ФЛОТ НУЖДАЕТСЯ В ПОДДЕРЖКЕ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

По следам праздника

    В Москве прошли торжества, посвящённые 320-летию российского флота. В честь памятной даты Общероссийское движение поддержки флота - ДПФ, отметившее в эти же дни своё 25-летие, организовало церемонию на Измайловском острове у памятника Петру I, императору, который и принял решение о массовом строительстве кораблей.

На церемонии побывал председатель Хабаровского регионального отделения ДПФ капитан 2 ранга запаса Юрий Пономарёв.    По его словам, к памятнику Петру Великому пришли представители разных поколений, от матросов до адмиралов, чтобы отдать дань уважения человеку, изменившему историю нашей страны и армии.  Выступивший в ходе встречи председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Петрович Ненашев сказал: «То, что было сделано Петром I, произошло во многом благодаря его сподвижникам, в том числе талантливым людям из народа, а не с помощью взяток, подкупа и кумовства. Благодаря их усилиям флот России стал одним из сильнейших в мире, что и доказал своими победами... Очень символично, что в составе авианосной ударной группы кораблей, которая следует сегодня к берегам Сирии, есть тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий». 

    Рассказывая о результатах 25-летней деятельности ДПФ, Михаил Петрович напомнил, что именно это общественное движение разрабатывалоконцепцию национальной морской политики, после чего на государственном уровне было принято решение создать морскую доктрину и другие документы, которые сегодня являются инструментом реализации национальной морской политики. «Главное, что команде ДПФ вместе с другими организациями удалось настроить российское общество, образно говоря, на морскую волну и по масштабу, и по глубине, - продолжил капитан 1 ранга запаса М. Ненашев. - Об этом свидетельствуют не только широко отмечаемые различные флотские юбилеи. К примеру, сегодня стремятся поднять подводные лодки, погибшие на Балтике, на Черном море при защите нашей страны 100 лет назад и в период Великой Отечественной войны. Активно развивается яхтинг. Родители стараются увлечь мальчишек и девчонок различными водными видами спорта, в том числе судомодельным.

     Рассказал Михаил Петрович и о таком достижении ДПФ, как издание книг, например "Национальная морская политика России", "Военно-морская идея России", "Флотоводец", которые многим специалистам оказали помощь при работе над диссертациями и учебными пособиями.

     По словам М. Ненашева, всё, что сделано за 25 лет, имело широкий общественный резонанс. «К примеру, когда мы начинали 15 лет назад общенациональную кампанию по возданию почестей экипажам крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец", многие говорили, что эта тема уже далёкая и малоинтересная, - сказал Михаил Петрович. - Мы её сделали актуальной, и к нашей работе впоследствии присоединились не только люди из морского сообщества, но и учёные, дипломаты, деятели культуры и искусства».

    Еще одна немаловажная сторона деятельности ДПФ - это оказание поддержки, содействия конкретным людям. Кому-то помогали с жильем, кому-то – с восстановлением на службе. «К примеру, прежнее военное руководство под надуманным предлогом исключило из рядов Вооружённых сил известного морского лётчика высокого ранга, - припомнил Михаил Петрович. - Я, будучи депутатом Государственной думы пятого созыва, боролся против таких необдуманных управленческих шагов, против сокращений и увольнений, убеждал, ссорился, ругался. В итоге мы вернули человека в строй - сейчас он командует морской авиацией Тихоокеанского флота».

     Содействовало ДПФ и в достройке трёх кораблей в кризисные 90-е годы. «Благодаря собраннымпо всей России средства удалось, к примеру, передать ВМФ России морской тральщик "Валентин Пикуль", который ныне базируется в Новороссийске и много лет оставался самым современным кораблём Черноморского флота. На народные деньги были достроены пограничные транспортные корабли "Ханты-Мансийск" и "Югра". Сегодня они несут морскую вахту на Каспии и Чёрном море, - рассказал Михаил Ненашев. - Эта кампания побудила министерство финансов, другие властные структуры в те времена найти деньги на строительство крейсера "Пётр Великий", большого противолодочного корабля (БПК) "Адмирал Чабаненко".

    Участвовало ДПФ и в спасении от порезки и утилизации на металлолом тяжёлого авианосного крейсера "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", который сегодня с палубной авиацией на борту направляется к берегам Сирии. «В начале 2000-х годов некоторые военно-морские деятели с большими звёздами на погонах хотели продать корабль на металлолом, возможно, в Китай - по схеме продажи авианосца "Варяг", который вместо того чтобы, как заявлялось, стать парком развлечений, после ремонта вошёл в боевой состав китайского флота, - рассказывает председатель ДПФ. - Они представили в правительство документ с обоснованием, что на ремонт и модернизацию авианосца "Кузнецов" денег не хватает и лучше его утилизировать. Якобы на вырученные деньги можно будет построить несколько эскадренных миноносцев. Но мы уже это проходили: авианесущие крейсеры "Киев" и "Минск" порезали и продали, а ничего нового не построили. "Кузнецов" же  - это не только самый большой боевой корабль ВМФ России - 60 тысяч тонн водоизмещения. Это и палубная авиация. То есть, убив авианосец, убили бы и её... Я обратился с письмом в правительство. Возможно, нам бы не удалось остановить это безумие, если бы одним из помощников тогдашнего председателя Правительства России не оказался вдумчивый и совестливый человек, разбирающийся в ситуации. Это был как раз тот случай, когда от одного человека зависит больше, чем от тысяч. Наш сподвижник взял на себя ответственность, и в нарушение всех чиновничьих правил, минуя директоров департаментов, положил наше письмо в папку на доклад председателю Правительства России и лично прокомментировал, что единственный российский авианосец хотят уничтожить. Так был сохранён авианосный корабль, который выполняет роль флагмана ВМФ России в мировом океане. Если измерять в деньгах, было сохранено немало средств для страны. А если учитывать вклад авианосца в обороноспособность, престиж страны, в подготовку кадров, то он бесценен».

     ДПФ также однимиз первых подняло тему Русской Арктики. «В 1999 году ДПФ впервые сформулировало на национальной морской конференции концепцию о том, что шельфы, размеры которых равны почти половине территории нашей страны, будут служить источником развития российской экономики, - вспоминает М. Ненашев. - Наша концепция по системному развитию Арктики привела к тому, что впоследствии появились документы государственного уровня по арктическому направлению. Кстати, для меня тема Арктики всегда была близкой, поскольку здесь я начинал служить срочную службу матросом, а после училища - офицером. И депутатом Государственной думы я был от Мурманской области. Помню, в ту пору "ответственные" чиновники хотели закрыть арктический посёлок Алакуртти, где у нас самая лучшая инфраструктурная база на Кольском полуострове с точки зрения аэродромного базирования, а самое главное - бытового обеспечения людей. На уровне Минобороны России я встречался, доказывал неприемлемость такого шага, и в итоге мы сохранили имеющееся. Сейчас Алакуртти является полноценным пунктом базирования для необходимой защиты севера России».

     Как считает Михаил Петрович, необходимо привлечь внимание общественности и к теме развития российского присутствия в Антарктиде. «Когда 10 лет назад мы поднимали тему Антарктиды, подготовки к 200-летию открытия её русскими моряками, то получали ещё больше недоуменных вопросов и усмешек, чем по арктической теме, - рассказывает председатель ДПФ. – А между тем, русские моряки, выйдя из Кронштадта в экспедицию к Антарктиде, 28 января 1820 года открыли южный материк. И значит, мы через 200 лет должны достойно отметить это эпохальное событие. За десять лет до юбилея ДПФ начало проводить круглые столы, конференции по этой теме. Сейчас тема Антарктики присутствует на больших информационных площадках. Вообще, алгоритм нашей работы таков: мы пробуждаем интерес общества, общество давит на власть, и тогда формируются те или иные решения, выделяются бюджетные средства под реализацию проектов. И сегодня уже есть стратегия по развитию нашего присутствия в Антарктике. Так, океанографическое исследовательское судно ВМФ России "Адмирал Владимирский" в ноябре 2015 - апреле 2016 года совершило экспедицию к Антарктиде, проводились другие научно-исследовательские экспедиции. Мы должны проводить масштабные акции с помощью министерств и ведомств, при содействии научных, деловых кругов, творческих союзов, напоминающие, что именно Россия открыла южный материк. Если же дело забросить, то получится, как случилось: те, кто шёл после нас, назвали антарктические острова своими именами, переименовав то, что открыли русские моряки, игнорируя морское право и морские традиции… Мы обратились к руководству страны с предложением создать организационный комитет по подготовке к 200-летию открытия Антарктиды, насытить его серьёзными долговременными программами. Мы должны помнить дела наших предков. И на современном уровне повторить путь шлюпов "Восток" и "Мирный". Поэтому в повестке дня работы ДПФ находится формирование парусных экспедиций к берегам Антарктиды. В России сейчас имеются несколько больших парусных судов. Прошедшая Черноморская регата показала, что все они находятся в походном или предпоходном состоянии: и "Мир", и "Седов", и "Херсонес", и "Надежда", и "Крузенштерн", и "Паллада". Надеюсь, уже скоро будет принят соответствующий указ президента или постановление правительства, которое даст старт этой работе.

     Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о таком направлении деятельности ДПФ, как военно-патриотическое, историческое воспитание подрастающего поколения на примере жизнедеятельности выдающихся граждан России. Получили известность, например, Ушаковские беседы, ежегодно проводимые движением в день рождения русского адмирала. «Мы всегда обращаемся к офицерам, адмиралам, генералам и к самим себе: "Делаем, как Ушаков!", - рассказывает Михаил Ненашев. - В первую очередь, мы чтим его за то, что в службе, в сражениях он берёг матросов и офицеров. А свои личные деньги, как известно из документов, тратил, к примеру, на покраску кораблей, приобретение продовольствия. Вся его жизнь была посвящена бескорыстному служению России, флоту, за что праведный воин Феодор Ушаков и был прославлен в лике святых. Также мы поднимаем на широком общественно-государственном уровне личность и наследие наркома ВМФ Николая Кузнецова. Он не боялся гнева руководителя страны, он шёл и отстаивал интересы флота, благодаря чему, к примеру, 22 июня 1941 года ВМФ СССР был в полной боевой готовности к отражению агрессии фашистской Германии и её сателлитов. Кстати, когда мы в 2004 году открывали мемориальную доску Николаю Герасимовичу Кузнецову в центре столицы России, на Тверской улице, где жил нарком, это был первый памятный знак флотоводцу в Москве. Открытие происходило при стечении нескольких тысяч москвичей и представителей из других регионов России.

     Сегодня уровень поддержки морским сообществом нашего флота изменился: ДПФ, что называется, уже не пускает шапку по кругу для сбора денег на достройку кораблей. Но флоту нужна не только материальная, но и духовная, интеллектуальная поддержка, проработка новых концепций, программ для условий третьего тысячелетия. Флот России по-прежнему нуждается в особой поддержке власти и общества.

 

Владимир ЮРЬЕВ