Был ли Петр Бекетов завоевателем Забайкалья?
В литературе, посвященной началу освоения русскими людьми Сибири, немало сказано о бесчинствах и жестокостях, творившихся в те времена. Это так. Из песни, как говорится, слов не выкинешь. Немало среди русских служилых людей было проходимцев, рвачей, корыстолюбцев и насильников. Как, впрочем, немало корыстолюбцев и живодёров было и среди бурятских и тунгусских воинов. Вспомните о разгроме аборигенами в 1634 году русского отряда Дунайки Васильева, защищавшего Братский острог.
Тогда было вырезано и сожжено заживо более полусотни казаков вместе с их предводителем, - практически весь отряд, а все их имущество разграблено. В последние годы на различного рода форумах все чаще можно встретить резко критическую оценку действий в Сибири русских отрядов. Чаще всего авторами таких оценок являются молодые (но не только) люди якутской и бурятской национальностей. Чем это вызвано? Автору-«аборигену» вторит другой «знаток истории», зашифровавший себя под девизом «Нашли героя»: «Сначала изучите историю, господин ИКК (надо полагать – Ильковский К.К.). В фильме покажите, как он умер, как бездомная собака. Православная церковь отказалась хоронить его на кладбище Тобольска. Его считали бандитом с большой дороги. Церковь объяснила свой поступок: "собаке, собачья смерть". Покажите в фильме как убивали бурят и тунгусов. Тем самым бросьте кость раздора относительно благополучному региону». Действия воевод архиепископ Симеон воспринял, как вмешательство в церковные дела и нарушение своих личных прав. Подзуживаемый Аввакумом, он не стал ждать от воевод объяснений, наперекор им решил наказать строптивого дьяка своей властью, - предать его анафеме с соборным провозглашением. Бекетов не нападал на священнослужителя, как об этом пишет автор-«абориген». Но когда узнал, что архиепископ Симеон предал дьяка Мильзина анафеме, он в соборе, во всеуслышание принародно обвинил архиепископа в злоупотреблении властью, отступлении от правил церковного устава и требований закона в отношении лиц, объявивших «слово и дело государево». Продолжая бранить Симеона, рассерженный Бекетов покинул службу, но по пути к своему двору вдруг схватился за грудь, упал, и умер от сердечного приступа. Архиепископ не простил ему сказанных слов, - приказал «ево среди улицы вергнути псам на снедение». Это вызвало новую волну возмущения, внесло раскол в среду горожан, в подавляющем своем большинстве людей богобоязненных. Три дня бурлил и клокотал страстями Тобольск, лишь после этого тело Бекетова подняли и погребли по христианскому обычаю. Такова суть случившегося, описанная протопопом Аввакумом в «Житии». На чём же, спрашивается, зашифрованные авторы основывают свои призывы «не называть героями мародеров и педофилов», «не бросать кость раздора»? На каком основании они делают выводы, что «Бекетов был предан анафеме за защиту педофила и нападение на священнослужителя», что «православная церковь отказалась хоронить его на кладбище Тобольска», что «его считали бандитом с большой дороги»? Участник форума под девизом «Голубой ходак» (для непосвященных поясню, что голубой ходак – символ бурятского гостеприимства) пишет: «покажите в фильме, как буряты встречают Петра Бекетова с голубым ходаком. За это он у них отнял самые благодатные земли…». И опять все эти высказывания свидетельствуют о полном незнании авторами сибирской истории, во всяком случае – истории даурского похода Петра Бекетова. О том, что Бекетов идет в Забайкалье «не с войною и не с боем», а выполняет посольскую миссию, говорили его посланцы к монгольскому князю Культуцину (он был подвластен князю Турукай-Табуну). Об этом свидетельствуют сохранившаяся в архивах отписка Бекетова енисейскому воеводе. А известно ли автору – участнику форума под девизом «житель», что по всей Сибири (!!) проживало тогда немногим более 250 тысяч человек, - об этом пишут специалисты-историки. Сопоставьте это с численностью нынешнего населения Читы. Сибирь в те времена была девственно пустынной! Можно ли при этом говорить, что «буряты, … давным-давно уже все освоили»? Пишут, что Бекетов отнял у бурят самые благодатные земли. Так ведь не было тогда бурят ни у Иргень-озера, ни на Шилке, - там жили тунгусы. Да и мог ли Бекетов отнять, у кого бы то ни было земли, если он пробыл в тех местах всего лишь год, после чего обстоятельства заставили его сплавиться на Амур. О том, как все было в действительности, и завоёвывал ли Бекетов Забайкалье, говорят сохранившиеся архивные документы. Вот, что писал он енисейскому воеводе, прибыв к Иргень озеру и поставив там острог: «А как оне иноземцы тунгусы приехали в новый государев Ергенский острог з государевым ясаком ко мне князец Карбацка да Ижевица, а с ними улусных людей шестьдесят человек, … их тунгуских князцей с их улусными людьми … по государеву указу … привёл их к шерти, и взял с них государев ясак по два соболя с человека на нынешний на 162 год. А больши двух соболей положить на них не уметь, потому што живут в степях, лесов блиско нет, и те оне соболи покупают на скот у оленных мужиков. А взяв с них государев ясак и к шерти приведши, велел их иноземцев напоить и накормить довольно государевыми запасы. И дав им государево жалованье подарки, отпустить их по своим местам». Так было ли это завоеванием? Как видим, аманатов Бекетов старался не брать. Не только потому, что они были обузой для отряда, - их надо было содержать, охранять, менять по истечении определенного времени, что было далеко не простым делом в условиях передвижения отряда. Но главное, - предводитель, видимо, в полной мере сознавал, что взятие аманатов неизбежно вызывало у инородцев чувство враждебности к захватчикам. И потому, если ему удавалось убедить князцов принять «руку государеву», то он ограничивался взятием с них клятвы (шерти). Участник форума, выступающий под девизом «Я так думаю», пишет: «А князь Гантимур? Ну, думайте, думайте...». Тунгусский князь Гантимур принял казаков Максима Уразова миролюбиво, построению зимовья не препятствовал и добровольно, без аманатов, внес ясак, – два сорока соболей. Так писал Максим Уразов. Но скорее всего это был не ясак, а дружественный подарок. Ведь ни Максим Уразов, ни Бекетов не писали о принятии Гантимуром «шерти». Миролюбивая встреча малочисленного отряда Максима Уразова говорит лишь о том, что он сам лично хотел понять, что за люди – русские, о могуществе которых уже давно ходили слухи по Шилке и Амуру. Но, скорее всего, причина последовавших за этим событий состояла в другом. Напомню, что дело было в 1653 году. К этому времени Ерофей Хабаров после четырех лет бесчинствования в Приамурье был уже арестован прибывшим на Амур государевым посланником Зиновьевым и находился на Тунгире. Гантимур, без сомнения, знал о том, что его даурские родственники, - тесть и шурин Тыгичей захвачены людьми Хабарова в заложники-аманаты, но, видимо, еще не знал о их судьбе. Хотел ли он, чтобы в подобном положении оказался он сам или его сыновья? На своей родине – в долине реки Нонни, недалеко от Цицикара, Гантимур, как и его отец Дуликагир, был самостоятельным князем, и дани никому не платил. Он ушел оттуда под давлением маньчжуров, не желая им подчиниться. Теперь же он увидел, что и на Шилке независимости ему не сохранить. К тому же с Амура от даурских людей дошли до него грозные известия, что пришедшие с севера русские люди свирепо расправляется с князьями, забирают их с сыновьями в неволю, грабят и разоряют улусы, берут в плен женщин и детей. Пройдет время, русские люди закрепятся в Забайкалье, приступят к хозяйственному освоению края, - возведут храмы, обзаведутся пашнями, займутся поиском полезных ископаемых, примут меры по защите бурят и тунгусов от посягательств южных соседей - монголов. У Гантимура будет возможность оценить отношение к аборигенам Забайкалья и русских людей и маньчжуров. Заботясь о сохранении своего рода, он примет иное решение, - перейдет в подданство русского государя. Старший сын Гантимура - Катанай, быстро овладевший русской речью, оказался искусным военачальником, неоднократно помогал нерчинскому воеводе в отражении набегов монгольских тайшей, вместе с русскими казаками вступал в схватку с монголами, противодействуя захвату ими бурятского населения. Часть потомков гантимурова рода позднее составили пятисотенный тунгусский казачий полк, стоявший на охране границы с Монголией. Россия не была чужда процессам колонизации, правда, со своей спецификой, своими особенностями. Главная из них состояла в том, что Сибирь не была колонией, оторванной от метрополии. Шло расширение территории российского государства. При этом термин «завоевание» и часто критикуемый термин «присоединение» по существу сливались в своем значении. Российские власти были заинтересованы и в сохранении инородцев, проживавших на завоеванных территориях, и в их благосостоянии. Ведь не напрасно же почти в каждом указе государя сибирским воеводам и служилым людям говорилось: призывать иноземцев под государеву руку «ласкою», устанавливать для них размер ясака «не в тягость и не в налог, а по их мочи». И только в крайнем случае, - случае неповиновения и вооруженного сопротивления, рекомендовался военный нажим. Возвращаясь к началу статьи, я вновь задаюсь вопросом: чем же вызвано появление в последние годы на различного рода форумах резко критической оценки действий в Сибири русских отрядов? Тридцать лет тому назад такой тенденции не было, а если где-то и появлялись подобного рода публикации, то они носили исключительный характер с явным оттенком национализма. Ответить на этот вопрос не просто, но с уверенностью можно сказать, что «ветер дует с запада», в том числе – с современной Украины. Наиболее ярким представителем русофобского клана является Владимир Бровко, - бывший сотрудник Генпрокуратуры УССР, а ныне – «рыцарь информационной войны с Россией». Его публикациями переполнен сайт Проза ру, - более 1200 повестей, статей, очерков, а это, ни много, ни мало – более 60 тысяч страниц! И практически все они русофобской направленности. Судя по всему, в Сибири он никогда не был, но считает себя выдающимся специалистом в области сибирской истории. Вот, что он писал в книге «Амурская дуга»: «Как были инородцы бесправными рабами у русских, так они рабами и остались». Свои умозаключения автор завершает враждебным выпадом против православной церкви: «… в РПЦ МП лихо фальсифицируется российская история, … в связи с утратой доверия к сведениям, сообщаемым церковными историками РПЦ МП, нам теперь необходимо будет дальше самостоятельно разбираться, и каждый раз перепроверять все факты …». Можно подумать, что он полон сочувствия к несчастным, угнетенным «инородцам», однако ж – ничуть не бывало. Впрочем, судите сами: «Для тех из «русских», - пишет он, - чье обличие хоть и с трудом, но можно отнести к европеоидной расе, в «новой Москве» … придумали самоназвание – «россияне». (При этом понятное дело, подразумевается, что у киевлян, к которым относит себя автор, обличье, конечно же, европеоидное). Жителям Забайкалья, конечно же, нужно знать о деятельности этого «защитника инородцев», особенно в той её части, которая касается истории Сибири, провокатора, искажающего русскую историю, вбивающего клин («кость раздора» – по формулировке одного из участников форума) в межэтнические отношения её жителей. Впрочем, это уже особая тема.
Бахмутов Владимир Михайлович Красноярск. |