Февраль - месяц не простой
Ветер горячий бьёт по лицу, Образ мальчика - солиста школьного хора стоял перед глазами. Слова песни прочно засели в голове, гудящей от усталости к концу напряженного дня. Этот день, как и все остальные в этом месяце, был трудным, насыщенным и плодотворным. Калейдоскопом сменяли друг друга события и мероприятия, которыми, как и всегда, был наполнен месячник военно-патриотической работы, проходивший в нашем городе, да и во всей стране. Это была приятная усталость. Дело сделано. Можно немного передохнуть, отдышаться. Движок машины исправно урчал, мерцали огоньки приборов, в салоне было тепло, глаза предательски слипались (хоть спички вставляй!). Вспомнился наш штурман, Юра Степнов, героически борющийся со сном за штурвалом "сторожевика" во время длительных переходов на границе. Я улыбнулся, сравнив свою потрепанную, но надежную машинёшку с пограничной "коробочкой", возвращающейся в родную базу после выполнения приказа. До дома оставалось совсем немного. Светофор, поворот, парковка, тормоз. Забросив на плечо объемный баул с наглядными пособиями, я затопал своими, видавшими виды, берцами по гулким ступеням спящего подъезда.
- Всё с кем-то воюешь, Валера? - соседка улыбнулась добродушно, окинув взглядом мой армейский "прикид".
"Культурное и вежливое обращение с гражданами..." всплыли в памяти строчки былых инструктажей. Дверь, свет. Лампочка осветила мое жилище. Или...блиндаж? В углах, на стульях, на полу - камуфляжи, предметы снаряжения и обмундирования, пограничный флаг на стене... "Ты хоть убираешься дома?"- вспомнились слова мамы. "Ага, периодически" - отшутился тогда я. Начало февраля. Офис.
И полетело-понеслось.
Немаловажно, что молодежь города проявляет всё больший интерес к подобным мероприятиям. Часто в огромной массе народа мелькали кадетские погоны, шевроны, кокарды на шапках ребят, символика "Юнармии", и просто детские лица. Да и многие ветераны часто берут с собой на подобные встречи своих детей-внуков-правнуков. Как пример подобного поступка, можно отметить С.В.Чернухина. Его внук определенно узнал много нового и полезного, проведя этот памятный для всех россиян день, в кругу боевых товарищей деда. Уверен, что этот Урок Мужества останется в его памяти навсегда. А ведь историческая память и есть именно то, что пытаются подкорректировать, да что там скрывать, стереть вообще, наши "товарищи" из-за океана. Еще раз повторю немного резко, по-флотски: - Хрен вам, дяди Сэмы! Не выйдет!
Даты и учебные заведения, которые нужно было посетить, мелькали на листке графика перед глазами. "По машинам!" - вспомнилась мне армейская команда в тот момент, когда увешанный "сбруей" (как я называю все свои мешки-ремни-баулы-каски) я бежал к своей "коробке", верно дожидавшейся меня за углом школы и урча движком,"хрумкала" бензин.
- 47-я ждет! - подтвердила мне в трубку Е.А.Манойлова, которая (в числе многих учителей) прочно и надежно держит руку на пульсе патриотики и воспитания молодежи в хабаровской школе 47. Не раз публиковался материал об этом учебном заведении, в котором когда-то учились Сергей Харитонов и Владимир Тамгин, отдавшие свои жизни в борьбе с террористами на Северном Кавказе. Имя Героя РФ В.А.Тамгина теперь носит эта школа.
В проведении этой встречи с первоклашками мне помогал ученик 11 класса Дмитрий Соловьев. Он же и фотографировал. Я знаю его самого и его семью с того момента, когда он пришел в первый класс (родители, кстати отдали службе Родине не один год). Радостно смотреть, как вырос парень, воспитанный на правильных книгах, фильмах, уроках. Как же можно валяться на матрасе, когда на правом фланге уже рассредотачивает силы и средства, настоящий полковник Куцев Евгений Дмитриевич ("Дед", "Аксакал"). В тот день, он взял на себя проведение урока в школе 12. Мы уже на раз были гостями в стенах этого учебного заведения. Редакция сайта 18.01.2018, уже печатала репортаж с мероприятия "Встреча поколений", прошедшего в этой школе. Там мы и познакомились с увлеченным человеком. Это Валерий Александрович Лысунец, председатель Хабаровского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания. Он и является неизменным организатором и ведущим этих интересных встреч. Подполковник Сергей Люлька (по его многочисленным просьбам, пишу его просто по имени ), не даром же комбат, связист, осуществлял координацию наших перемещений по учебным заведениям, посредством достижений сотовой связи. Узнав, что 12-я школа в надежных руках, я не стал торопиться и, как следует "окопался" в Гимназии восточных языков № 4.
С учителем этой школы Г.А.Бузикановой, мы тоже давно знакомы. Уже выпустился тот класс, в котором мне приходилось ранее выступать. Теперь вот... новобранцы! В 12-й школе когда то учился и герой-дальневосточник, принявший свой последний бой в Афганистане, В.А.Бурыкин. Дети с интересом слушали выступающих, охотно включались в беседу, задавали интересующие вопросы. Нужно видеть глаза ребятни в тот момент, когда они с трепетом берут в руки медали, документы той эпохи. Эти прикосновения к реликвиям, к истории своей страны, уверен, не пройдут зря, останутся в памяти ребят навсегда. Время поджимало. В конце встречи В.А.Лысунец и его воспитанники вручили нам памятные подарки. Фото на память. И опять команда: "По машииинам!"
Классный руководитель 11-го класса Гимназии № 4 Т.А.Голубева встречала нас с распростертыми объятиями, разве что не на крыльце. Мы так же знакомы с ней не первый год. Бодрой рысью, под удивленные взгляды персонала и учеников гимназии, наш боевой отряд, увешанный амуницией, промаршировал в аудиторию и... понеслось! Беседовать со старшеклассниками всегда интересно, но и не просто. Ведь кому-то уже и 18 стукнуло. А это уже личность, гражданин. Со своей позицией и точкой зрения. Как всегда, порадовали своей активностью девушки, они первыми и подошли к столу, заваленному армейскими "прибамбасами", и глядя на них, важно, но с нескрываемым интересом подтянулись и пацаны. Мероприятие прошло на Ура! Сладкие подарки от благодарных слушателей, фото на память. Мы с Александром, хоть и суровые с виду мужики, сразу стали добрыми и душевными и решили передать в дар музею школы армейскую флягу из нашего арсенала. Её с благодарностью и приняли из рук ветерана боевых действий, пограничника Александра Пономарева, учительница И.В.Миненко и ученики гимназии. Практически на всю неделю местом моей дислокации стала, ставшая уже родной, школа 47 (МАОУ СШ №47 им Героя РФ В.А.Тамгина). Программа мероприятий в этом учебном заведении всегда насыщена и интересна: эстафета с элементами военно-прикладных дисциплин, конкурс рисунков и плакатов, уроки Мужества, просмотр кинофильмов с героической и исторической тематикой. Отдельно стоит отметить так полюбившуюся учениками экспозицию "Блиндаж", проводимую не первый год. На переменах (да что греха таить, иной раз и пропустив урок) ребятня прибегает потрогать, пощупать, поразбирать что-нибудь из армейского обихода. Конечно же, всё это проходит в присутствии взрослых, понимающих людей, с соблюдением мер безопасности. В этот раз это увлекательнейшее действо посетил и поучаствовал в нём, руководитель ХКООО "Российский Союз Ветеранов Афганистана" Юрий Александрович Рошка. За большой вклад в организацию и проведение военно-патриотического воспитания молодежи, он наградил благодарственным письмом моего товарища и по совместительству начальника - Андрея Шетилова. Автору же этих строк, была вручена грамота директором школы Е.И.Писаревой прям на сцене актового зала во время праздничного концерта, организованного коллективом школы (муз.руководитель Манойлова Е.А.)
В "перерывах между боями" я успел сгонять в с.Мирное (Хабаровский район), где людям, воспитывающим молодежь в правильном направлении, всегда рады. Не случайно, именно в стенах этого учебного заведения, уже не один год тренирует детей по профилю вольная борьба мой друг - мастер спорта Сергей Ефремов. Всемерную поддержку развитию спорта и военно-патриотической работе в школе уделяет ее директор Е.Ю.Фурман. Уже не первый год я с удовольствием присутствую в составе жюри при проведении смотра строя и песни, проводимых здесь.
А вчера вечером, когда я собирался с мыслями что то "накропать" (как говорит уважаемый редактор сайта Ольга Ивановна) и начал сводить все события в кучу, систематизировать их, мне пришло по мобильному приложению одно видео. Адресат - классный руководитель моей дочери, Елена Анатольевна (прекрасная женщина и человек неуёмной энергии). Это именно она многое делает в 47-й школе в плане патриотического воспитания ребят. Мы частенько обмениваемся различной информацией, благо современные гаджеты позволяют делать это. Я не устану, не уступлю, Я это сделать должен, должен! И подумалось мне. Не все потеряно, (как думают некоторые тут и за океаном), когда такие люди вокруг, когда такие события и дела кругом, когда мы помним и чтим героев наших, когда мы, именно, на таких примерах растим и воспитываем наших потомков.
Болтов Валерий Александрович – старший сержант запаса, член Союза ветеранов госбезопасности по Дальневосточному региону
|
Комментарии
Февраль-месяц не простой.
Дааа Братья мои,потрудились Вы в феврале на Славу!!! Дай Вам Бог здоровья и успехов в этом Благородном деле! Спасибо, за правильно воспитуемое будущее нашей Родины!!! Саня Триколич.
Ответ А.Триколичу
Спасибо за поддержку,пожелания ,братишка! Здоровья и всех благ тебе и всем твоим родным и близким!
Крепко жму руку.
В.Болтов
Хайминов С.А. "Февраль - месяц не простой"
Валера! Читал твою статью. Нужное, полезное и очень необходимое дело ты и твои единомышленники творите! Чего греха таить, упустило государство молодёжь и в воспитании, и в военно-патриотическом воспитании, и во многом другом! Скоро будет ровно 27 лет, как наш Первый Президент РФ, Б.Н. Ельцын, своим Указом, упразднил предмет в школах, ПТУ, техникумах предмет "Начальная военная подготовка". 27 лет - это два поколения, которые прошли учёбу от 1-го и ди 11-го класса. Сейчас многие умы ломают и задают себе и окружающим вопрос: "Что же делать? Ученики ничего не знают в этом направлении, историю знают плохо или вообще не знают!" Это результат того, чего добивались, как говорит В.В. Путин "Наши друзья". Что было плохого в том, что проводились игры "Зарница" среди школьников-пионеров, как продолжение этой игры "Орлёнок" среди школьников-комсомольцев? По школе невозможно было пройти с учебным оружием, от оружейной комнаты до кабинета НВП! Глаза у мальчишек светились от желания подержать АК! У меня кабинет НВП до 20.00-21.00 был открыт всем желающим поучаствовать в разборке и сборке АК. Родители за ними в школу приходили и не могли их оторвать от этого занятия. Некоторые, уже в то время, считали, что это элемент миллитаризации! А сколько этих вездесущих и всегда во всём успевающих пацанов не пошли в подвалы, сколько были заняты полезным и нужным делом - они этого не учитывали. Чтобы вновь воспитать гражданина, патриота своей страны - это моё мнение, нужно запылившиеся методические пособия такие как: "Зарница - игра пионерская", "Военно-патриотическое воспитание во внеурочное время", "Сегодня юнармеец - завтра солдат!" и т.д., смахнуть с них пыль и учебным заведениям, я имею ввиду школы, лицеи, колледжи, техникумы, взять на вооружение. Конечно, применительно к своим условиям! Кураторами при управлениях образования всех уровней, должны быть люди, носившие погоны. Есть перегибы, или мода, что-ли, когда юнармейцами занимается "военный педагог", который не служив в ВС РФ, почему-то состоит в казачестве. И о такие факты имеют место быть в современном ВПВ. Валера, тебе всего хорошего, крепко держать штурвал твоего и твоих единомышленников дела и не сворачивать с намеченного курса!
Ответ С.А.Хайминову
Приветствую тебя ,Сергей!Очень рад был прочитать твое мнение.Знаю,сколько ты сам отдавал и отдаешь сил,знаний и опыта в этом направлении.Мы то прекрасно понимаем,что неспроста ,в то время,была упразднена дисциплина НВП в школе.Во первых,на мутных волнах демократии ,как то неуместно,по мнению многих идеологов,смотрелся бы корабль ,с гордо реющим флагом.Нужны были утлые лодочки,с дырами и пьяным экипажем.Да и Запад всячески этому способствовал.Им то мы нужны были никак не сильными ,а наоборот,с протянутой рукой ,просящие прибавки к рациону,в виде "ножки Буша".Еще бы пару поколений повоспитовали бы в таком ключе и ...сценарий соседней республики (в свое время бывшей в одном союзе с нами),был бы применим и к нам.Сначала бы немного подкорректировали историю,поведение,воспитание,а потом....полностью бы поменяли разум и мышление молодежи,да и вообще народа.Но...что то пошло не так у них у всех.И хорошо,что есть такие люди,как ты и другие мужики,которые не самоустранились,а вносят свой вклад в дело ВПВ.Я до сих пор помню своего военрука ,Николая Ильича Галюка,он работал в школе 78 г.Хабаровска(ныне 15 школа имени Пяти Героев).Автомат для нас,так же был интереснейшим предметом для изучения.Да и истории нашего военрука,из военной службы и просто из жизни,остались в памяти навсегда.И не скрою,многое из того ,что он рассказывал на уроках НВП,помогло мне в дальнейшей армейской службе.Ведь азы армейского быта,основы РХБЗ,огневой,строевой подготовки,мы получили еще в школе.Соответственно,намного проще было вливаться мне в военную среду.Нынешние ребята,в школах этого уже не постигают.Хорошо,что созданы клубы военно-патриотической направленности,работающие в этом направлении.Да и ветераны,пенсионеры военной службы не стоят в стороне.Конечно же,в свете последних решений и направлений на усиление наших ВС,нашим лидерам-отцам-командирам необходимо корректировать эту сторону допризывной подготовки молодежи.Бесспорно ,от того ,что в школы вернется предмет НВП,(хотя бы вначале на уровне доп.предмета или факультатива),польза будет большая.Не спорю,астрономия,например,тоже необходима,но...зачем нам будут звезды,если мы их не увидим,по ряду причин?
Всех благ тебе ,Сергей!Здоровья и удачи во всем!
С уважением,
В.Болтов