СВЕТЛЫЙ ДЕНЬ ПРИДЕТ С ВОЗРОЖДЕНИЕМ ПТИЦЕВОДСТВА

95 лет со дня рождения В.С. Морозова – дальневосточного птицевода

Однажды мы с Валерием Степановичем зашли в супермаркет и прочитали на упаковке: «Курица породы хайсекс браун. Фермерская…» У Морозова лицо прямо перекосило. . . .

Курица была настоящим монстром. Жир так и сочился из тушки.                                                                      

– Это сказки для покупателей. Порода хайсекс браун – яичная. То есть это курица-несушка. Нестись хайсексы начинают месяца в четыре. Потом их эксплуатируют года два-три: курица несется ежедневно и в год приносит по три сотни яиц. Потом ее утилизируют, – выдал он.                                                                          

ИЗ ОТСТАЮЩИХ – В ПЕРЕДОВЫЕ                                                                      

Так что же за птицевод Валерий Степанович Морозов? Родился он 24 июля 1929 года в селе Зирган Мелеузовского района Башкирской АССР. После армии (служил на тральщике Краснознаменной Амурской флотилии, принимал участие в очистке Амура от мин, оставшихся с войны) пришел в крайком комсомола и попросил, чтобы его отправили на работу в самый отстающий колхоз. И за четыре года вывел его в передовые.                                                                      

Доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Всемирной научной ассоциации по птицеводству, участник трех мировых конгрессов. Валерий Степанович возглавлял Дальневосточную зональную опытную станцию, был ученым секретарем президиума ДВО ВАСХНИЛ и научным консультантом Дальневосточного НИИ сельского хозяйства. Исследовал ценность дальневосточных кормов, предложил режимы их использования, разработал концепцию развития животноводства Дальнего Востока. В 2007 году стал почетным гражданином Хабаровска.                                                                     

«КОГДА Я БЕРУ В РУКИ ПЕРО»                                                                        

Познакомился я с Морозовым на его даче. На участке стоял щитовой домик с наполовину разбитыми стеклами. Все вокруг утопало в зелени – огурцах, помидорах, вишнях, смородине. Самым удивительным был огромный кедр, на верхушке которого золотились на солнце шишки.                                                                    

Как-то за поселком Маяк Морозов заметил молоденький кедрик. Его уже задевали колесами машины. Надо было спасать таежный реликт, что он и сделал: выкопал малыша и пересадил к себе на дачу. Впоследствии семена этого дерева были отправлены бандеролями в 100 городов России! На улице Серышева в Хабаровске Валерий Степанович тоже посадил детку своего супер-кедра.                                                                      

Морозов был частым гостем в редакциях хабаровских газет. Он всегда приносил с собой что-нибудь необычное. Однажды представил картину из птичьих перьев, которую «нарисовал» своими руками. Петух везет коляску с цыплятами, рядом – Курочка Ряба в сарафане. Казалось бы, перышки, пух… А если отойти на пару шагов и присмотреться – живописное полотно. Вся эта птичья красота выпрыгивала из рамки, разбегалась и разлеталась. Даже глаза пришлось зажмурить – так ярко переливалось всеми цветами радуги это изображение. Морозову было уже за 80, он выглядел худым, костистым, морщинистым, но глаза оставались ясными, по-мальчишески живыми, озорными. – Когда беру в руки перо, – говорил он, – меня не оставляет иллюзия, что мне 17 лет.                                                                             

ВЫВОДИЛ «МАМ», «ПАП» И ЦЫПЛЯТ                                                                     

«Давай, Валера, в твоей курице запечем мое яблоко!» – подшучивал над Валерием Морозовым его друг академик Григорий Казьмин.                                                                             

Птицеводство было для него плотью и кровью – всем. Кажется, он понимал, о чем куры кудахчут и петухи поют. Но вот парадокс: переводов с птичьего языка на человеческий у него нет. Впрочем, и без этого Валерий Степанович написал уникальную книгу – «Птицеводство Дальнего Востока». И еще 15 работ – все о курах. Дедушка Морозов, улыбающийся с обложек, – лишь небольшая часть масштабного, сложного, стихийного и загадочного явления, каким он был.                                                                         

Заслуга его в том, что вокруг Хабаровска появились птицефабрики, которые полностью обеспечивали людей яйцом и мясом птицы. Морозов увеличил их продуктивность (если говорить о мясе: среднесуточный прирост, или привес, увеличился до 70 г). «Изобрел» десяток кормов – протеиновый, липидовитаминный, минеральный. Для того чтобы обогатить каротином яйцо, вводил в комбикорм кукурузу, сою. Использовал в рационах подсолнечное, рапсовое и конопляное масло – оказывается, от этого цвет желтка становится ярко-желтым. В птицеводстве семья – это один петух и 10 кур. Занимаясь скрещиванием, ученый собирал их лучшие качества. Тщательно отбирал «мам», «пап» и цыплят. У каждой курицы было кольцо с номером, который переносился на яйца.                                                                          

Раньше считалось, что для более высокой яйценоскости нужно светить 17 часов в день. Морозов разработал прерывистые режимы освещения. На основании физиологических исследований он показал, что достаточно пяти-семи часов света. В наше время в птичниках такой режим: три часа темноты, затем два часа света – и так круглые сутки.                                                                       

Сегодня на птицефабриках пользуются клеточными батареями для содержания птицы. Морозову говорили: «Петух в клетке работать не будет!» Но он разработал нормы плотности посадки: 27 кур и три петуха. Если оставить одного петуха, он сможет осеменить только 10 кур. Оставь двоих самцов – начнут бороться друг с другом. А при морозовских нормативах все работает.                                                                              

Среди его инноваций – взбитый белок куриного яйца, который идет нарасхват в кондитерской промышленности. А еще кальциевые таблетки из скорлупы, которые усваиваются лучше, чем «химия».                                                                            

СЦЕПИТЬ ГЕН ПОЛА С ГЕНОМ МАССЫ                                                                              

Откроем книгу Морозова, в которой он пишет: «Единственный способ стабилизировать цены на курицу и яйца – развивать собственное производство. Мы начинали реформы с разукрупнения хозяйств, а светлый день придет с возрождением фабрик по птицеводству.                                                                           

Если сама природа восстает против фуража зерна в зоне рискованного земледелия, то кто мешает использовать дары морей и океанов в качестве рыбной муки? Сколько «отходов» рыбаки выбрасывают за борт? А взять сою!                                                                               

Нам нужен свой Институт возрождения селекции кур мясных кроссов. Ученым удалось сцепить ген пола птицы с геном цвета оперения, что позволяет в суточном возрасте цыплят отбирать курочек и петушков. А если сцепить ген пола с геном формы и массы яиц? Например, яйца удлиненные и крупные – это петушки, а менее круглые – курочки?» Поистине, революционные предложения Морозова могут вывести отечественное птицеводство из кризиса.                                                                         

«У НАС, РЕБЯТА, ВПЕРЕДИ ЕЩЕ МИЛЛИАРДЫ ЛЕТ...»                                                                              

Сейчас я смотрю на его фотографию и думаю: как много людей в Хабаровске должны его помнить. Например, его депутатство: помогал многодетным семьям, одиноким старикам, фронтовикам, инвалидам...                                                                            

За Морозовым было трудно записывать. Он всегда говорил в темпе: «У нас, ребята, впереди еще миллиарды лет...» Валерий Степанович любил людей, птиц, звезды и знал нечто такое, что было чудом.

Александр САВЧЕНКО

Фото автора

 

Газета «Приамурские ведомости», № 07 (8396) - 2024 года

г. Хабаровск