ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ «КУРСКА»

ОСОБЫЙ РАКУРС И ВЗГЛЯД

Прошло уже почти 20 лет с трагического для России дня – гибели новейшего атомного подводного ракетного крейсера «Курск». По количеству погибших – это одна из крупнейших трагедий в послевоенной истории советского и российского подводного флота.

В числе погибших 118 членов экипажа субмарины, 5 выпускников Балтийского военно-морского института имени Ф. Ф. Ушакова – А. Силогава, О. Насиковский, Б. Гелетин, А. Гудков и С. Фитерер.

 Это было трагическое событие, своего рода знаковое, переломное для страны. После него «перестроечная власть» обратила внимание на катастрофическое положение в армии и на флоте. И благодаря только что избранному молодому Президенту Российской Федерации Владимиру Путину наметился положительный вектор исправления упущенного, разрушенного в наших Вооружённых силах.

 В преддверии скорбной даты я вспоминаю о том, как из Калининграда 23 сентября 2000 года прибыл в Североморск, главную базу Северного флота. Город был буквально наэлектризован информацией о гибели одной из самых современных на тот момент субмарин Военно-морского флота России. Да что там Североморск, вся страна и весь мир активно обсуждали это трагическое событие. Встретил меня и обустроил на военном корабле капитан-лейтенант Дмитрий Иваничко (ныне – контр-адмирал, начальник Управления ФСБ России по Балтийскому флоту и войскам в Калининградской области). Организацией «переброски» группы специалистов на место гибели АПЛ в Баренцево море занимался тогда заместитель начальника УФСБ по Северному флоту капитан 1 ранга Александр Филимонов (ныне – контр-адмирал в отставке, с 2002 по 2010 гг. начальник Управления ФСБ России по Балтийскому флоту и войскам в Калининградской области).

 Именно Александр Анатольевич организовывал командирование сотрудников контрразведки в район гибели АПЛ в составе рабочей группы. Необходимо сделать акцент на том, что в тот момент командование Северного флота оказывало своеобразное противодействие в этом вопросе, отказываясь включить оперсотрудников в состав рабочей группы. Видимо, не очень хотело, чтобы они выявили негативные моменты в деятельности управления флотом, основные ударные силы которого составляют атомные ракетные и торпедные подводные лодки, ракетоносная и противолодочная авиация, ракетные, авианесущие и противолодочные корабли. Поэтому не случайно капитану 1 ранга Александру Филимонову пришлось оказывать определённое влияние на начальника штаба Северного флота вице-адмирала Михаила Моцака. В итоге вопрос нашего участия был решён положительно. Группу, в которую вошли офицеры-подводники, контрразведчики, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» – разработчика субмарин типа «Курск» (проект 949А), возглавил Главный штурман Северного флота контр-адмирал Валерий Кондратьев.

 Нас разместили на судне института океанологии им. П. П. Ширшова Российской академии наук «Академик Мстислав Келдыш». Это было не просто судно, а глубоководный исследовательский комплекс с двумя уникальными научно-исследовательскими глубоководными аппаратами «Мир-1» и «Мир2» на борту – единственный в мире!  Пентагон клацал зубами от зависти. В настоящее время «Мир-1» находится в качестве экспоната в Калининградском музее Мирового океана. Замечу, что ранее «Мирами» обследовалась затонувшая подводная лодка «Комсомолец» в Норвежском море. Целенаправленные ежегодные работы позволили оценить общую ситуацию и принять решение о консервации носовой части лодки «Комсомолец» с использованием новейших глубоководных технологий, никогда не применявшихся ранее.

 До «Курска» экипаж судна «Академик Мстислав Келдыш» в период июля – сентября 2000 года работал в Атлантическом океане по контракту с американцами. И когда произошла трагедия, то данный контракт необходимо было прервать и направить судно к месту гибели АПЛ. Здесь американская сторона проявила свои благородные качества и не стала выставить претензии и подать иск о возмещении ущерба к российской стороне. Судно благополучно покинуло коммерческий морской полигон в Атлантике.

 Однако нашу рабочую группу, и в первую очередь военных моряков, от учёных-океанологов ожидал неприятный сюрприз. В их творческой среде возникло своеобразное «брожение». Дошла информация о том, что многие из них проявляют недовольство по поводу «срыва контракта с американцами». Конечно, приятнее работать в южных широтах Гавайских или Бермудских островов, чем мёрзнуть в осеннем Баренцевом море. При этом ещё и делиться провизией.

 Помнится недоумение контрадмирала В. Кондратьева по этому поводу и его просьба к сотрудникам контрразведки – урегулировать этот вопрос с учёным составом. Что и было в конечном итоге исполнено. Посильную помощь в этом оказал начальник Лаборатории подводных аппаратов института океанологии Анатолий Сагалевич – Герой России. Его авторитет на борту научно-исследовательского судна был непререкаемый, и он быстро пресёк «разговоры и недовольство о срыве контракта с американцами».

 Работы на «точке» были организованы толково: в дневное время аппараты «Мир» работали в морских глубинах, а в ночное специалисты осматривали полученные видеоматериалы, снятые на месте упокоения атомного ракетоносца «Курск». В те дни ярко запомнилось чувство – щемящей тревоги… совсем не хотелось спать. А ещё огромное чувство уважения к военным морякам, особенно подводникам, которые в период глубокого кризиса, развала армии и флота страны оставались нести нелегкую службу в ВМФ России.

 В результате погружений «Миров» была установлена причина гибели атомного подводного крейсера, разработан комплекс мероприятий по ликвидации последствий аварии и принято решение о подъёме судна. А российских офицеров, мичманов, матросов, погибших на атомном подводном ракетном крейсере «Курск», как и всех других при выполнении воинского долга, мы должны помнить, сохраняя память и… старые фотографии тех лет.

Игорь ГАВРИЛОВ, подполковник запаса

 

На авторских фото:

2. Главный штурман Северного флота, контр-адмирал Валерий Кондратьев (третий справа) с рабочей группой на борту судна «Академик Мстислав Келдыш».

3. Аппараты «Мир» первыми зафиксировали в морских глубинах Баренцева моря затонувшую АПЛ «Курск».

4. Подъем подводного аппарата «Мир - 2» со дна Баренцева моря, после погружения к затонувшей подлодке «Курск».

5. Сентябрь 2000 г. Североморск – морской порт на восточном берегу незамерзающего Кольского залива Баренцева моря.

 

«Ветеран янтарных рубежей», №3 (30) апрель 2020 года

Газета ветеранов органов безопасности по Калининградской области