Первые подводные лодки и торпеды

В 1797 г. Роберт Фултон предложил французскому правительству свой проект подводной лодки, по которому в 1800 г. она была построена и названа "Наутилус". В надводном положении приводилась в движение парусом и вёслами, в подводном - ручным винтом.
Но Фултон не был пионером в этой области. В 1620 г. голландец Корнеллий ван Дреббель в Англии построил первую подводную лодку. А русский умелец Ефимий Никонов в 17I8 г. предложил построить "потаённое судно". В 1721 г. в присутствии Петра I успешно прошли его испытания. Окончательный вариант был завершён в 1724 году.
Известна также лодка английского плотника Симонса, построенная в 1747 г. и испытанная на реке. В те времена принимался и ряд других попыток создать оригинальное судно для движения под водой. Однако заслуга Фултона не в изобретении подводной лодки, а модели подводной мины. Погружение лодки "Наутилус" на глубину 7 метров осуществлялось при помощи горизонтального руля и добавочного винта в носовой части. При этом лодка буксировала мину с часовым механизмом и поплавком, соединяющимся тросом с острием, которое выстреливалось из специального ружья в неприятельский корабль. Острие вонзалось в днище корабля, и мина прикреплялась к нему. Фултон предложил изобретение Наполеон, полагая, что тот использует это оружие против английского флота, но Наполеон отказался.
В принципе, это был первый прообраз торпеды. Однако, об идее Фултона забыли. Изобретателем торпеды считается австро-венгерский офицер Иван Блож Луппис. Размышляя о новых средствах защиты побережья от обстрелов и набегов неприятеля, он придумал лодку с прозрачным парусом (для невидимости), начиненную взрывчаткой и управляемую с берега тросиками. Первая метровая модель не принесла ему успеха. Вторая - длиной шесть метров, была уже снабжена пневмодвигателем, винтом и ударной иглой, позволяющей "руководить" взрывом независимо от угла встречи с целью. Снаряд был обшит металлическими плитами для защиты от огня противника
В 1860 году новое оружие было продемонстрировано императору Францу-Иосифу I и комиссии военных специалистов, которые заинтересовались изобретением.
Англичанин Р. Уайтхед, к которому обратился за помощью совершенствования движущейся мины Луппис, оказал большую поддержку. Он посоветовал сделать снаряд подводным, используя для этого горизонтальные рули и гидростат. Новый вариант совместного изобретения был теперь 3,5 метра, развивал скорость в 6 узлов и нес заряд взрывчатки 136 кг. В апреле 1868 года прошли первые испытания, и австро-венгерский флот принял на вооружение торпеду.
Первую самодвижущуюся мину (торпеду) в России создал И.Ф.Александровский. А первый мореходный миноносец "Взрыв" был построен во время русско-турецкой войны в 1877 году.
Дальность действия первых торпед была около 650 метров. Для их запуска использовались специальные аппараты со сжатым воздухом. В начале 20 века все броненосные корабли снабжались подводными торпедными аппаратами с электрическими системами.