Вот такая история
Написав свой очередной рассказ под заголовком – «Город и горожане», который был напечатан в «Аргументы времени», я, немного поразмыслив, решил приоткрыть, и тот промежуток времени, который прожил в деревне. Расскажу о своих школьных годах, вспомню замечательный коллектив учителей, который возглавлял директор школы Николай Васильевич Рудник. С этим человеком меня связывали не только школьные годы, но и теплые дружеские отношения в будущем. …В село Святогорье мы приехали в августе 1957 года, когда через полмесяца мне должно было исполниться семь лет. Мама, пожалев, не повела в тот год в школу, оставив адаптироваться к местной жизни. Так что набираться знаний пошел, окрепшим на свежем воздухе, и с натренированными ногами: приходилось иногда удирать от бдительных хозяев садов. В деревне тогда кулачных «боёв» между собой никто не устраивал, и это была единственная возможность доказать, что ты свой - не трус. Правда, позже, после начала показов в местном клубе зарубежных боевиков наиболее впечатлительные, подражая крутым героям фильма, наскакивали друг на друга на улице как петухи. Наша сельская школа, окруженная мохнатыми лиственницами и белыми стройными березами, была большая г-образная. Отапливалась зимой дровяными печами, поэтому в классах всегда было по-домашнему сухо, тепло и уютно. Больше всего мне запомнилось время, когда стали старшеклассниками. Мы не только получали знания, но и овладевали нужными для жизни производственными навыками. Мальчишки, на занятиях по трудовому обучению, изготавливали в школьной столярной мастерской деревянные топорища, ручки для лопат и граблей, ремонтировали школьные парты, табуретки и другой инвентарь. Девчонки же занимались свойственными им делами - шитьем, кройкой или консервированием фруктов и ягод, выращенных в пришкольном саду. Нашими преподавателями были, в основном, выходцы из села. Окончив педагогические вузы, остались верными родным местам - учитель химии Е. Ф. Галух, русского языка и литературы Ф. В. Кузьмина, директор школы Н. В. Рудник и другие. Не помню случая, чтобы они когда-нибудь повысили голос на ученика. Свои уроки вели спокойно и доходчиво. Строгими они держали себя, как мы догадывались, только для виду. На самом же деле являлись добрыми и отзывчивыми людьми. Мы часто слышали в учительской их веселый заразительный смех. Однажды, когда в районную больницу срочно уехала наша мама, а отец находился далеко на лесосплаве, мы с братом остались одни. Узнав такое, к нам пришла учитель математики супруга директора школы Нина Сергеевна Рудник. Попросив нас растопить печь, она спустилась в погреб за продуктами, и быстро приготовила ужин. Перед уходом предупредила: «Если на следующий день мама не вернется, приду снова». У каждого ученика, как известно, существует свой любимый предмет. Для многих из нас таковым был урок истории, который преподавал директор школы Н. Рудник. Любитель археологии он увлек этим и нас. Благодаря Николаю Васильевичу, в школе появился черно-белый телевизор (редкая по тем временам для села техника) и археологический музей. Чего там только не было - старинные монеты, каменные и железные стрелы, черепки древней посуды и многое другое. Юные археологи бродили по окраинам деревни, разыскивая глиняные черепки и орудия труда древних людей. В один из таких поисков я обнаружил большую каменную ступу. Но для доставки её в школу требовался транспорт, поэтому о своей находке я сообщил Николаю Васильевичу. На другой день, перед очередным уроком истории, он запряг лошадь и вручил мне в руки вожжи. Был летний солнечный день. Направляя лошадь по дороге, проложенной между двух соевых полей, я разомлел, прилег в телеге на охапку сена и под пение птиц задремал. Когда проснулся, увидел, что лошадь забрела на середину поля, и жадно поедает колхозное добро. В деревне бывали случаи, когда животные объедались этим для них деликатесом и погибали, если рядом не оказался ветеринар. Вспомнив это, пришел в ужас, потому что не знал, сколько времени спал, и какое количество зелени она уничтожила, но, слава богу, все обошлось. Но, возвращаясь назад в школу, решил проехать, чтобы пофорсить, через деревню. Но в одном месте зазевался, и лошадь забрела в узкий проход между чужими огородами, изломав телегой пяток дранок, с ближайшего из заборов. Хорошо, что никто не видел…. Когда наступали летние школьные каникулы, мы не только загорали, купались или ловили рыбу: иногда оказывали серьезную помощь местному колхозу, высаживая раннюю капусту на полях. Наш трудовой порыв руководство хозяйства никогда не забывало: определяли в пионерский лагерь или возили в городской цирк. Еще одним интересным событием в моей жизни, связанным с археологией, был приезд к Николаю Васильевичу группы студентов Хабаровского педагогического института, чтобы заняться раскопками найденного нами древнего жилища. И мне очень повезло, что стал участником таких работ. Осенью, когда мы вернулись в школу, Николай Васильевич посоветовал мне написать о том, как я провел лето, в районную газету «Ленинец». И первая в моей жизни заметка была опубликована, чем очень гордился. …Может это случайно, а может, и нет, но последующие сорок три года моей творческой жизни, были отданы работе в различных краевых и центральных средствах массовой информации. Не зря же говорят: «Жизнь строится из случайностей». Многие, наверное, помнят, что в советское время в каждой школе существовала «Ленинская комната». Была она, как полагается, и у нас. Приходили мы сюда с ребятами, чтобы посмотреть телевизор или поиграть в настольные игры. В то время я неплохо играл в шахматы, к которым еще с детских лет приучил мой дядя Михаил Лаврентьевич, заведующий в то время местной больницей. Он научил меня не только грамотно играть, но и устраивать неожиданные ловушки, «вилки» для фигур соперника. Расскажу один смешной случай, связанный с этой игрой: «В начале семидесятых годов в школу поступило из отдела образования сообщение о подготовке в п. Переяславка районных соревнований по настольным играм. В дирекции школы стали думать, кого же послать в качестве шашиста. Играли в них многие, но только в «Чапаева», ловко сбивая «кругляшки» с доски. Зато был еще один любитель шахмат Гриша Коваленко. Тогда преподаватель физкультуры Геннадий Яковлевич Карнаух предложил простой выход: пусть Виктор и Гриша сыграют три партии. Кто из них проиграет, тот и сядет за шашечный стол». В этом поединке я выиграл со счетом - 2:1. Но большинство преподавателей, отдав должное математическим успехам Гриши, назначили завоёвывать шахматную «корону» его. Позже на соревновании, не умея играть в шашки, я сразу же продул, а следом «лег на лопатки» и наш математик. Теперь по пришествию многих лет, вспоминая школьные годы, могу сказать, что они были для нас насыщенными событиями и незабываемыми. И мы очень переживали, когда пошли слухи, что Николай Васильевич призван на действительную воинскую службу. Как бы в подтверждение этой информации, он срочно выехал из деревни в Хабаровск. Вернувшись, Николай Васильевич собрал нас в классе и сообщил новость, которая очень удивила нас: оказывается, он ездил в городе на пассажирском автобусе, у которого сами открываются и закрываются двери. Но мы догадывались, всматриваясь в его лицо, что о главном, чтобы не расстраивать нас, он умолчал. Вскоре семья Н. Рудника покинула родную деревню, так как Николай Васильевич, после срочной службы, решил продолжить свою воинскую службу. И многие из нас уже не надеялись, что когда-нибудь судьба сведет нас с любимыми нашими учителями. Ведь армейская жизнь – это сплошные переезды по необъятной нашей стране, житье вдали от больших городов и районных центров. Вслед за ними, разъехались в разные стороны и многие мои одноклассники. Тогда было, как в песне: «Все дороги нам открыты, все дороги нам видны». Вернулся в город своего раннего детства и я, поступив на вечернее отделение, филиала Благовещенского речного училища. Чтобы самому зарабатывать деньги устроился подсобным рабочим в военное издательство и типографию газеты «Суворовский натиск». Мне повезло: в то время устроиться несовершеннолетнему на производство было нелегко. Вошел в положение очень хороший отзывчивый человек – начальник печатного цеха типографии Евгений Антонович Апрелков, устроив под свою ответственность. Еще одним человеком, который помог мне в выборе будущей профессии был фотокорреспондент газеты «Суворовский натиск» Геннадий Бичуров, преподавший мне первые уроки фотожурналистики. Поэтому, отработав много лет на Хабаровской студии телевидения, с особым желанием, перевелся сюда, чтобы трудиться с давним своим другом. Вместо ферм, полей и различных предприятий края стал бывать в воинских частях, полигонах и на учениях войск КДВО. Помню, перед новым годом, приехал в одно ракетное подразделение, и там у меня родилась мысль: сфотографировать для праздничного номера главных новогодних персонажей в кругу воинов-ракетчиков. Бородатый наряженный герой фотосъемки на стартовой площадке появился быстро, а вот с «внучкой» дело оказалось сложнее. Наконец появилась и она. Это оказалась дородная, на голову выше, чем «Дед Мороз» военнослужащая, кое-как стянувшая на груди нарядный халат. Чтобы немного сгладить такое несоответствие в комплекциях, поставил их на бруствер перед ракетной установкой. В редакции многие журналисты смеялись, спрашивали: «Она что, в бронежилете?». Но все-таки на первой полосе газеты снимок появился. Скажу, что самым неожиданным событием для меня стала встреча в Хабаровске, с бывшим учителем Николаем Васильевичем Рудником. Вот как это случилось: однажды, беседуя со ставшим для меня другом Евгением Антоновичем Апрелковым, услышал от него, что к ним в издательство назначен начальником молодой, казалось бы, для такой должности офицер - бывший директор школы Н. Рудник. Обрадовавшись такой новости, я открылся Евгению Антоновичу, что был его учеником в Святогорской школе, от чего он даже опешил. … Встреча с Николаем Васильевичем была теплой и радостной. Ведь он остался таким же человеком, каким знал его в молодости, не превратившись в важного недоступного чиновника. Мы стали встречаться бывать друг у друга в гостях. Не забывал он и свою родную деревню. Наведываясь туда, встречался со своими бывшими коллегами и учениками. Свою службу в издательстве КДВО, Н. Рудник начал старшим лейтенантом, дослужившись со временем до подполковника. В этом звании и ушел позже, как принято говорить, в отставку. … К сожалению, сегодня Николая Васильевича нет с нами, но продолжателями профессии учителя стали его дети. Двадцать пять лет трудилась в Хабаровской школе №30 дочь Галина, пройдя профессиональный путь от рядового учителя до директора школы. Недавно, разыскав у ее бывших коллег телефон, позвонил в Санкт Петербург, куда она переехали на жительство вместе с мамой и услышал от неё, что в этом же городе, заведующим кафедрой истории Горного университета, трудится её родной брат Сергей Николаевич Рудник. … И вот, завершая эту свою историю, связался по телефону и с нашей бывшей учительницей Ниной Сергеевной. Было приятно узнать, что она помнит многих из нас и старую сельскую школу на красивой возвышенности с. Святогорья…. Нет, не забыли и мы в этой суетной жизни тех, кто дал нам необходимые знания, воспитал в нас любовь к труду, в котором мы обрели свою силу и счастье. Тарасов Виктор Иванович – фотокорреспондент, член СВГБ по Дальневосточному региону На снимках: 1. Руководители редакции и издательства газеты Суворовский натиск на полигоне. Второй справа Н. Рудник. 2. Мл. сержант Рудник 3. Комсомольский билет Рудника Н.В. 4. Николай Васильевич и Нина Сергеевна 5. Праздник птиц. Самые ранние годы 6. Автор с Ниной Сергеевной. 2000 год |
Комментарии
Вот такая история.
Хотелось бы узнать дальнейшие истории и судьбы своих земляков.