Жизнь по трамвайному кругу
Вагоновожатая Валентина Ващенко - старейший работник МУП «ГЭТ», более сорока лет возит хабаровчан безаварийно. Больше сорока лет Валентина Захаровна Ващенко смотрит на Хабаровск из окошка трамвая. Она – одна из старейших водителей (вагоновожатых) трамвайно-троллейбусного управления (МУП «ГЭТ» - Горэлектротранспорт). Жизнь по кругу не кажется ей однообразной, потому что мир вокруг меняется, а с годами и угол зрения на привычные вещи. Проезд - три копейки Валентина родилась в большой семье, у родителей было шестеро детей. Жили они в бараке, который стоял за железнодорожным вокзалом. Отец вернулся с фронта в 1942 году после ранения. Только тогда им дали большую квартиру на Втором Хабаровске. Когда Валентина подросла, ей хотелось посмотреть мир хотя бы в кино. И она устроилась киномехаником в кинотеатр «Сатурн». Ей нравилось, что она первой видит все новые фильмы. Глядя на другую, совсем не здешнюю жизнь, она мечтала, что когда-нибудь и у нее все будет красиво и по-настоящему. Но девичьи мечты плохо сообразуются с реальностью. В какой-то момент Валентина поняла, что пора становиться на ноги, больше зарабатывать. За то, что она крутила кино, платили всего 78 рублей в месяц. А этого с трудом хватало, чтобы заплатить за квартиру, а она уже снимала жилье, одеться, обуться. Старшая сестра Антонина предложила: иди к нам водителем на троллейбус, но Валентина, помаявшись с проводами, выбрала трамвай. Он прочно стоит на рельсах. Курсы для новичков - прямо при трамвайно-троллейбусном управлении. Прослушав «курс молодого бойца», Валентина получила третий разряд. А это сразу 130 рублей в месяц. Уже деньги! Валентина сразу почувствовала себя сильной и уверенной. У трамвая нет руля, только рычаг, сидишь высоко, все видишь, что происходит вокруг. Смотреть по сторонам, конечно, некогда, только на дорогу, а она прямая, длинная. Но обзор большой, перед глазами снуют машины, они движутся вдоль трамвайного полотна, люди. Валентина даже успевала рассмотреть, во что они одеты. На длинных отрезках пути можно развить скорость до 50 и 60 километров в час, но в городе не особенно разгонишься, да и не к чему! У нее за спиной вагон, в котором полным-полно народа, и все эти люди, войдя в трамвай, невольно доверили Валентине свою жизнь. Так она понимает свою ответственность водителя. Раньше общественный транспорт был практически единственным способом передвижения, а потому по утрам и вечерам в трамвае наблюдалось настоящее столпотворение. Пассажиры, выходя из вагона, могли не досчитаться пуговиц на пальто. А потому осторожность и только осторожность! Давным-давно проезд в трамвае стоил три копейки, и пассажиры сами опускали монетки в автомат, отрывая билетик. Самообслуживание! Водитель тогда был главным человеком в трамвае. У него спрашивали, где лучше выйти, чтобы попасть на такую-то улицу, в такой-то дом. Валентина даже книжечку завела со всеми улицами Хабаровска, чтобы вежливо сориентировать заблудившегося горожанина или приезжего человека. Понятно, народ разный. Кто-то спасибо скажет, а иной ворчит всю дорогу. Валентине жалко таких недовольных, наверное, в жизни у них что-то не ладится. Успокаивает, как может. Изучила город, столько лет колесит по его улицам! Все замечает – вот дом строят, фасад обновили, фонтаны устроили, цветы посадили. Поприветствует зазевавшегося пассажира звонком, человек улыбнется. И разошлись их пути, а улыбка осталась на целый день. Пожалуй, только водитель видит город ранним утром, безлюдный, только просыпающийся. Днем, когда все приходит в движение. И вечером, когда жизнь затухает. Говорит, что от Хабаровска не устает, потому что он красивый, привычный и всегда неожиданный. С первыми петухами Нет, Валентина Ващенко не романтик. Просто ей интересна живая жизнь. Признается, не кабинетный она человек. Сидеть в четырех стенах – не в ее характере. Ей нужно движение, люди. Было время, выучилась на секретаря-машинистку. Казалось бы, сиди себе в тепле, уюте, ноги в туфельках, а она не смогла. Скучно. Трамвай – совсем другое дело! Казалось бы, ничего сложного. Стучит себе по рельсам вагон да стучит. Да только раньше первый трамвай выходил на линию в половине шестого утра, стало быть, просыпалась она раньше первых петухов. А последний приходил в депо в два часа пятнадцать минут ночи. Вот такая точность! Поставила вагон, а потом пешком домой на Второй Хабаровск. График скользящий, смены выпадали на выходные и праздники. Иногда прямо на Новый год! Все дома за столами сидят, а они, водители, в пути. Пальто, валенки, холодно! Поставят вагон, пока ждут дежурную машину, потом их стали возить домой, тоже шампанского пригубят, песни поют. Весело! Теперь трамвай ходит до 23.00 и вагоны чистые, теплые. Но даже такой график многим кажется тяжелым. А потому в водители идут неохотно. Хотя зарплата там приличная, если прихватить выходные, получается тысяч 60 в месяц. Интересно, что Валентина с ее водительским опытом никогда не садилась за руль машины. Принципиально! Говорит, страшно. А водить трамвай по оживленным улицам через весь город – это пожалуйста. Говорит, научилась понимать водителей автомобилей, которые движутся параллельно, их намерения. Предвидеть их маневры, чтобы избежать столкновения. Вот он снизил скорость, значит сейчас начнет поворачивать. Точно! А поворотник так и не включил. Она свое дело знает. Потому и не было у нее серьезных аварий. Вагоны с рельсов, конечно, сходили, но не у неё одной. Это дело путейцев периодически проверять прочность пути, планировать ремонтные работы. Рельсы от постоянной нагрузки расшатываются, их надо вовремя подтягивать. Или мальчишки что-то бросили на рельсы, а водитель не заметил. Вагон подпрыгнул и оказался на земле. Иногда возникают и другие непредвиденные обстоятельства. Остановился вагон, стоит, как вкопанный. Можно, конечно, позвонить в аварийку, приедут, помогут. Но Валентина старается обходиться. Научилась разбираться в технике. Всю жизнь учится, спрашивает у специалистов, что делать. Растерянность - не ее ответ. Она привыкла в работе доходить до самой сути вещей. Иначе, тогда зачем заниматься тем, в чем ты не разбираешься? Жизнь таких любит Валентина Ващенко водила все виды трамваев, которые приходили в Хабаровск. Самые надежные – маленькие, рижского завода, РВЗ-6М2. Они и до сих пор выходят на линии. Новые, электронные, конечно, совсем другое дело! Простые в управлении, комфортные. Водить такой трамвай – одно удовольствие. В свои 73 года Валентина Ващенко еще не собирается сходить с маршрута. По правилам, которые существуют на транспорте, она может водить трамвай еще два года. И ничто не мешает ей оставаться на линии. Мотор, Валентина показывает на сердце, пока не подводит. Потому что все у нее сложилось в жизни хорошо. Был любящий муж, он, кстати, тоже в трамвайном депо работал контактщиком. Увидел симпатичную девушку и сразу стал контакты наводить. Получилось! Так они вместе и работали. И вся семья мужа – мать учетчицей, отец путейцем, сестра диспетчером, зять занимался радиоустановками. Теперь мужа уже нет. Но есть дочка, внуки. Валентина их любит. Бабушка она домовитая. Прекрасно готовит, шьет и вяжет, печет пироги. В пору дефицита, когда платье и колготки было не купить, она всю родню свою обшивала и обвязывала. И все у нее быстро и ладно получается. Такой она человек - обид не копит, зла не помнит. Жизнь таких любит. Елена Ищенко «Приамурские ведомости», №23-2020г. |