ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ: ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ

Вот  и подошла двадцать пятая годовщина событиям августа 1991 года, перевернувшая жизнь всех жителей огромной державы – Советского Союза. Кто-то воспринимает случившееся  как великую трагедию, кто-то, наоборот, считает, что тогда жителям России и других государств, образовавшихся на развалинах СССР, открылся путь в «светлое» капиталистическое будущее, - к свободе, демократии и процветанию. В общем, 1991 год воспринимается людьми так же, . . . . . 

как и год 1917, вот только знаки оценок этих исторических событий у одних и тех же людей  обычно диаметрально противоположные.Да, в обоих случаях произошли революции, изменившие политический и экономический строй государства. Это понятно всем. Но остается без ответа вопрос: «Почему они произошли?». О революции 1917 года написаны горы разнообразных по взглядам на неё книг и статей, которые, впрочем, все равно не убеждают людей с противоположной точкой зрения. О революции 1991 написано пока меньше – слишком мало ещё по историческим меркам времени прошло, хотя тенденция та же – непримиримость мнений. Но давайте не будем впадать в крайности суждений, а попробуем  взглянуть на те события с высоты «птичьего полёта», как говорил выдающийся историк Лев Гумилёв,  попытаемся найти им место в великой мозаике истории человечества и понять хоть некоторые причины произошедшего.

СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?

Есть такое философское утверждение, что всякая случайность – это лишь непознанная закономерность. Поскольку автор полностью разделяет эту мысль, то можно смело сказать: «И произошедшая в августе 1991 года буржуазная революция, и последующий распад СССР были отнюдь не случайными, а закономерными явлениями». Предвижу шквал критики со стороны тех, кто считает, что Советский Союз и социалистический строй уничтожили Горбачёв, Ельцин и иже с ними при поддержке ЦРУ, Моссада и прочая,  и прочая. Предвижу также восторг тех, кто считает, что и  социалистическое государство,  и  социализм вообще –  ошибка истории, зло, порожденное   Марксом и навязанное России Лениным-Сталиным.

Так, вот, и те и другие, на мой взгляд, – не правы. Советский Союз, конечно, не был «ошибкой» истории, у которой просто не бывает ошибок, и исчез он не по прихоти кого-то: он образовался, а затем распался в силу вполне объективных и хорошо всем понятных причин, о которых, правда, мы не любим задумываться. А причины эти очень просты: на смену старому всегда приходит нечто новое, а всё, что родилось, рано или поздно должно умереть – даже звёзды и галактики рождаются и умирают, исчерпав потенциал своего развития. Вспомним афоризм «великого мыслителя» Козьмы Пруткова: «Первый шаг младенца есть первый шаг к его смерти!». В этом вся суть. Сначала от накопившихся неразрешимых противоречий погибла Российская империя, дав жизнь своей новой реинкарнации – Советскому Союзу, разрешившему противоречия своей предшественницы. Затем накопившиеся внутри этого государства новые противоречия привели к гибели и его, после чего возникла современная Россия, где нет проблем советской системы, зато появились новые, о которых нет смысла говорить, поскольку каждый сталкивается с ними ежедневно. Когда-нибудь на смену нынешнему российскому государству придёт новое, в котором не будет нынешних проблем и противоречий – там будут другие, и всё опять повторится.

«СЛУЖИТЬ БЫ РАД…».  НО!

Сейчас очень модным стало слово «элита» и производные от него: элитные дома и квартиры, элитные рестораны и ночные клубы, элитные… проститутки. Но сейчас речь не об этом, а об элите политической, которую раньше было принято называть правящим классом. Пожалуй, это точнее, хотя и в дальнейшем мы часто будем пользоваться понятием «элиты» – так теперь для всех понятнее. Ну, а всякий класс имеет, в соответствии с марксистско-ленинской теорией, свои собственные интересы, которые он отстаивает со всей решимостью.

Так кто же составлял правящий класс – элиту в СССР, и какие у этого класса были интересы?

На первую часть вопроса ответ хорошо известен: это руководители партийных (КПСС, кто забыл), советских (государственное управление) и хозяйственных (отраслевые министерства и их нижестоящие структуры, отдельные  предприятия и организации) органов, а также верхушка вооружённых сил и правоохранительных органов – в общем, все те, кто входил тогда в понятие «номенклатуры».

Если же мы воспользуемся домарксистским определением, то можно сказать, что «номенклатура» – это служилое сословие, практически полный аналог дворянству, которое служило государству, персонифицированному в лице царя или императора, получая за это ряд привилегий и материальных стимулов.

Практически любой человек, пусть даже и подсознательно, не проявляя этого внешне, хочет работать меньше, а получать больше. И всё достигнутое в своей жизни, хочет передать своим детям. Ну, просто природа человеческая такова! Дворяне, естественно, не были исключением. Постепенно дворянство добилось желаемого, превратившись из служилого сословия, получавшего свои поместья и привилегии на период службы государю (если перестал служить, то у тебя отобрали и отдали другому), просто в привилегированное сословие, не обязанное никому служить и передававшее свои привилегии и собственность по наследству. Такое положение – ни за что не отвечать и всё иметь в наследуемой частной собственности – было тем идеалом, к которому на протяжении всего своего существования стремилась и шла советская номенклатура. Путь этот был долог и непрост, но, как говорится, «дорогу осилит идущий». Пришли, к тому, к чему хотели. И сейчас стоит остановиться на некоторых узловых моментах перерождения советской номенклатуры.

«ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ…»

После революций 1917 года и смены общественного строя поначалу исчезло само понятие привилегированного сословия. Общество напоминало кипящий котёл, в котором всё бурлило и непрерывно менялось местами: сегодня ты на самом верху, а завтра – в самом низу, и наоборот.  Однако, по мере успокоения революционных страстей, общество вновь начало структурироваться, и в нем стал образовываться слой новых советских управленцев, большинство из которых заняли свои должности благодаря участию в революции и гражданской войне. Эти люди, часто профессионально некомпетентные, считали, что они своей предыдущей борьбой за советскую власть уже заслужили себе привилегированное положение в новом обществе и не горели желанием уступать его кому-либо.  А тут ещё подоспел НЭП со своими соблазнами и искушениями. Началось разложение уже новой элиты, ставшей почивать на лаврах и тормозить развитие общества, препятствуя необходимой ротации кадров: кому же хочется терять тёплые места, тем более завоёванные в тяжёлой революционной борьбе.

В обществе же росло недовольство этими «новыми барами», чем и воспользовался Сталин, проведя большую чистку элиты в конце 30-х годов ХХ-го века, аналогичную той, что проводил Иван Грозный в период опричнины, а затем и Пётр I. Во всех трёх случаях была ослаблена или даже уничтожена старая элита, занимавшая свое положение благодаря прошлым заслугам, а на первый план были выдвинуты те, кто занимал своё положение только по воле государя, полностью от него завися. Каждый раз после такой встряски формировалось служилое государство с чёткой административной вертикалью, которое каждый раз затем перерождалось в нечто иное.

Но вернёмся в СССР в конец тридцатых годов прошлого века. Репрессии того времени были вызваны, если отвлечься от эмоциональных оценок, не личными отрицательными качествами Сталина, а жесточайшей борьбой за создание жёстко централизованного государства в период нарастающей военной угрозы. Правильность такого подхода подтвердила победа СССР в Великой отечественной войне на фоне бессилия большинства стран с более или менее демократическим правлением (например, Франции) оказать сопротивление агрессии. Война с её требованиями жесточайшей дисциплины, мгновенного реагирования на быстро меняющуюся обстановку, консолидации общества для решения общей цели – выживания страны и демократия с ее выборами,  долгими дебатами и приматом личных прав над общественными интересами – две вещи несовместные.

Но вот война завершилась, внешняя угроза существованию страны и её элиты миновала, и элита решила, что хватит целиком и полностью зависеть от воли «хозяина», а пора подумать о собственных интересах. В 1953 году произошёл государственный переворот, который прошёл как-то незаметно, закамуфлированный смертью (или убийством) Сталина, а затем арестом и расстрелом Берии. На фоне этих громких и общеизвестных событий незаметным для большинства населения оказалась одна «мелочь» – органы госбезопасности потеряли право контролировать практически весь партийный и советский аппарат, как  было до этого.

То есть, в Советском Союзе появилась группа лиц (класс или сословие – кому как больше нравится), выведенная из-под контроля государственных органов. Первый шаг к «вольностям дворянства» был сделан: воруй, бери взятки, самодурствуй, но, если ты член партии, попал в номенклатуру, занял там не самую низшую ступень и не бросаешь вызов устоям системы, то серьёзных последствий для тебя не будет, «дворянского» звания не лишат.  Механизм саморазрушения государства был запущен.

Следующий шаг к созданию нового привилегированного сословия был сделан в 1964 году с устранением Хрущёва, имевшего наклонности самодержавного правителя. По сути это была не просто смена руководителя правящей партии и государства, а очередной государственный переворот под лозунгом борьбы с «волюнтаризмом», организованный партийно-государственной верхушкой, требовавшей «коллективного руководства», при поддержке органов государственной безопасности, по своему прямому назначению обязанных предотвращать такие эксцессы.

После смещения Хрущёва и возвращения к «ленинским принципам коллективного руководства» сформировалась модель управления страной, которую можно назвать «олигархической» («олигархия» переводится с греческого как «власть немногих») в отличие  от сталинской системы, которая больше соответствует понятию «абсолютной монархии».  И если Сталин мог своей единоличной волей сместить, а то и казнить даже члена политбюро или любого наркома, то уже у Брежнева не было такой возможности держать в руках элиту, поскольку ему, чтобы не повторить судьбу Хрущёва, приходилось считаться со своим окружением, с республиканскими и региональными лидерами, с интересами партийного и советского аппарата.

Разложение же партийно-советской элиты и аппарата шло всё более ускоряющимися темпами, что стало очевидно уже всем в последние годы пребывания у власти Брежнева. Фактически, руководители территориальных образований в составе СССР: союзных и автономных республик, краёв и областей превратились в полунезависимых князьков и баронов, творящих в своих вотчинах всё, что им заблагорассудится, лишь внешне изображая приверженность центральной власти и официальной идеологии. Попытка Андропова навести в стране некоторый порядок закончилась одновременно с его смертью, о которой до сих пор существует много толков.

К началу 1990-х годов власть центра уже совсем ослабла: некогда всесильный Генеральный секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза стал для региональных вождей всего лишь «первым среди равных». Считается, что так называли Цезаря в древнем Риме. Он был первым среди равных, таких же достойных граждан Рима, любой из которых мог быть цезарем. Примерно так же отзывались в средние века о германском императоре имперские князья-курфюрсты, выбиравшие его на своих съездах, при этом Германии как единого государства, по сути, не существовало.

В общем, к 1991 году сакральность высшей власти в СССР была полностью утеряна, а  у элиты оставались нерешёнными две главные задачи: обеспечить себя частной собственностью пропорционально  уже имевшейся власти и сделать власть, привилегии и собственность наследуемыми.

Решать эти задачи новым «князьям», «графам» и «баронам» было сподручнее на территории своих уже полностью контролируемых ими регионов без вмешательства какого-либо центра. Советский Союз был обречён.

«ПАРИЖ СТОИТ МЕССЫ!»

Когда две с лишним тысячи лет назад Александр Македонский совершал победоносные походы и создавал свою великую империю, ему в этом помогали его верные соратники-полководцы – диадохи. Они готовы были идти с Александром хоть на край света, а если потребуется, то и отдать за него свою жизнь.  Но стоило великому завоевателю умереть, и диадохи, забыв все клятвы, начали воевать друг с другом за раздел его грандиозного наследства. В этих длившихся двадцать лет войнах были убиты даже ближайшие родственники (в том числе и дети) Александра Македонского, а на развалинах его огромной державы образовалось несколько независимых, а иногда и враждебных друг другу государств, управляемых бывшими друзьями-соратниками, ставшими независимыми правителями-царями.

В средние века во франкском королевстве король назначал в провинции своих наместников – графов. То есть тогда  граф  – это губернатор в нынешней терминологии. Но в условиях распада франкской империи Карла Великого и войн, которые вели его  потомки  между собой, деля великое наследство, титул и владения графов стали наследственными: бывшие губернаторы стали фактически правителями независимых государств.  Начиналась феодальная раздробленность Европы.

Во время крестовых походов западноевропейских феодалов с целью отвоевания у мусульман «гроба Господня» – места в Палестине, где по преданию был захоронен и откуда вознёсся на небо Иисус Христос, возникли духовно-рыцарские ордена, одной из главных задач которых была борьба с врагами католической церкви. Среди трёх крупнейших орденов был и Тевтонский или Немецкий орден, переместившийся затем из Палестины в Восточную Европу, в Пруссию, и основавший там крупное и агрессивное государство. Главой ордена был Великий Магистр (Гроссмейстер), избиравшийся (и при необходимости смещавшийся) Генеральным Капитулом, то есть общим собранием всех членов ордена – демократия!  Тевтонский орден вёл жестокие войны не только с языческим населением Пруссии, Литвы, Латвии, Эстонии и с православной Русью, что хоть как-то оправдывало бы его предназначение защитника католицизма, но и с католической Польшей,  потерпел от неё, в конце концов, несколько тяжёлых поражений и стал её вассалом.

И тогда произошло неожиданное: в 1525 году последний Великий Магистр Тевтонского ордена Альбрехт Гогенцоллерн перешёл в протестантизм,  сложил с себя полномочия Великого Магистра и объявил о секуляризации (передаче собственности ордена – организации католической церкви в свою – светского государя собственность)  прусских земель  – основной территории, принадлежавшей Тевтонскому ордену. Образовалось светское протестантское герцогство Пруссия, власть в котором стала передаваться по наследству. Основателем правящей династии в новом государстве стал герцог Альбрехт Великий – до этого Великий Магистр католического духовно-рыцарского ордена, при вступлении в который он, как и все прочие, давал обет (клятву Богу!) безбрачия! Спустя век герцогство стало уже королевством, постепенно «железом и кровью» объединившим все германские земли в воинственную Германскую империю, ответственную за начало Первой мировой войны.

«Для чего автор сделал этот экскурс в прошлое?», – вправе спросить читатель. А вот, для чего! Если внимательнее присмотреться к описанным историческим коллизиям, то возникает чувство, что недавно (двадцать пять лет назад) нечто очень похожее происходило на наших глазах.

Давайте, заменим имена диадохов Александра Македонского: Антигона, Антипатра, Птолемея, Селевка, Лисимаха, Евмена на имена членов Политбюро ЦК КПСС последних лет существования этого органа: Алиев, Шеварнадзе, Назарбаев, Каримов, Кравчук, Лучинский.  Мы получим ту же историческую коллизию: бывшие сподвижники, объятые жаждой личной власти, начинают раздирать единую страну на свои, по сути, частные куски, не чуждаясь при этом даже кровопролития. Хорошо, что хоть до полномасштабной войны между бывшими советскими республиками не дошло, как произошло в древности у сподвижников великого завоевателя. Кстати, в одной из возникших на развалинах СССР  стран уже фактически действует наследственная система правления: после смерти бывшего коммунистического лидера некогда советской республики, а затем и президента независимого государства Азербайджан его на высшем государственном посту сменил сын – по сути, образовалась правящая династия Алиевых. А недавно умерший президент независимой Туркмении Ниязов провозгласил себя отцом всех туркмен – «туркменбаши», в честь которого ещё при его жизни  воздвигались грандиозные монументы, как в честь египетских фараонов.  Как тут не привести в пример  соратника Александра Македонского диадоха Птолемея, провозгласившего себя царём Египта – наследником фараонов  и основавшего династию,  закончившуюся со смертью знаменитой царицы Клеопатры.

А не напоминает ли вам, уважаемый читатель, дарение в 877 году  франкским королём Карлом Лысым своим графам права наследования титула и графства на призыв Бориса Ельцина к региональным руководителям «брать столько суверенитета, сколько они могут проглотить»?  Ведь оба этих поступка, между которыми более тысячи лет, были сделаны с одной целью: привлечь на свою сторону региональную элиту во время распада единого государства и нарастания феодальной смуты, заручиться её поддержкой в период борьбы с конкурирующими претендентами на верховную власть, пусть  всё более слабеющую от таких «мудрых» решений.

Или же Борис Ельцин, клявшийся при вступлении в партию «быть в первых рядах строителей коммунизма», а затем ставший из секретарей ЦК КПСС лидером демократов - антикоммунистов для того, чтобы захватить единоличную, как ему казалось, власть в России – ну чем не Альбрехт Великий, ради личной наследственной власти перешедший из католичества в протестантизм и забывший все ранее дававшиеся  Господу клятвы и обеты. Отличие здесь только в одном: герцогство Пруссия после клятвопреступления своего владыки начало процветать, превратившись со временем в мощнейшую державу Европы – Германию, а Россия  под руководством Ельцина стала неудержимо падать в пропасть, и конца этому падению пока не видно.

Так что такие примеры, а их можно было бы привести гораздо больше («Париж стоит мессы», – сказал вождь французских протестантов (гугенотов) Генрих Наваррский (1553— 1610) когда ему, чтобы получить французский престол, пришлось перейти из протестантства в католичество, а римский император Юлиан был прозван Отступником за то, что уже в христианизированном Риме восстановил  язычество и начал гонения на христиан)  очень хорошо показывают цикличность истории,  что не только помогает понимать настоящее, но и пытаться заглянуть в будущее, ибо всё так или иначе повторяется.

Ельцин лишь один из многих исторических «отступников», предававших то, чему ранее служили. «Париж стоит мессы!» – вечный лозунг властолюбцев, которым безразлично, что предавать ради личной власти и богатства: христианство, «коммунизм» или «демократию». Да, да, «демократию» такие люди тоже предадут, когда посчитают выгодным для себя, поэтому тем, кто действительно верит в демократические идеалы не стоит обольщаться красивой риторикой этой публики.

В ПОИСКАХ «ПОЛЯ ЧУДЕС»

Впрочем,  большинству людей свойственно самое простое объяснение событий: попались плохие руководители Горбачёв и Ельцин, вот и развалился Советский Союз, насчитывавший, кстати, около 300 миллионов жителей. И что, два человека, пусть даже исчадия ада, способны подчинить себе 300 миллионов? Нет, конечно! Как бы ни относиться к Ельцину, но необходимо признать, что за ним пошли миллионы людей в России.

Почему? На этот вопрос так просто не ответишь, хотя пару причин назвать можно.

Во-первых, это популистская демагогия Ельцина и его окружения: «Идите за мной – я в одночасье сделаю вас богатыми и счастливыми!». Откуда мгновенно возьмётся «богатство» для каждого в стране, переживающей экономический и политический кризис, задумывался мало кто: раз «народный» вождь обещает, значит даст. Как гласит народная мудрость, простота хуже воровства. К сожалению, большинство людей России оказалось такими простаками: сначала они верили в обретение счастья за 500 дней, а потом  в «чудо» МММ и прочих «Чар» с «Хопрами».

И вот мы подошли ко второй причине – людской жадности. Никто не хочет сейчас признаваться в том, что тогда очень многие мечтали быстро разбогатеть и радовались развалу советской системы, мешающей делать деньги из «воздуха». Мало кто понимал, что такие деньги будут и весить, как воздух, то есть почти ничего – вспомним инфляцию начала 90-х. Дух стяжательства овладел обществом. Даже люди, имевшие вполне приличную работу с достойной зарплатой, бросали её и уходили либо в сомнительные кооперативы, где платили в разы больше, чем на производстве, либо торговать какими-нибудь китайскими пуховиками или другим дешёвым ширпотребом сомнительного качества. Никто не задумывался над тем, что для того, чтобы торговать, надо сначала что-то произвести. Зачем? Нам нужны деньги здесь и сейчас, а что-то производить - это так долго и неинтересно. Главное, чтобы денег успеть урвать побольше.

Сейчас, когда стало ясно, к чему всё это привело: развал некогда процветавших предприятий, массовая безработица и бедность на фоне кричащего богатства явного меньшинства,- пришло к людям прозрение, что  надо было делать всё по-другому. Но время назад не вернёшь. Теперь только один путь – вперёд. Нынешнее положение вещей тоже не вечно, поскольку вечного нет ничего.

Так что, как бы мы ни относились к такой, прямо скажем, малоприятной фигуре, как Ельцин, мы должны посмотреть правде в глаза и сказать себе: «Это мы хотели такого лидера страны, мы его получили, и он был достоин нас!». Но не думаю, что сейчас, спустя двадцать пять лет многие признаются, что голосовали за Ельцина, поддерживали его разрушительные для страны действия, восхищались им. Сейчас все «прозрели», поскольку Абрамовичи, Прохоровы и Дерипаски получились явно не из каждого.

Эх, прозрели бы раньше. Но не зря народная пословица гласит: «Русский мужик задним умом силён». Помните, как в детском фильме «Приключения Буратино» кот Базилио и лиса Алиса поют песенку со словами: «На дурака не нужен нож: ему с три короба наврёшь, и делай с ним, что хошь! На жадину не нужен нож: ему покажешь медный грош, и делай с ним, что хошь!». К сожалению, эта песенка про  народ России, про всех нас, зарывших всё, что имели на рыночно-демократическом «поле чудес» и ждавших, когда вырастет дерево с золотыми листьями. «Коты Базилио» и «лисы Алисы» покупают себе сейчас на наши «пять золотых» королевские замки по всей Европе, виллы у тёплых лазурных морей, яхты размером с круизный лайнер, заграничные футбольные и баскетбольные клубы, леса, озёра, землю России и посмеиваются над глуповатыми «Буратинами», ждущими золотых всходов процветания и демократии на рыночном либеральном «поле чудес», являющемся, на поверку,  большой мировой помойкой. Что ж, всегда надо помнить, что «поле чудес» бывает только в «стране дураков»!

Впрочем, «буратины», кажется, уже перестали ждать рыночного чуда, начали понимать, что к чему. Дай - то, Бог!

О ТОМ, КАК МЫШКА ВЫДЕРНУЛА РЕПКУ

Помните русскую народную сказку, как тянули из земли большую репку дед, бабка, внучка, Жучка, кошка… Тянут-потянут – вытянуть не могут. А вот присоединилась мышка, и… вытянули репку. Так кто же вытянул репку? Мышка?

Если разбираться, почему распался Советский Союз, то можно найти множество причин, способствовавших этому. Фигуры Горбачёва и Ельцина – лишь одна из них. Но сказать, что СССР распался из-за предательства и слабости Горбачева или из-за властных амбиций Ельцина,  – всё равно, что утверждать, что  именно мышка выдернула репку без участия всех остальных, ибо в цепи причин крушения огромного государства они сыграли именно роль мышки из сказки. Не будь их, возможно СССР пожил бы ещё какое-то время,  но это всё равно была бы другая страна: без Прибалтики, Закавказья, Молдавии, а, возможно, и Западной Украины (автор был в конце 80-х годов в Грузии и Латвии и видел своими глазами, что люди там уже настраивались на независимость и конфронтацию с союзным центром и Россией). Да и строй бы в том государстве был бы наверняка похож на нынешний. От исторического процесса не убережёшься.

*    *    *

О таком грандиозном событии, как распад СССР и буржуазная революция, кульминацией которой стали три дня в августе 1991 года, можно говорить много и долго, но всё равно обо всём не скажешь. Требуются ещё многие годы и труды не ангажированных политиками учёных, чтобы можно было более или менее правильно и непредвзято оценить место тех событий в истории  России, их влияние на дальнейшую  судьбу нашей Родины.

Надо надеяться, что мы ещё увидим её возрождение.

 

Агте Владимир Сергеевич, инженер-механик,  по призванию историк-исследователь, заведующий Музеем истории, член Союза журналистов России