Безопасность бизнеса
Вот уже двадцать лет монолит советской экономики гулко раскалывают энергичные россияне.Огромные куски сырьевых отраслей уже превратились в океанские супер и гигаяхты, а их владельцы — в почетные члены «Форбса» и «Гинеса». Это олигархи первой волны. Те кто попроще — «красные директора», отдали цеха под склады, заводоуправления — под офисы, и живут себе арендой. А лучшие из них штампуют сковородки вместо самолетов. По родным и близким расписали лакомые куски губернаторы и мэры, поделив вверенную им постсоветскую землю и утверждая свое право стуком судейских молотков. А вот торопливый перестук маленьких молоточков - это мелкий бизнес, который неустанно, второе десятилетие, откалывает от советского монолита свои кусочки. В пыли не видно, но слышно отчетливо, как шаркают метлами чиновники, сгребающие строительный мусор по своим семейным кучкам. Вот у этого замах федеральный, а этот - до метлы не доросший, пылит по своему району жидким веником... Но ... именно в такую эпоху мы живем и в переменах этих активно участвуем, а самые активные -бизнесмены, так и норовят угодить под глыбу олигарха, метлу чиновника или, просто - молотком по пальцу... Опасное это дело - БИЗНЕСМЕНСТВО! Уважаемые бизнесмены и бизнеследи, вот уже двенадцать лет Агентство экономической безопасности «Кронверс» занимается этой самой безопасностью. Нам есть о чем поговорить и что обсудить. Пусть это будут беседы. Из номера в номер. • Для участия в наших беседах мы намерены пригласить состоявшихся руководителей крупных компаний и дерзких молодых претендентов на список «Форбса». • Мы надеемся на участие в наших беседах опытных сотрудников правоохранительных органов, расследующих экономические преступления. • Мы с уважением хотим предоставить слово ветеранам, возглавляющим службы экономической безопасности крупных холдингов и банков. • Мы не забудем спросить совета и выслушать мнения членов Правительства Хабаровского края, Администрации Полпредства, авторов экономических программ, представителей политических партий. • Мы хотим предложить слово выпускникам юридических и экономических ВУЗов, тем которые завтра и без нас подадут свой голос в дальневосточном бизнесе. Пусть наших собеседников, таких разных по возрасту,опыту, положению, объединяет одно - искренняя заинтересованность в гармонизации дальневосточной бизнес среды. Какими разными словами можно описать эпоху перемен , которую так не любил Конфуций. Давайте начнем с проблем крупных производственных структур, строительномонтажных организаций - дороги, мосты, тоннели, реконструкция и строительство заводов, грузовых терминалов. Ведь помимо объектов дальневосточной экономики, именно эти компании создают рабочие места и наполняют наши краевые бюджеты. Предлагаем назвать нашу первую беседу Плач по Генподряду (... когда обсуждалась структура этой полемики, один из собеседников ехидно заметил:«Плачь не плачь, а Генподряд - московский» ) Ну ладно, пусть это будет вторым названием первой беседы. Тем более, оно, верно отражает одну из проблем в практике заключения генподрядных договоров. С начала 21 века экономика Дальнего Востока динамично инвестируется в рамках региональных и федеральных целевых программ, что обуславливает динамичное строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, нефтепереработки, энергетики связи, добычи и переработки природных ресурсов. Вместе с тем, порядок привлечения дальневосточных строительно-монтажных организаций к приоритетным подрядам, носит ярко выраженный дискриминационный характер. Исторически сложившиеся отношения «МЕТРОПОЛИЯ-КОЛОНИЯ» инерционно определяют порядок договоров по строительству и реконструкции дальневосточных объектов в пользу московских генподрядчиков. Монополизм метрополии в этой области обуславливает спекуляцию статусом Генподрядчика, при которой четверть выделяемых на строительство средств распределяется среди должностных лиц в административных структурах, организациях Заказчика и Генподрядчика. «Выемка» четверти из сметной стоимости работ влечет снижение их качества и тормозит развитие дальневосточных строительно-монтажных организаций. Юридическо - правовая оценка изложенных негативных факторов позволяет применить для их описания следующий глоссарий терминов и определений: • КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР — имитация конкурса, аукциона или тендера по определению Генподрядчика, где сценаристом выступает Заказчик, режиссером — комиссия (конкурсная, аукционная или котировочная) главным героем — участник, купивший право генподряда. Остальные претенденты не ведая того, участвуют в массовках. ПРОДАВЕЦ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО — «типа консалтинговая компания», предлагающая участникам массовки купить роль «главного героя». Диапазон цен — от 7 % до 25 % сметной стоимости подрядных работ. Возможна продажа будущих субподрядов Цена — до 17 % сметной стоимости. • ОТКАТ — взятка, передаваемая претендентом на генподряд, якобы гарантирующая его победу на аукционе, конкурсе или тендере. • СТРАХОВАНИЕ ВЗЯТОК — «ноу-хау» в российском страховом бизнесе. Уникальный продукт, предлагаемый страховой компанией гарантирующий возврат «отката», если сделка купли — продажи «светлого будущего» не состоялась. • ВХОДНОЙ БИЛЕТ — часть «отката» (от 1 %до 10 %), которую выплачивает претендент для получения дополнительной информации по будущему объекту подряда и своему закреплению в «конкурсе взяток». • ОТКАТ В РАССРОЧКУ — договоренность в звене «Заказчик - Генподрядчик» о поэтапной выплате взятки на протяжении всего срока выполнения подрядных работ. При этом Заказчик недоплачивает Подрядчику обусловленную сумму при каждой промежуточной оплате выполненных работ, с чем подрядчик молчаливо, но письменно соглашается, заверяя двухстороннюю форму КС-2. Таким образом, повседневная практика заключения подрядных сделок содержит «коррупционный коэффициент» в каждом технико-экономическом обосновании будущего подряда. Принимая в расчет «коэффициент отката» равный 0,25, можно определить объем коррупционных потерь в формуле: V сметной стоимости объекта подряда х 0,25 = V хищений.Эта же формула применима также для расчета «прорех» в финансово -экономическом состоянии подрядчиков. Являясь профессионалами своего дела в строительстве дорог, трубопроводов, электростанций, аэропортов, дальневосточные организации не имеют в своих службах безопасности специалистов по борьбе с вымогательством. В то время как подрядное вымогательство является одним из самых серьезных факторов в реестре внешних угроз строительно-монтажных предприятий. (Да и всех остальных также). Собеседник первый руководитель крупного строительного холдинга: Вопрос Редакции: — Вы в это верите? Ответ: — Конечно нет! Собеседник второй – руководитель крупного строительного холдинга: — Я хотел бы внести оптимистическую поправку в расчет «коэффициента отката», который указан в редакционной формуле. Практика работы нашего холдинга на объектах Дальнего Востока и Сибири за несколько последних лет свидетельствует о некотором снижении суммы «откатов». Могу уверенно заявить,что усредненный процент «отката» за 2006 год составил 21,3 % от объема сметной стоимости работ. В 2007 году мы потеряли по этой «статье» 17%, а в 2008 - только 15%. Если эта динамика снижения «аппетитов» сохранится, то к 2015 году взятки в строительной области могут сойти к нулю. — А я не верю в снижение поборов, а тем более - в их исчезновение к 2015 году. Предыдущий собеседник, по всей видимости,привел статистику по своему холдингу. О каком снижении можно говорить, если в этом году мне предложили отдать четверть из проектной сметы в Москву и 10% - в администрацию Приморского края. И если я получу субподряд по объекту Саммита АТР, и построю его за 65%, рентабельность моей компании будет нулевой. Чтобы заработать хоть что-то, я вынужден экономить: а). на налогах; б). на материалах; в). на зарплате рабочих; г). на условиях труда, а приписывать объемы выполненных работ. Такая вот экономика! На днях первый канал показал беседу Д. Медведева с И. Шуваловым, в которой Президент заявил, что составители сайта умышленно искажают адресную частъ Заказчика, а это не участникам получить конкурсную документацию и принять участие в торгах, конкурсах, аукционах. В комментариях по этому вопросу говорится: «.... найти виновных будет трудно...» А чего тут трудного?! Составитель сайта известен. Ошибки, которые он сознательно вносит, кем-то оплачены. В рамках уголовного дела склонить составителя к признательским показаниям - кто заплатил ему за ошибку - возможно. Речь идет о миллиардах ущерба. Это реальная угроза экономике. Причем здесь административная ответственность и штрафы в размере 30 или 100 тысяч рублей. ФАС - инициатор, СК при Генпрокуратуре РФ -инструмент. Всё есть! Вот только с политической волей слабовато. Собеседник третий - Начальник отдела Администрации: В бюджетах дальневосточных строительных компаний не остается резервов на развитие собственной материально-технической базы. Строительная техника стареет, социальные проблемы обостряются. Какой выход? Войти в какой либо крупный холдинг на правах структурного подразделения - типа «Корпорации инжтрансстрой», поделенной между О. Дерипаска и Е. Васиным. Это если возьмут. Как негра на плантацию, но со своей мотыгой. А что делать? Ведь если откровенно - право работать на субподряде у Васина продавалось его представителями в Москве задолго до объявлении Васина Генподрядчиком по реконструкции Владивостокского аэропорта. Таким же образом стал Генподрядчиком по застройке острова Русский Арас Агаларов - азербайджанский олигарх из Подмосковья, владелец «Крокус Интернешенел». В отличие от «Инжтрансстроя» «Крокурс» пришел на объект Генподряда со своим субподрядчиком - ООО «Интерстрой-М», определив дальневосточникам субсубподрядное место. Кто в этом случае пойдет на субсубподряд, где над одним сошкой нависают семеро с ложкой? Либо очень голодные Равшан и Джамшут из «Наша RUSSIА», либо очень проворные мошенники. Собеседник четвертый - руководитель ФГУП, в нашей беседе –Заказчик: Так основным критерием, определяющим победителя конкурса является цена, которую он запросил за свои работы. Чем она ниже, тем больше шансов получить право Генподряда. И даже если мы знаем, что участник конкурса слаб, не имеет должной квалификации, сдавал предыдущие объекты с браком, судился с Заказчиками, мы не можем ему отказать, если его цена ниже других претендентов. В противном случае он будет через суд оспаривать результаты конкурса, «ябедничать» в ФАС и обвинять Заказчика в коррупции. А это может сорвать плановые сроки строительства объекта. В свою очередь, если мы не уложимся в сроки и не освоим в текущем году выделенных федеральных средств, то в следующем году нам урежут финансирование. В этих жестких условиях мы вынуждены отдавать генподряды демпингующим строительным организациям и принимать на подпись формы КС-2, КС-3, а значит - оплачивать работы, выполненные некачественно. — Согласен с предыдущим пессимистом. Нарушения федеральных законов № 94 - ФЗ «О размещении заказов...» и № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» приводит к тому, что генподрядчиками на всех крупных строительных объектах Дальнего Востока выступают московские строительные организации, а наши специалисты вынуждены работать на правах субподрядчиков. А это значит, что налоги - в казну Лужкова, откаты - в коттеджи на Рублевке. — По роду своей деятельности я выполняю функции Заказчика и участвую в работе комиссии, определяющей Генерального подрядчика среди участников конкурса, аукциона, торгов. Должен отметить, что у Заказчиков, особенно в организационно правовой форме «ФГУП» также немало проблем при размещении заказа. Ведущий «Дискуссионного клуба «Безопасность бизнеса» А.П. Супрун, генеральный директор «Агентства экономической безопасности «Кронверс», член СВГБ |