соответчика привлечь к делу представителя страховой организации. Особенности официального оформления последствий ДТП на современном этапе заключаются в необходимости сообщить в сроки, оговоренные в страховом обязательстве, своей страховой организации сведения о случившемся ДТП. При заключении договора страхования оговариваются сроки обращения с письменным заявлением в страховую организацию, а также предоставляется бланк такого заявления. Все это каждому водителю необходимо изучить при заключении договора страхования, и строго соблюдать свои обязательства перед страховой компанией. При необходимости представитель страховой организации может также прибыть на место происшествия, а в дальнейшем провести независимую экспертизы технического состояния транспорта с целью определения размера причиненного ущерба и определения страховой суммы, подлежащей выплате. Но каждый водитель вправе провести независимую экспертизу в любой другом экспертном учреждении, имеющем лицензию на производство таких экспертиз-оценок. В частности в г.Хабаровске, такую экспертизу-оценку проводят на базе ДВРЦСЭ Министерства юстиции РФ. Существуют некоторые особенности проведения такой экспертизы, в частности, о времени осмотра транспорта другая сторона извещается, как правило, телеграммой. Из сложившейся практики разрешения дел о ДТП следует, что страховые компании заинтересованы в снижении размера страхового возмещения, занижении размера причиненного ущерба. Организация, с которой существуют договорные отношения водителя-виновника ДТП, склона к занижению оценки причиненного материального ущерба транспорту пострадавшей стороны. Порой упреки от соответчика – страховой организации, в судебном процессе поступают даже к пострадавшему пешеходу: почему он (пешеход) не обратился в страховую компанию за возмещением и решением вопроса во внесудебном порядке. При этом, сумма предлагаемого страховой организацией возмещения, почти в два раза ниже той, которую организация обязана выплачивать при наличии вреда здоровью. Что можно посоветовать водителю, который решил обратиться к своей страховой организации за страховым возмещением? Если вы сомневаетесь объективности вашего агента, то вправе провести независимую оценку в экспертном учреждении, вправе обратиться в суд за получением страхового возмещения, если не согласны с выводами страховой компании. Пострадавшей стороне, в случае повреждения транспорта виновным, лучше изначально провести оценку ущерба в независимом экспертном учреждении – заключение экспертов будет более объективным и точным. Пострадавшим, которым был причинён вред в ДТП, необходимо тщательно изучить все нормативно установленные условия страхования транспорта причинителя вреда, и помнить, что размеры компенсационных выплат (по ущербу и убыткам) значительно превышают предложения о добровольных выплатах от этой организации. Кроме этого, непосредственно к причинителю вреда здоровью, а также в случае причинения смерти, потерпевшие могут обратить и свои материальные претензии (по ущербу и убыткам), если они превышают установленные к выплате лимит страхового возмещения, а также дополнительно могут требовать от виновника компенсации морального вреда в его материальном выражении (стт.ст.1085-1094 ГК РФ). Из практики следует, что суммы такой компенсации значительно колеблются и по различным делам и спорам значительно отличаются. Если по результатам ДТП возбуждено уголовное дело и проводилось предварительное следствие, то потерпевший вправе обратиться с гражданским иском в уголовном судопроизводстве. Такой иск и подается, и рассматривается в упрощенном порядке. Исковое заявление на имя суда может быть подано как следователю, так и непосредственно в суд при поступлении дела в суд с обвинительным заключением. В некоторых случаях целесообразнее воспользоваться иным правом: после вступления приговора в силу обратиться с иском в порядке гражданского судопроизводства. Такой иск удобен тем, что гражданский суд при наличии приговора суда по уголовному делу, уже не оценивает доказательства, не исследует вопрос о виновности, а лишь рассматривает законность предъявленных исковых требований и принимает решение по гражданскому делу, в основу которого положен судебный приговор. Большую помощь участникам ДТП в подготовке тех или иных документов и материалов окажут Постановления ПВС РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»; и от 29.06.2010 №17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевших в уголовном судопроизводстве», с которыми можно ознакомиться на сайте Верховного Суда РФ. Пысина Галина Александровна, старший советник юстиции (полковник), председатель Совета ветеранов прокуратуры Хабаровского края, член СВГБ |