Командир, за которым идут
Мощный «Урал», без проблем преодолевая весеннюю распутицу, доставил корреспондентов «СН» на танкодром Анастасьевского гарнизона. Здесь командир 7-й учебной танковой роты капитан Андрей Емец проводил с личным составом плановые занятия по вождению машин. Тема – «Вождение в сложных условиях местности по выполнению зачётного упражнения днём». Служба Ротному, судя по всему, было не до представителей прессы, но его вежливая предупредительность сказывалась во всём. Он чётко и обстоятельно озвучил порядок выполнения упражнений, которые проводятся днём или ночью на маршруте 5 километров, оборудованных естественными и искусственными препятствиями. Занятия, как пояснил капитан Андрей Емец, организованы на пяти учебных местах, где осуществляется их практическое выполнение, изучение основ вождения, выполнение нормативов по вождению боевых машин, куда входит погрузка на большегрузный прицеп, выполнение нормативов по технической подготовке и так далее…То и дело, встревая в беседу, оживала хриплая рация, и ротный, общаясь с очередным экипажем, давал команды и отвечал на них: «Вышка, я первый. Приём. Первый, я вышка, приём. Первый, доложи о готовности к запуску двигателя. Рядовой Сацкий по команде к запуску двигателя готов. Заводи». Очередная боевая машина рванула вперёд, согласно пятикилометровому маршруту. На пути достаточно сложные элементы выполнения препятствий – противотанковый ров, макет колейного моста, проход через мины на дневном заграждении, преодоление препятствий на участке маневрирования, проход между столбами… В помощь ротному присылают незаменимого сержанта Евгения Цоя, заместителя командира 3-го учебного танкового взвода, который стоит на исходной и следит за выполнением требований безопасности при движении техники. Мы с капитаном укрываемся от ветра для беседы на первом этаже командной вышки, где на столах аппетитно смотрятся бутерброды в дополнение к салу и горячему чаю. – Главная наша задача – обучение механиков - водителей, – между тем сообщает капитан Емец. – Мы должны научить их слаженно действовать в составе экипажа боевой машины, содержать технику в постоянной боевой готовности. Именно в это время, когда дальневосточная весна набирает силу и входит в свои права, в роте капитана Емеца наступают напряжённые и ответственные дни. Построение личного состава проходит за полчаса до занятий, где командир роты ставит курсантам задачи по заданным темам, напоминает условия выполнения упражнений, проводит краткий разбор предыдущих выездов на учебную трассу. Каждое занятие начинается в 9.00 на танкодроме. Это когда первая машина уже должна трогаться по команде. – Я на танкодроме со своими подчинёнными третий день, – продолжает разговор Андрей. – Сегодня задачи по вождению выполняет третий взвод, завтра эстафетную палочку подхватит четвёртый. Всё проходит в чётком ритме, без сбоев. До двух часов занимаемся упражнениями, потом убываем на обед. После того прибываем на танкодром и продолжаем выполнять зачётные упражнения. В 18 часов подводим итоги, ужинаем. Потом в 20. 00 часов возвращаемся. Упражнения выполняются ночью, со специальными приборами. Личный состав мы бережём, в эти дни курсанты на два часа больше отдыхают. Никто из них не жалуется на трудности. У ребят от азарта глаза горят, потому что именно в эти дни они на деле постигают истинный смысл знаменитой фразы «Экипаж – одна семья». У меня в подразделении, как я уже сказал, 4 взвода. Завтра последний преодолеет препятствия на положенных пяти километрах, и... все наши боевые достижения закрепим стокилометровым маршем. Главное испытание у нас ещё впереди. О личном, и не только Капитан Андрей Емец родом из Омска. Было бы удивительно, если бы он, с детства мечтавший стать офицером, прошёл мимо здания Омского танкового инженерного института. Успешно окончив военный вуз, лейтенант Емец в 2009 году прибыл на должность заместителя командира роты по вооружению в ОУЦ ВВО. У военных тоже существует понятие «сквозь тернии к звёздам». Через полгода должность сократили, он стал командиром взвода. А теперь вот уже 4 года командует ротой, только танковой. Как говорится, лиха беда начало. Вначале в качестве инженера-механика молодой офицер занимался обслуживанием техники, готовил курсантов к вождению. Постепенно вырабатывал свой метод общения с подчинёнными. – Я не умею задушевно беседовать с личным составом, заигрывать с каждым из них, – не скрывает своих позиций ротный. – Я когда ещё командиром взвода был, сразу понял – все подчинённые для меня одинаковые. Курсанты разных национальностей к нам приходят и в первые дни, месяцы службы ждут от нас человеческого отношения к себе. Вот где надо спешить им на помощь. Естественно, с должным подходом. У меня есть тувинцы, которые замечательно справляются с вождением, а из чего состоит ходовая часть, только на руках показать могут. За год осваивают русский язык, и танкисты из них неплохие выходят. А кричать, тратить свои и чужие нервы – толку нет. Любой курсант с третьего раза нашу науку всё-равно осилит. Капитан Андрей Емец – сторонник соревновательности. Он любит и умеет показывать на примере отличную подготовку другого военнослужащего. После каждого занятия обязательно подводит итоги, объявляет оценки, выявляет лучших, благодарит их за знания. По его мнению, это не заигрывание, это нормальный дух состязания. Глядишь, успешных курсантов и другие уже перегоняют по знаниям. Выполнение подчинёнными зачётного упражнения, нормативов по вождению машины в роте капитана Емеца отмечается традиционно – на родину родителей идут благодарственные письма с главной фразой «Спасибо за сына». В подчинении у ротного есть и контрактники. В их числе 12 сержантов – командиры взводов, командиры отделений, старшина роты. Как заверяет командир, это его основной «золотой фонд», надежда и опора в выполнении поставленных задач. – С контрактниками у меня почти проблем не бывает, – сообщает не без гордости командир. – Случается иногда, когда приходит молодой человек с рапортом и заявляет, что не желает больше служить. И здесь к каждому свой подход нужен. Поговорили. О семье, о заботах. Через два дня приходит тот же сержант контрактной службы и сообщает с радостью, что … всё у него теперь в семье нормально. Я – человек по натуре семейный. Между прочим, на Дальний Восток уже прибыл с супругой и годовалой дочкой, поселились для начала в общежитии. Прошло 8 лет. Сейчас у меня трёхкомнатная квартира, две дочки и любимая жена Елена, которая ещё ни разу не пожалела о том, что стала женой офицера. А трудности семейного быта, ссоры без причин – явление временное. Это и стараюсь внушить своим подчинённым. Свои домашние проблемы не следует переносить на другую семью, армейскую. … Ротному Емецу давно пора продолжить занятия. Он приступает к своим обязанностям, облегчённо вздохнув. А заместитель командира взвода 7- танковой роты сержант Алексей Сартаков подошёл сам с вопросом: «А можно пару слов о своём командире?» – Однажды наш ротный помог мне остаться на службе по контракту, – не без волнения сообщает он. – По окончании «срочной» я не успевал по срокам оформить документы, но очень хотел продолжить службу в танковом полку. Командир взял мои документы и ушёл в штаб полка. Скоро он вернулся и поздравил новоявленного контрактника, то есть, меня. Чего скрывать, многие из рядовых решают продолжить свою службу только потому, что есть хорошие командиры, которые общаются с младшим командным составам без грубости, не на повышенных тонах. Наш ротный к тому же грамотный и умный. Его все понимают с полуслова и за ним идут. С таким командиром хоть в огонь, хоть в воду. Да я и в отношении медных труб не против. Наш капитан Емец стоит того, чтобы о нём рассказали в газете.
Гребенюк Ольга Григорьевна – постоянный корреспондент газеты «Суворовский натиск» Фото Андрея Уланского
На фотографиях: 1,2,3. - капитан Андрей Емец на танкодроме 4. Гребенюк О.Г. - автор статьи |