Полный ход!

Михаил Дегтярёв на совещании на Хабаровском судостроительном заводе поднял вопрос о возрождении речного пассажирского флота.

На минувшей неделе врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв посетил с рабочим визитом АО «Хабаровский судостроительный завод» (ХСЗ). В рамках совещания, в котором принимали участие краевые министры промышленности и транспорта, а также администрация завода, поднимали вопрос о возрождении речного пассажирского флота на Амуре и участие в этом процессе хабаровского завода.

 Но сначала прошлись по цехам Хабаровского судостроительного завода.

И зимой, и летом

И.о. директора Игорь Фомин представил врио губернатора программу развития, которая позволит вывести предприятие на новый уровень.

Михаилу Дегтярёву в качестве примера было продемонстрировано готовое к испытаниям амфибийное пассажирское судно на воздушной подушке (СВП-50) проекта 12270М, способное круглогодично доставлять пассажиров в труднодоступные районы Хабаровского края.

Это судно может двигаться по пересеченной местности, передвигаться по воде и скользить по льду. Для его эксплуатации не требуется причальная инфраструктура, что позволит снизить расходы регионального бюджета...

А потенциальные инвесторы уже проявляют интерес к производственным помещениям завода. Речь идет как о строительстве судов из композитных материалов, так и о размещении на площадях завода Центра скоростного судостроения. Этот проект руководство прорабатывает совместно с КБ «Ситех» из Нижнего Новгорода.

Требует кадровых выводов

Не обошлось и без конструктивной критики.

После осмотра цехов Михаил Дегтярёв провел совещание по развитию речных перевозок. На стапелях завода стоят два недостроенных пассажирских судна проекта А45-2, которые планировалось задействовать на речных маршрутах. Однако, из-за технических трудностей в проекте (замена немецких двигателей на отечественные), работы остановились, а смета существенно увеличилась. Планируется, что после доработки проекта достройка будет осуществлена с помощью лизинговых схем.

- На предприятии - целая «выставка» судов по заказу правительства края, - дал оценку тому, что увидел, Михаил Дегтярёв. - Два пассажирских судна проекта А45-2 не достроены. Нет денег на завершение работ. Есть и готовое судно «70 лет Победы» этого же проекта, но в рейсы не выходит - неэффективно по топливу.

Еще почти достроено судно на воздушной подушке, но опять же нет средств, чтобы рассчитаться за него с заводом.

С батопортом - плавучим гидротехническим затвором проекта ПБ75, призванным защищать от затопления затон и прилегающую к нему территорию в Индустриальном районе Хабаровска, на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Суворова, который тоже построен (стоил краю, между прочим, 192,7 млн рублей!), но ржавеет на ХСЗ, похожая история. Фирма-подрядчик Службы заказчика краевого минстроя, отвечающая за установку батопорта на дамбе в затоне, не закончила работу и объявила себя банкротом...

Регулярные маршруты

- Ситуация безобразная и требует кадровых выводов, - сказал врио губернатора. - Мы их в любом случае будем достраивать, чтобы в конечном итоге они долгие годы служили людям. Но к новым заказам необходимо относиться более скрупулезно, тщательнее просчитывать экономическую составляющую...

И добавил:

- На совещании после посещения цехов решили - все суда достраиваем! Это дорого, но они нужны людям и краю. Проблема транспортной доступности не решена до сих пор. Судно «70 лет Победы» в мае следующего года отправим в тестовый рейс. Если все пройдет успешно, выведем на регулярные маршруты.

Помимо обновления парка судов, в регионе также планируется оптимизировать систему эксплуатации речных перевозок, создав краевого оператора.

- Развитие речных перевозок - наш безусловный приоритет. В существующих климатических и географических условиях транспортную доступность необходимо повышать в интересах людей. В ходе рабочих поездок по краю я лично в этом убедился. Будем расширять маршрутную сеть и обновлять флот. Для этого необходимо максимально использовать возможности Хабаровского судостроительного завода. Предприятие будем поддерживать, - подчеркнул Михаил Дегтярёв.

Для обеспечения речных и международных перевозок краю необходимо примерно 10 новых судов для замены устаревших теплоходов класса «Полесье» с международного направления Хабаровск - Фуюань (КНР) и с пригородных маршрутов класса «Москва-80». А суда проекта А-45-2 и на воздушной подушке СВП-50 должны прийти на смену устаревшим «Метеорам» и «Заре», которые ходят по маршруту Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре и Хабаровск - п. Победа.

 

Подготовил Константин ПРОНЯКИН

«Приамурские ведомости», №40-2020

 

Кстати

Скоростное пассажирское судно проекта А45-2 «70 лет Победы» предназначено для перевозок пассажиров на внутренних водных путях на линиях протяженностью до 650 км. Район плавания - внутренние водные бассейны разряда «О» 2,0/1,5 - это класс «озеро», с допустимой высотой волны при движении во внутренних водах - 2 м, в эксплуатационном режиме - 1,5 м, а предполагаемый район его плавания - разряд «Р» - река Амур, южнее широты 66 град. 30 мин. Судно может эксплуатироваться по своему назначению в светлое время суток, при температуре наружного воздуха от -5°C до +34°C, при относительной влажности воздуха до 70%, по чистой воде в свободный ото льда навигационный период. Максимальная скорость составляет 70 км/ч.

Теплоход «70 лет Победы» - первое новое пассажирское судно, изготовленное на Хабаровском судостроительном заводе. Заложен  был в октябре 2011 года, спущен на воду в мае 2015 года, передан заказчику в июле 2016-го, представлен Президенту России Владимиру Путину на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в 2016 году. 

Справка

Хабаровский судостроительный завод входит в Объединенную судостроительную корпорацию и является одним из лидеров судостроения на Дальнем Востоке. Завод имеет огромный опыт строительства кораблей и судов разных классов и назначений, из всех видов материалов, применяемых в судостроении. Здесь принята наиболее прогрессивная технологическая схема постройки судов поточно-позиционным методом, позволяющая вести ускоренное серийное строительство заказов.

В настоящее время Хабаровский судостроительный завод ведет строительство двух краболовных судов проекта 03141 для магаданской рыбодобывающей компании «Маг-Си», одновременно ведется строительство двух морских буксиров проекта 00440 для ПАО «АСЗ».

Между тем

Как рассказала главный специалист отдела по работе с предприятиями транспортной отрасли городского профильного управления Хабаровска Нонна Белова, навигация в краевой столице возобновилась с 8 октября, 3 судна совершают рейсы по трем маршрутам строго в соответствии с графиками, но на линию они выходят с минимальной загрузкой. При общей вместимости в 250 мест они каждый раз принимают на борт всего от 20 до 25 человек. В выходные пассажиропоток увеличивается, но тоже весьма незначительно.

Ежедневно теплоходы отчаливают от остановки «Прибрежная» в Хабаровске (Речной вокзал пока закрыт). Некоторые из остановок остаются подтопленными («5,5 километр», «Садовая 1»), поэтому суда к ним не причаливают. На остальных остановочных пунктах капитаны высаживают людей на сухих безопасных местах.

Как отметила Нонна Белова, доставлять дачников на левобережье теплоходы продолжат до 31 октября. Оперативную информацию о движении судов можно получить по телефону 8-924-310-61-39.