Когда восстановят арку цесаревича?

В Хабаровске отметили 130-летие путешествия Николая на Восток

В Гродековском музее за круглым столом состоялось обсуждение памятной даты – 130-летия путешествия на восток цесаревича Николая Александровича.

Памятные места

То путешествие продолжалось более девяти месяцев. Будущий император посетил ряд стран, в том числе Индию, Китай, Японию, после чего прибыл во Владивосток. Там 23-летний цесаревич ознакомился с крепостью и мастерскими, позже выросшими в «Дальзавод», участвовал в церемонии начала строительства Транссибирской магистрали.

Через 130 лет, день в день, сухой док «Дальзавода» и другие памятные места обошли участники крестного хода. Его инициаторами стали жители Колымы, которые привезли с собой Магаданскую икону Божьей матери.

– И в Хабаровском крае мы двигались по пути цесаревича. Побывали в селах Венюково и Казакевичево. В Градо-Хабаровском Успенском соборе был отслужен молебен. Выезжали мы и в село Вятское. В нем вместе с переселенцами из Вятской губернии цесаревича приветствовали представители коренных народов Приамурья, – сообщил за круглым столом магаданец Василий Кухарь.

Старший научный сотрудник Гродековского музея Алексей Шестаков напомнил, что в Японии на великого князя было совершено покушение. Поэтому пребывание во Владивостоке было более продолжительным, чем намечалось.

– Цесаревича сопровождал приамурский генерал-губернатор барон Андрей Николаевич Корф. Вместе они выехали из Владивостока в Хабаровку – главный город генерал-губернаторства. В Хабаровск ее переименовали позднее, – констатировал Шестаков.

До Никольска (ныне Уссурийск) Николай Александрович ехал в экипаже, запряженном тройкой. На утопающем в вязкой грязи бездорожье у озера Ханка лошадей сменили быки. Они доставили его императорское высочество к Сунгаче – притоку Уссури. Цесаревич пересел на пароход «Ингода» и продолжил путешествие. Его приветствовали в станицах Уссурийского казачьего войска.

…Цесаревич в Хабаровке

Главный город генерал-губернаторства встречал наследника престола кострами на левом берегу: в Хабаровку «Ингода» причалила, когда стемнело.

Остановился цесаревич в резиденции генерал-губернатора. Ему было вручено доставленное через Урал и Сибирь сообщение о присвоении очередного воинского звания – капитан.

– Приезд наследника престола в конце мая был приурочен к двум важным годовщинам. Это подписание в 1858 году Айгунского договора, по которому Приамурье отошло России и основание Хабаровки в том же, 1858 году, – отметил Шестаков.

На следующий день наследник престола участвовал в молебне в Успенском соборе и освящении памятника Николаю Муравьеву-Амурскому, усилиями которого Отечество приросло землями на востоке. Состоялся прием корейской и китайской депутаций.

В последний день пребывания в Хабаровке цесаревич встретился с отставниками – солдатами и казаками, участниками амурских сплавов конца 50-х годов. На строевом смотре выучку его императорскому высочеству продемонстрировали 3-й Восточно-Сибирский линейный батальон, горный батальон и сменная команда 1-го Забайкальского конного полка.

Во время поездки по городу Николай Александрович посетил артиллерийскую мастерскую, госпиталь, строившийся кадетский корпус.

– Пребыванием в Хабаровке цесаревич остался доволен. Это подтверждают записи дневника, который он вел в путешествии, – подытожил старший научный сотрудник краеведческого музея Алексей Шестаков.

«Ночь была отличная, и эффект полный», – писал наследник престола о кострах, которыми встретила его Хабаровка. «…Гребли молодцами и управлялись очень лихо», – о гиляках и гольдах (нивхах и нанайцах), участниках лодочных гонок в Вятском. «Все части я нашел в отличном виде», – о строевом смотре перед отплытием в Благовещенск.

Вопрос не в финансах

– В Хабаровске я не впервые, – заметил Василий Кухарь, модератор круглого стола в Гродековском музее. – В 2019 году был на утренней службе в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Оказалось, что на крыльце меня поджидали хабаровчане. «Помолитесь, чтобы нам позволили триумфальную арку восстановить», – сказали они. Для меня их просьба была как удар обухом по голове. Обычно люди просят помолиться о них самих, о близких…

Пожалуй, не обойтись без пояснения: триумфальными арками Россия встречала цесаревича в 1891 году на всем пути его следования. Две арки были воздвигнуты в Хабаровке. Самая впечатляющая на том месте, где улица Алексеевская выходила на Соборную площадь (улица Шевченко и Комсомольская площадь в современной топонимике). Став украшением города, триумфальная арка, сооруженная из лиственницы, простояла до 1917 года, после чего ее участь была предрешена.

В постсоветские десятилетия, когда вернулось из забытья восточное путешествие цесаревича, триумфальные арки начали восстанавливать. Пример – Владивосток и Благовещенск, где они стали неотъемлемой частью городского пространства.

– Инициатором воссоздания триумфальной арки в нашем городе стал народный художник РСФСР Геннадий Дмитриевич Павлишин*. Почтенный возраст не позволяет ему ходить по кабинетам. За это взялась я, – сказала Екатерина Казакова, аудитор-ревизор по роду деятельности, реагируя на недоумение Василия Кухаря.

Конкурс на создание проекта триумфальной арки состоялся в 2018 году. Дальше дело не двинулось…

– Решено ограничиться установкой закладного камня. Надпись в две строки обсуждали целый день, – с горечью высказалась Екатерина Георгиевна, возглавляющая общественный совет, созданный в Хабаровске, как и в других городах страны, чтобы отметить 130-летие восточного путешествия цесаревича.

– Вопрос не в финансировании. Предприниматели готовы взять на себя расходы, – уточнил Валерий Хидиров, который спасает от разрушения и реставрирует объекты культурного наследия.

Уместно вспомнить 90-е годы, когда Владивосток вернул исторические названия всем улицам. Тогда Ленинская снова стала Светланской. Улица 25-го Октября – Алеутской, хотя именно по ней 25 октября 1922 года в оставленный интервентами и белогвардейцами город входил во главе колонны главком Иероним Уборевич с орденами Красного Знамени на шинели. Хабаровск решился на возвращение исторического названия лишь части главной улицы – Муравьева-Амурского…

 

Михаил КАРПАЧ

«Приамурские ведомости», №26-2021

 

* В 90-х годах прошлого столетия хабаровский краевед Владимир Пестерев предлагал восстановить хотя бы верхнюю арку, однако никто его заявлений всерьез не воспринял, а сам он умер (прим. ред.).

 

Справка

Триумфальная арка во Владивостоке

Николаевские триумфальные ворота – каменная арка, сооруженная напротив Адмиральской пристани (недалеко от пересечения ул. Светланской с ул. Прудовой – ныне ул. ПетраВеликого) для встречи наследника цесаревича Николая 11 мая 1891 года в рамках посещения им Дальнего Востока и открытия строительства Транссиба (наследник заложил владивостокскую железную дорогу с каменным вокзалом, док для ремонта кораблей, а также памятник адмиралу Г.И. Невельскому). В 1927 году Николаевские ворота были разобраны. Летом 2001 года церковь благословила восстановление арки, в 2003 году ее строительство было завершено. Новая арка смещена по отношению к первоначальной постройке. Нынешнее ее расположение: на ул. Петра Великого, в районе Адмиральского сквера, рядом с выставочным центром музея им. В.К. Арсеньева и кукольным театром.

Триумфальная арка в Благовещенске

Арка в русском стиле воздвигнута в честь посещения города наследником цесаревичем Николаем 4–5 июня 1891 года. Строительство триумфальной арки обошлось в 10 тысяч рублей. Арка строилась на пожертвования купцов, золотопромышленников и простых жителей Благовещенска. В советское время арка была заброшена. В 1923 году по решению губернского исполнительного комитета была переименована в Арку имени 5-й Краснознаменной армии. Во время наводнения 1928 года фундамент триумфальной арки был поврежден, и в сентябре 1936 года арка была разобрана. Воссоздана в 2003–2005 годах.

Амурские ворота в Иркутске

Триумфальная арка в стиле ампир сооружена в 1858 году в Иркутске для встречи генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, возвращавшегося с Амура после заключения Айгунского договора. Амурские триумфальные ворота ставились временно, и после торжеств они должны были быть убраны. Но это монументальное сооружение настолько органично вписалось в городской ландшафт и облагораживало эту часть Иркутска, что городская дума решила его сохранить в качестве памятного знака. В 1891 году была произведена реконструкция Амурских ворот, но к 1920 году они вновь обветшали. На этот раз арку реставрировать не стали, и памятник был снесен. В августе 2009 года, к 350-летию Иркутска (отмечалось в 2011 году) было решено восстановить Амурские ворота. Однако ворот так и нет.