В ОГНЕННОМ НЕБЕ ВОЙНЫ

В Хабаровске вспомнили фронтовика и боевого летчика Бориса Езерского, который прошел всю войну и долетел до Берлина, где расписался на здании Рейхстага

Чем дальше от нас 22 июня 1941-го, тем важнее все детали, все подробности тех событий начала Великой Отечественной войны, о которых . . .

свидетельствовали ее непосредственные участники. Все эти факты мы должны сохранить для последующих поколений…                                                                                 

На здании Дальневосточного управления гражданской авиации в Хабаровске, на улице Комарова, 5, установлена мемориальная доска. Там написано: «Езерский Борис Григорьевич. Ветеран Великой Отечественной войны. Почетный гражданин города Хабаровска. Возглавлял Дальневосточное управление гражданской авиации с 1953 по 1973 год».                                                                                 

ЛЕТНАЯ КНИЖКА                                                                                     

В семье его дочери Ирины Борисовны много фронтовых фотографий, газет, записей, писем, которые Борис Григорьевич писал каждую неделю. Но самый главный документ – это летная книжка, которая дает возможность с первого дня войны и до ее завершения проследить боевой путь не только экипажа, но и авиаэскадрильи, авиаполка.                                                                              

Много документов Ирина Борисовна передала в музеи Хабаровска, города Майского в Кабардино-Балкарии (откуда летчик родом), Нальчика, а также в Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. Но летная книжка осталась в семье. Хочу предложить три эпизода боевых операций со страниц этого документа, принадлежавшего прославленному летчику и командиру-гвардейцу Борису Езерскому.                                                                            

СНЯТИЕ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА                                                                                  

После грандиозной битвы на Курской дуге, в августе 1943 года, Красная армия только наступала и освобождала еженедельно города и села по всей линии соприкосновения с противником, успешно продвигаясь к госгранице СССР.                                                                              

После победного завершения битвы за Днепр в декабре 1943-го 7-й гвардейский авиаполк из Мичуринска перелетел в Ленинград, на аэродромы Гражданка и Углово. На ограниченном участке от Кронштадта до Ладожского озера Ленинградский фронт разместил 14 боевых и запасных аэродромов для ПВО, моряков, истребителей, «дальников» и других авиаподразделений.                                                                               

При выполнении операции по полному снятию блокады Борис Григорьевич и его летчики с яростью рвали блокадное кольцо, в буквальном смысле громя долговременные оборонительные сооружения гитлеровцев, которые от ударов самолетов Ли-2 превращались в горящее месиво распотрошенного железобетона.                                                                                 

Экипаж гвардии капитана В.М. Безбокова сумел выследить и уничтожить осадное орудие, которое было тщательно замаскировано немцами и с 1941 года обстреливало Невский проспект и другие районы города. Каждый экипаж стремился сделать как можно больше вылетов, чтобы отомстить захватчикам за горе, слезы и смерть ленинградцев – своих близких и родных. В эти дни все небо вокруг города горело от огня.                                                                                        

В летной книжке Бориса Григорьевича 26 января 1944 года сделана запись: «вылет 1 час 50 минут, время посадки 3 часа 00 минут, боевая операция длилась 1 час 10 минут, сброшено 2 бомбы по 500 кг и 3 бомбы по 100 кг на убегающие немецкие полчища на железнодорожном узле Севирское – это в 60 км южнее г. Пушкин, намеченные объекты все уничтожены».                                                                                       

Следующий день, 27 января 1944 года, навсегда вошел в славную историю города на Неве. Доблестные воины Ленинградского фронта разгромили противника и отбросили его по всему фронту на 65–100 км. Город-герой, город-боец, в течение 28 месяцев стойко и мужественно боровшийся с фашистами, выдержал эту осаду, проявив веру в победу.                                                                                        

В этот день приказ Ленинградского фронта сообщил о полном освобождении Северной Пальмиры от вражеской блокады и о прекращении артиллерийских обстрелов города. Были также освобождены Красное Село, Ропша, Урицк, Пушкин, Павловск, Ульяновка и Гатчина.                                                                                          

В честь полного освобождения 27 января, в 20 часов, в Ленинграде было произведено 24 исторических залпа. Били орудия на Марсовом поле, на берегах Невы, стреляла артиллерия кораблей Краснознаменного Балтийского флота. Величественное феерическое зрелище было видно далеко за пределами города. Это был праздник ленинградцев и всего советского народа.                                                                                            

Маршал Георгий Жуков в своей книге «Воспоминания и размышления» так писал о жителях города на Неве: «История войны не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда».                                                                                           

За участие в блистательной операции по освобождению Северной Пальмиры и близлежащих городов 7-й гвардейский авиаполк отмечен в приказе Ставки Верховного Главнокомандования и указе Президиума Верховного Совета СССР. Полку присвоили наименование Гатчинский. Также он был награжден орденом Боевого Красного Знамени и стал именоваться «7-й гвардейский Гатчинский Краснознаменный бомбардировочный авиаполк Авиации дальнего действия».                                                                                       

Осуществляя вылеты с аэродромов Ленинграда, авиаполк участвовал в операциях по освобождению Прибалтики и Белоруссии. Приказом Ставки Верховного Главнокомандования соединению были объявлены благодарности – за форсирование реки Прони и прорыв обороны противника и за овладение городами Минском и Брестом.                                                                                         

АЭРОДРОМ ТРИ ДУБА, ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 26 ЛЕТ                                                                                         

Эта фотография № 3 была сделана 30 марта 1970 года в аэропорту Хабаровска. На снимке президент Чехословацкой республики Людвиг Свобода, председатель крайисполкома Григорий Подгаев, первый секретарь крайкома ВЛКСМ Александр Латышев и начальник Дальневосточного управления гражданской авиации Борис Езерский.                                                                                       

Людвиг Свобода летел во Владивосток через Хабаровск. И надо же! Здесь через 26 лет состоялась его встреча с Борисом Езерским. В далеком октябре 1944-го они вместе боролись против немецких захватчиков. Пожелтевшие листы летной книжки и записи Бориса Григорьевича рассказали о героических событиях того времени.                                                                                      

Командир 7-го гвардейского Гатчинского Краснознаменного авиаполка Борис Езерский 10 октября 1944-го получил приказ от верховного командования разыскать в Карпатах на территории Чехословакии аэродром Три Дуба, доставить группу связи и установить контакт с патриотами этой страны, восставшими против немецких захватчиков.                                                                                            

Проложив на карте маршрут от Львова до пункта назначения, Езерский с экипажем и группой связи вылетели ночью. Где-то в районе поселка Три Дуба, высоко в горах, должен был быть подготовлен аэродром. Партизаны обещали зажечь костры, но условных огней не было.                                                                                            

Сделали один круг, потом второй. Земля не отвечала. Еще круг, и еще. Вдруг появились ночные истребители: в 50 км от того места располагался немецкий аэродром. Пришлось уйти в облака и вернуться на базу во Львов ни с чем. Полет занял 5 часов 30 минут. Все разъяснилось позднее. Партизаны отлично видели обстановку в небе над их секретным аэродромом. Они не решились демаскировать себя и подвергнуть смертельной опасности советского летчика. При заходе на посадку его бы сбили.                                                                                     

На следующий день Езерский был в воздухе, но вылетел уже с аэродрома Буск, который в 50 км северо-восточнее Львова. Горы плыли под крылом самолета Ли-2, кругом тьма и тьма. Вот нужное место. Появился условный сигнал – три огненные вершины треугольника. Снизу взметнулась красная ракета, за ней белая, и в тот же миг загорелись костры, обозначавшие взлетную полосу на аэродроме.                                                                                     

Езерский успешно посадил на этом тесном клочке земли свой Ли-2. Оставив группу связи и попрощавшись с новыми знакомыми, собрался в обратный путь.                                                                                

В ту ночь он взлетел с большим риском – как говорят, по верхушкам деревьев. На следующий день по его указанию были приняты меры по удлинению летного поля.                                                                                

Воздушный мост между Советским Союзом и базой повстанцев был открыт. По нему летчики авиаполка перебросили воздушно-десантную бригаду, которой командовал в то время Людвиг Свобода. Это была одна из самых ярких и успешных операций, осуществленных нашей военной авиацией во время Второй мировой войны.                                                                                  

АПРЕЛЬ 1945 ГОДА. ДО ВЗЯТИЯ БЕРЛИНА ОДИН ШАГ                                                                                  

На завершающем этапе войны 7-й гвардейский авиаполк, в котором служил Борис Езерский, участвовал в следующих боевых сражениях: Нижне-Силезская операция (с 08.02.1945 по 24.02.1945), Восточно-Померанская (с 20.02.1945 по 04.04.1945), Венская (с 16.03.1945 по 15.04.1945) и, наконец, Берлинская (с 16.04.1945 по 08.05.1945). Начало наступления на Берлин было назначено на 16 апреля. Штурм вражеской столицы был заветной целью каждого советского военачальника и воина.                                                                              

Впервые с начала войны превосходство советских войск в живой силе и вооружении было подавляющим. На Берлин должны были наступать 2,5 млн солдат и офицеров, 41,6 тыс. орудий, 6,3 тыс. танков, 7,5 тыс. самолетов. Во взятии города участвовали три фронта: 1-й Белорусский – под командованием маршала Жукова, 2-й Белорусский – под командованием маршала Рокоссовского и 1-й Украинский – под командованием маршала Конева.                                                                                 

Главную роль в плане наступления, утвержденном И.В. Сталиным, отводилась 1-му Белорусскому фронту. Ему предстояло штурмовать в лоб линию обороны Берлина. С юга шел 1-й Украинский фронт, с севера – 2-й Белорусский. На реке Эльбе эти войсковые объединения должны были соединиться и тем самым завершить окружение города.                                                                                      

В штурме германской столицы участвовал и 7-й гвардейский авиаполк во взаимодействии с 4-й танковой армией генерала Лелюшенко в составе 1-го Украинского фронта. Летчики поддерживали наступление армии на всем ее боевом пути, до завершения взятия Берлина. Для самолетов Ли-2 авиаполка аэродромами служили дороги, площадки и даже свободные лужайки. Танкистам доставляли снаряды, горючее и запчасти. Бомбометанием расчищали пути продвижения войск армии. Выбрасывали десант.                                                                                

Наступление шло круглосуточно по всей линии соприкосновения с противником. Рядом в штурме участвовали полки истребителей трижды Героев Советского Союза И.Н. Кожедуба и А.И. Покрышкина, а также многие другие авиасоединения.                                                                                

В 5 часов утра началась наступательная операция по всему фронту. Советская артиллерия выпустила 500 тыс. снарядов всех калибров, бомбардировщики сбросили 1,5 тыс. т бомб. Эффективность этого удара была такой, что в первой линии немецкой обороны было выведено из строя 70% личного состава врага.                                                                                    

25 апреля западнее Потсдама соединились 2-я и 4-я гвардейские танковые армии 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов и тем самым замкнули окружение Берлинской группировки врага. 30 апреля советские войска взяли штурмом здание Рейхстага и водрузили на нем Знамя Победы.                                                                       

2 мая гарнизон сдался. А в ночь на 9 мая в берлинском районе Карлсхорст был подписан Акт о капитуляции вооруженных сил фашистской Германии.                                                                                                 

По воспоминаниям Бориса Григорьевича, «утром 9 мая всех разбудила беспорядочная стрельба. Выяснилось, что пришло сообщение о нашей победе в этой жестокой войне с фашизмом. Все салютовали из разных видов оружия. И мы со своими командирами приняли участие в народном салюте». Так советские воины встретили свой День Победы!                                                                                          

10 мая Борис Езерский со своими гвардейцами побывал у стен Рейхстага и в имперской канцелярии. Вокруг было много огня и дыма. Случай позволил летчику спуститься в здание, где все было разбросано. Стояло много ящиков с орденами, которые, по-видимому, не успели вручить. Рейхстаг был весь исписан. «Мы из Рязани», «От Сталинграда до Берлина», «Мы отомстили за своих» и многие другие записи сделали наши герои-победители. Оставил там свой автограф вместе с другими гвардейцами и Борис Григорьевич.                                                                         

Эта страшная война принесла огромное горе нашему народу. Многие семьи потеряли своих сыновей. У Езерских погибли брат Бориса Виталий и брат жены Бориса Виктор.                                                                      

В честь великой Победы 9 июня 1945 года указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За взятие Берлина». Наградили ей и Бориса Григорьевича Езерского. Но война для него и всего 7-го гвардейского авиаполка еще не закончилась. Впереди их ждали бои с японскими войсками.

 

Валерий ЖАВОРОНКО, заслуженный работник транспорта России

Фото из архива семьи

 

Газета «Приамурские ведомости», № 24 (8464) 2025 года

г. Хабаровск