ОГОНЬ, ВОДА И МЕДНЫЕ ТРУБЫ ЕЛИСЕЕВА
Заслуженный строитель России генерал-лейтенант в отставке Олег Елисеев в свои 80 лет вспоминает, как строил Дальний Восток Телеграммы и приветствия летят хабаровчанину Олегу Никитовичу Елисееву со всего мира. С юбилеем, который он отметил 9 февраля, поздравили родные и близкие, коллеги и друзья. Если собрать в одном месте все многоэтажные дома, . . . детские сады, школы, скверы, больницы, спортивные арены, которые Елисеев построил на Дальнем Востоке, получится целый город. Юбиляр прошел путь от лейтенанта до генерала, от начальника участка до заместителя командующего Краснознаменным Дальневосточным военным округом. О таких офицерах, как Елисеев, говорят: боец. Человек-эпоха, гуру строителей, созидатель с большой буквы… Наверное, и не подберешь таких эпитетов, чтобы охарактеризовать масштаб личности Олега Никитовича – человека-легенды. Почетных ветеранов строительной отрасли в ДФО немало. Но тех, по судьбам которых можно читать страницы целой эпохи, – единицы. ПУТЕЕЦ, ИНЖЕНЕР Олег Елисеев родился 9 февраля 1944 года в семье военного летчика, в Николаевске-на-Амуре. У мальчика было трудное детство. Он рос без матери. Отец погиб в автокатастрофе, и в 10 лет Олег стал сиротой. Чтобы купить себе одежонку, в каникулы подрабатывал в геодезической партии. Елисеев рано стал взрослым. Поступил в Николаевский техникум железнодорожного транспорта, на путейский факультет. Там платили стипендию, на которую можно было жить. В техникуме увлекся легкой атлетикой, волейболом, имел 1-й взрослый разряд. На четвертом курсе пошел работать на железную дорогу Синельниково – Новомосковск. – Сначала укладывали шпалы, затем сверху специальные подкладки, а уж потом рельсы, – поясняет Олег Никитович. – Костыли загоняют кувалдой в шпалу таким образом, чтобы шляпка держала рельсу... После выпуска был направлен на работу в Николаевскую дистанцию пути. Затем поступил в Высшее военное инженерно-техническое Краснознаменное училище в Ленинграде, которое окончил в 1969 году. В марте того же года произошел конфликт на острове Даманском и весь выпуск училища направили в округа вдоль китайской границы. Провожали молодых лейтенантов как на фронт. Судьба занесла Елисеева в Комсомольск-на-Амуре. Первая его стройка находилась в сопках – медвежий угол. Отправился он туда не по комсомольской путевке. Просто молодого лейтенанта отправили служить в эту глушь. В СССР строительные войска назывались стройбатом. Главной задачей было вкалывать на объектах – как военного, так и гражданского назначения. В народе ходила поговорка: два солдата из стройбата заменяют экскаватор. Работали бойцы строительного фронта в любую погод. А зимой в тайге морозы, как известно, легко преодолевают планку в минус 40. Олег Никитович был назначен начальником строительно-монтажного участка. Ему присвоили звание старшего лейтенанта, а его фото повесили на Доску почета строительного управления Дальневосточного военного округа. Наставником Елисеева был Герой Социалистического Труда генерал-майор Леонид Иванович Чуйко. БОЛЬШОЙ АЭРОДРОМ, МАНЕЖ… В 1976 году капитан-инженер Елисеев обустраивал район Большого аэродрома в Хабаровске. – Когда я приехал, здесь не было мостовых. Только болото и непролазная грязь. Необходимо было облагородить территорию, построить дороги, – рассказывает юбиляр. Десятки архитекторов работали над тем, чтобы район выглядел как единый ансамбль. Началось массовое строительство жилых высотных домов для офицерского состава. Для удобства обслуживания аэродрома и авиаремонтного завода людям давали квартиры рядом с работой. Были построены школы и детские сады, магазины, клуб… В послужном списке Олега Никитовича есть и улица Серышева. Здесь он строил 301-й ордена Красной Звезды Окружной военный клинический госпиталь МО РФ, высотку с универмагом «Военторг» и другие дома для военнослужащих… В 1970-х в Хабаровске процветал культ спорта. В наследство от Елисеева нам достался легкоатлетический манеж. За основу был взят минский проект, но в связи с суровыми климатическими условиями в Хабаровске пришлось разрабатывать отдельно каждое помещение. Манеж был открыт к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции 7 ноября 1987 года. В тот момент до Урала подобного спортивного сооружения – в котором под одной огромной крышей можно было бы проводить масштабные соревнования и учебно-тренировочные занятия по легкой атлетике, а также устраивать спортивные игры и турниры по единоборствам – не было. В августе 1988 года здесь провели заключительный этап подготовки сборной команды СССР по фехтованию к Олимпийским играм в Сеуле. Спортсмены в итоге достойно защитили честь нашей страны. Также был введен в эксплуатацию стрелковый комплекс с шестью крытыми тирами, открытым стрельбищем и универсальным спортивным залом. Олег Никитович построил в Хабаровске несколько теннисных кортов и собрал под свое крыло лучших спортсменов. Кстати, выиграл первенство Хабаровска среди участников в возрасте 45 лет и старше. Два очередных воинских звания – майора и подполковника – Елисеев получил досрочно. ЕЛИСЕЕВА ПОМНЯТ НА БАМЕ 8 июля 1974 года постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР было принято решение о строительстве Байкало-Амурской магистрали. – Строительство БАМа стало великим событием в жизни нашего государства, настоящим прорывом. С одной стороны, этот проект был направлен на ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. А с другой – на укрепление обороноспособности нашей страны. Ведь мы получили выход к Тихому океану в тысяче километров от госграницы, – говорит юбиляр. – Мы строили оборонные объекты, дома в Тынде и Ванино. ДАЕШЬ ЖИЛЬЕ! В 1983-м подполковник Елисеев – главный инженер, а затем начальник строительного управления ДВО. Большой объем работ, громадная территория строек. В тот период происходит передислокация армии из-за сворачивания войсковых соединений за рубежом, а это целый комплекс проблем: обустройство личного состава, жилье для офицеров, сооружения для хранения и обслуживания техники. Строительный бум охватил весь Дальний Восток. На работах были задействованы четыре УИРа, три спецуправления, 72 УНРа, столько же военно-строительных отрядов, 10 промышленных предприятий, четыре автобазы, в которых трудились 4,5 тыс. офицеров и прапорщиков, 25 тыс. военных строителей и 30 тыс. гражданских лиц… География проведения работ – от острова Аскольд на юге до острова Врангеля на севере и от Курильских островов на востоке до Тынды на западе. Это десятки военных городков и гарнизонов. В тот период МЧС не было, и поэтому, помимо строительства, приходилось заниматься устранением последствий различных аварий и природных катаклизмов. ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ И ДЕПУТАТ В 1976-м Олег Никитович получил орден Красной Звезды за «освоение объектов космической программы». В 1987-м его назначили командующим ДВО по строительству и расквартированию войск. В Для него это был жесткий, суровый экзамен, сдать который было нелегко. – Генерал-лейтенант, а еще депутат Хабаровской городской думы – это своего рода лакмусовая бумажка. Тот, кто прошел это, причем с толком, достойно, способен и дальше расти! – убежден Елисеев.
Александр САВЧЕНКО Фото из архива О.Н. Елисеева
Газета «Приамурские ведомости», № 05 (8394) - 2024 года г. Хабаровск |