НА ПЯТЬСОТ МИЛЛИОНОВ ЛЕТ НАЗАД

Владимир Ланин – первый фотограф Приамурья

Чем интересен наш герой: никто ничего толком о нем не знает. Абсолютное большинство сведений по крупицам собрано из воспоминаний случайных знакомых. Им, естественно, было известно не все.  . . . 

Где-то, вероятно, напутали или приврали. Но уж как есть.                                                                               

БОГАТЫРЬ В ОЧКАХ                                                                            

 Точные даты его рождения и смерти неизвестны. Сохранилась фотография, на которой изображен человек богатырского телосложения в очках.                                                                             

Между тем в «Воспоминаниях о заселении Амура в 1857–1858 гг.» М.И. Венюкова В.В. Ланин стоит в одном ряду с писателем С.В. Максимовым и декабристом Д.И. Завалишиным. Известны его снимки Сибирской экспедиции (1859–1862), организованной Императорским Русским географическим обществом. Выходец из семьи забайкальских купцов, Владимир Ланин в 1850-х годах на своей барже занимался «северным завозом» по всему Амуру.                                                                                   

Магистр геологии Федор Шмидт давал ему первые уроки. Ланину повезло запечатлеть останки динозавров. Для того чтобы увидеть их, он вернулся на пятьсот миллионов лет назад. Как по гигантской лестнице, пересек ледниковый период... Кстати, дружба их продолжалась десятилетия: ставший в 1874 году академиком Российской академии наук Ф.Б. Шмидт помогал своему ученику и пропагандировал его работы.                                                                                   

«КАК БУДТО Я НЕ В РОССИИ, А ГДЕ-ТО В ТЕХАСЕ»                                                                               

Николаевск того времени производил впечатление корабля, выброшенного на сушу... Фотографов-иностранцев насчитывалась целая дюжина.                                                                          

В 1862 году открыл свое первое фотоателье и русский фотограф Владимир Ланин.                                                                        

Газета «Восточное Поморье» извещала, что в «фотографическом заведении В. Ланина можно заказать портрет, визитную карточку, сделать снимок на папиросной бумаге, картоне, стекле, меди, шелка, клеенке. Здесь снимают портреты ночью при помощи магния. Портреты эти замечательны отчетливостью и эффектным расположением теней. Фотография для дневных заказов открыта от 9 часов утра до 2 пополудни…»                                                                           

В маленьком помещении с застекленным потолком и окнами стояли только фотоаппарат и кресло для клиента – со специальной подпоркой для головы, позволявшей долго находиться в одной позе.                                                                              

Фотостудию некоторые шутники сравнивали с комнатой пыток. К тому же перед объективом не принято было улыбаться. Главным образом из-за тех же ограничений по выдержке: улыбку долго не удержать, а значит, снимок получится нечетким.                                                                               

Павильонными портретами Владимир Васильевич зарабатывал на хлеб. А его истинным призванием стала съемка повседневной реальности, жизни обычных людей, каждодневно превращающейся в историю.                                                                               

БЕССМЕРТНЫЙ ОТПЕЧАТОК ЛАНИНА                                                                            

Фотограф любил подолгу бродить по улицам в поисках интересных лиц. Он мог запросто подойти к приглянувшемуся человеку и предложить сфотографироваться.                                                                         

Шел он однажды по рынку и увидел старика с бородой по пояс и крестом на груди. Это был ссыльный из старообрядцев.                                                                         

– А платить будешь?                                                                          

 – Рубля хватит?                                                                          

В нем «сидел» репортер: ему нравилось снимать реальную жизнь. Хотя в ту пору это было непросто. Тогдашний фотоаппарат – объемный и весьма тяжелый деревянный ящик. Плюс штатив – еще более тяжелая и громоздкая конструкция. И всю эту аппаратуру приходилось таскать на себе. К тому же требовалось время, чтобы ее развернуть.                                                                                   

Владимир Ланин изведал все трудности профессии. Амбротип – название фото на стекле. Переводится как «бессмертный отпечаток». Вначале готовились стекла нужного размера. Затем они тщательно мылись и сушились. Следующий этап – приготовление реактивов. После этого стекло поливалось коллодием и погружалось в раствор нитрата серебра, откуда его потом доставали и клали в специальную кассету, которую уже вставляли в фотоаппарат. После этого, собственно, и «вылетала птичка». Затем стекло сушилось, покрывалось с одной стороны лаком, потом черной краской. И только после этого снимок был готов.                                                                                       

РИСОВАТЬ ОБЛАКА НА НЕБЕ                                                                                  

Как-то забылось, что когда-то фотографию называли светописью. Это сегодня снимок делается буквально за секунду. А в ту пору… Это не просто бумага, покрытая окислами серебра. Это гораздо больше.                                                                                 

Чаще всего взгляд притягивают люди. Вот по улице едет бричка, в ней сидит купец. Нивхи на собачьих упряжках мчатся по заснеженному Николаевску. Стоит кадет, похожий на адмирала Макарова (в 1865 году он окончил здесь мореходное училище). Баба с коромыслом переходит дорогу. Лает собака. Священник закрывает храм.                                                                                

Удивительно: на снимках нет облаков. На негативах небо закрашивалось черной тушью. Материалы имели особенную чувствительность к синему цвету. Облака надо было снимать с меньшей экспозицией. Если фотограф собирался запечатлеть небо, то не хватало света для земли. А если снимал землю, то засвечивалось небо.                                                                             

Ланин фотографировал небо и землю с разными экспозициями, а потом просто соединял в одно изображение. Монтаж (или, как говорят сегодня, фотожаба) появился еще в середине XIX века. Это могли быть очень сложные монтажи из 30 и более изображений. Мастер продумывал композицию и снимал каждого героя отдельно, а потом печатал финальную фотографию с разных негативов.                                                                       

Трудно поверить, что этим карточкам полтора столетия. Они ничем не уступают современным, сделанным на навороченные аппараты с множеством функций. Эти снимки отличаются хорошей детализацией, что объясняется техникой фотопечати: размер карточки соответствовал размеру стекла. Бумажный снимок наклеивался на специальную картонную подложку, которая придавала фотографии жесткость.                                                                       

И ВЫСТАВКА В ПАРИЖЕ                                                                         

В.В. Ланин первым на Дальнем Востоке освоил стереоскопическую фотосъемку, которая поражала объемностью панорам. И он первым создал антологию «видов и типов далекой Восточной Сибири». В нее вошли снимки Николаевска, Сретенска, Благовещенска, Хабаровки, Софийского и Владивостока. Все эти города были впервые запечатлены именно на фотографиях Ланина.                                                                            

Он снимал не только поселения и пейзажи. По заданию Географического общества фотографировал также аборигенов. Его снимки печатались в известном журнале «Всемирная иллюстрация». Кстати, А.П. Чехов приобрел у него несколько карточек.                                                                        

Ланин, по сути, был разъездным фотографом. Сегодня известен его «Альбом Амура и Уссурийского края», в котором представлены 154 фотографии размером 9×12 см, снятые во второй половине 1860-х – 1870-х годах. Альбом раскупали местные офицеры, торговцы, литераторы и путешественники.                                                                            

Один экземпляр купец В.П. Мыльников передал в дар Императорской публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. Там издание хранится и по сей день. Ланин отправлял свои снимки на этнографическую выставку в Париж. Он получил малую золотую медаль Императорского Российского географического общества за серию видов и типов Восточной Сибири.                                                                              

Владимир Васильевич оставил грандиозное количество фотоматериала, который до сих пор не собран в единый архив. Десятки тысяч снимков – богатейшее наследие – разбросаны по музеям, архивам в России и за рубежом.                                                                               

«Волшебство» Владимира Ланина заключается в уникальном симбиозе художественного таланта, технических способностей, чутья и трудолюбия. Он умел вовремя понять, что станет актуальным в мире фотографии, и выразить самую суть происходящих вокруг себя событий, сохраняя чувство момента. Именно благодаря этой способности снимки Ланина дарят нам возможность «побывать» на Амуре того времени.                                                                          

Из-за засилья конкурентов, Владимир Васильевич бросил ателье в Николаевске. И переехал во Владивосток… Существует легенда: на его доме была вывеска «Фотографъ В. Ланинъ», которую потребовали убрать. Когда прислали полицейских, он их не пустил.                                                                        

Потом Владимир Васильевич умер, а его вывеска так и осталась…

 

Александр САВЧЕНКО

Фото из архива ДВГНБ

 

Газета «Приамурские ведомости», № 14 (8454) 2025 года

г. Хабаровск